Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:06, дипломная работа
Целью исследования является всесторонний анализ института акционерного общества как субъекта гражданских правоотношений.
Исходя из поставленной цели, выделяются следующие исследовательские задачи:
- раскрыть понятие и признаки акционерного общества как юридического лица;
- изучить исторические предпосылки появления и развития акционерных обществ в России;
- рассмотреть типы акционерных обществ
Введение……………………………………………………………………..
3
Глава 1. Понятие и признаки акционерного общества как юридического лица……………………………………………………………………………
5
1.1. История появления и развития акционерных обществ……………….
5
1.2. Сущность и типы акционерных обществ……………………………...
14
Глава 2. Правовое регулирование создания акционерного общества……
23
2.1. Создание акционерного общества путем учреждения……………….
23
2.2. Создание акционерного общества путем реорганизации…………….
28
Глава 3. Органы управления акционерным обществом…………………..
43
3.1.Общее собрание акционеров……………………………………………
43
3.2. Совет директоров……………………………………………………….
49
3.3. Исполнительные органы……………………………………………….
53
Глава 4. Ликвидация акционерного общества……………………………..
62
4.1 Понятие и основания ликвидации акционерного общества…………..
62
4.2. Процедура ликвидации акционерного общества……………………...
69
Заключение……………………………………………………………………
79
Литература…………………………………………………………………….
- в иных случаях предусмотренных Гражданским кодексом РФ143.
Акционерное общество может быть ликвидировано также в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями закона принимается судом с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий144.
Существуют определенные условия деятельности организации, невыполнение которых влечет за собой ликвидацию. Рассмотрим некоторые из них:
- пунктом 3 статьи 7 Закона
№ 14-ФЗ установлено
- аналогичное требование содержится и в пункте 3 статьи 7 Закона № 208-ФЗ, согласно которому число акционеров закрытого акционерного общества не может превышать 50. При превышении указанного числа акционеров закрытое акционерное общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) в течение года. В случае неисполнения указанного требования по истечении года общество подлежит ликвидации в судебном порядке;
- в случае неполной
оплаты уставного капитала
- если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, то общество подлежит ликвидации (пункт 3 статьи 20 Закона №14-ФЗ, пункт 5 статьи 35 Закона № 208-ФЗ)145.
Как свидетельствует арбитражная практика, при принятии решения о принудительной ликвидации юридического лица, суды руководствуются Постановлением Конституционного Суда от 18 июля 2003 года № 14-П. Согласно данному Постановлению отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушения обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц146.
В Постановлении от 18 июля 2003 года № 14-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отдельное нарушение нормативно-правовых актов, допущенное как при создании юридического лица, так и в ходе его деятельности, само по себе не может являться единственным основанием для прекращения юридического лица путем его ликвидации при условии, что это нарушение носит устранимый характер147.
Согласно пункту 1 статьи 49 ГК РФ: «Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)».
Если деятельность организации
осуществляется без надлежащего
разрешения (лицензии), то суд может
принять решение о
Основания для принудительного прекращения религиозной организации содержат ст. ст. 8 и 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». В частности, основанием для обращения в суд с требованием о признании религиозной организации «прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц» ст. 8 этого Закона называет «неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц». Статья 14 Закона называет в качестве оснований принудительной ликвидации неоднократные или грубые нарушения норм Конституции РФ, указанного Закона и иных федеральных законов либо систематическое осуществление религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям)148.
Таким образом, на основании
вышеизложенного можно
Требования о ликвидации юридического лица по указанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом149.
Правом на обращение в суд с иском о принудительной ликвидации общества наделены государственные органы, осуществляющие в рамках своих полномочий надзорные функции. Таким правом наделены прокуратура (ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); налоговые органы (подп. 16 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ); федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (п. 20 ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг); Центральный банк России - в отношении банков и иных кредитных организаций (ст. ст. 19, 23 Закона «О банках и банковской деятельности»)150.
В соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
4.2. Процедура
ликвидации акционерного
Порядок ликвидации акционерного общества регулируется ст. 22 Закона об АО. Она основана на нормах ст. 63 ГК РФ, определяющих общий для всех юридических лиц порядок проведения ликвидации, который в целом совпадает с порядком ликвидации акционерного общества, установленным в ст. 22 Закона об АО.
После принятия общим
собранием акционеров решений о
ликвидации общества и назначении ликвидационной
комиссии, а также уведомления
об этом органа, осуществляющего
Ликвидационная комиссия на первоначальном этапе своей деятельности обязана поместить в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества (п. 1 ст. 22 Закона об акционерных обществах, п. 1 ст. 63 ГК РФ)152.
При большом количестве имущественных обязательств, наличии сомнительных или спорных долгов и исходя из иных фактических обстоятельств ликвидационная комиссия вправе предусмотреть более длительный срок для предъявления претензий кредиторам153.
Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации». Закон об акционерных обществах, так же как и ГК РФ, не устанавливает срок публикации сообщения о ликвидации акционерного общества.
Ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности общества, а также в письменной форме уведомить кредиторов о ликвидации общества (абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 22 Закона об акционерных обществах). Основанием для выявления кредиторов и дебиторов общества служат первичные и иные документы бухгалтерского учета, заключения ревизионной комиссии (ревизора) акционерного общества и внешнего аудитора общества, акты проверок налоговых и иных органов, другие документы общества154.
По истечении двухмесячного срока со дня опубликования сообщения о ликвидации общества, или, как говорит закон, по окончании срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, что определяется п. 2 ст. 63 ГК РФ и п. 4 ст. 22 Закона об акционерных обществах. В этом балансе отражаются сведения о составе имущества ликвидируемого общества (данные об активах), перечне предъявленных кредиторами требований, а также результатах их рассмотрения155.
Требования кредиторов учитываются в промежуточном ликвидационном балансе в размере, признанном ликвидационной комиссией на основании документов, подтверждающих наличие обязательства и размер долга. В случае несогласия ликвидационной комиссии с суммой требования кредитора в названном документе отражается сумма требования, принятая ликвидационной комиссией. Обязательства, по которым не предъявлены требования, а также обязательства, не признанные ликвидационной комиссией, отражаются на соответствующих счетах промежуточного ликвидационного баланса156.
Требования кредиторов, установленные судебным решением, учитываются в промежуточном ликвидационном балансе в размере, определенном судом.
Промежуточный ликвидационный баланс является чрезвычайно важным документом, позволяющим определить способность ликвидируемого общества к расчету с кредиторами. Утверждение промежуточного баланса является обязательным и относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров ликвидируемого общества (п. 2 ст. 63 ГК РФ; п. 4 ст. 22, подп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об акционерных обществах). Решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об акционерных обществах)157.
Действующее законодательство не содержит требований по оформлению промежуточного ликвидационного баланса. Поэтому следует считать достаточным составлением данного документа в простой письменной форме158.
Пункт 3 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает необходимость уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Такое уведомление осуществляется по форме, утвержденной Правительством РФ.
Требования кредиторов удовлетворяются (в первую очередь) из денежных средств ликвидируемого общества. При недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 5 ст. 22 Закона об акционерных обществах, п. 3 ст. 63 ГК РФ). Порядок проведения публичных торгов регулируется материальным правом, в частности нормами ст.ст. 448-449 ГК РФ159.
Со дня утверждения общим
собранием акционеров промежуточного
ликвидационного баланса
Так, ею предусмотрены две
В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о компенсации морального вреда. Для этого ликвидируемое общество обязано капитализировать необходимые для выплат суммы и внести их в органы государственного страхования (на это указано, например, в ст. 23 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ). Вышеупомянутое правило установлено также п. 2 ст. 1093 ГК РФ.
Во вторую очередь
производятся расчеты по выплате
выходных пособий и оплате труда
лиц, работающих или работавших по трудовому
договору, и по выплате вознаграждений
авторам результатов
В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
В четвертую - с другими кредиторами160.
Статья 64 ГК РФ не содержит нормы, регулирующей расчеты с кредиторами по текущим платежам. Вместе с тем после принятия решения о добровольной ликвидации юридического лица не отпадает необходимость содержания его имущества до того момента, когда оно будет реализовано при недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов или распределено между акционерами после удовлетворения требований кредиторов. Полагаем, что требования кредиторов по текущим платежам должны удовлетворяться по мере наступления срока исполнения соответствующего обязательства, во внеочередном порядке. Здесь следует руководствоваться разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в п. 25 которого указано, что расходы, связанные с продолжением функционирования юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, работой ликвидационной комиссии (ликвидатора), конкурсным производством, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, а также судебные издержки должны покрываться вне очереди161.
Информация о работе Акционерное общество как субъект гражданского права