Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 14:52, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение новых форм и правового статуса бюджетных учреждений
В связи с целью в работе поставлены следующие задачи:
1) Уточнить понятия: «казенного», «бюджетного» и «автономного учреждений»;
2) Подробно рассмотреть особенности правового положения новых типов государственных учреждений.
3) выявить, чем отличается правовой статус ныне действующих бюджетных учреждений от правового статуса действующих ранее.
4) Рассмотреть финансовое обеспечение деятельности и особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями.
5) Выявить цель реформы государственных бюджетных учреждений.
Введение
На протяжении последнего десятилетия бюджетная система Российской Федерации постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и экономических процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние на экономические процессы. С другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.
В настоящее время проводится реформа бюджетного процесса в Российской Федерации, основными направлениями которой являются: бюджетирование, ориентированное на результат, среднесрочное бюджетное планирование, организация бюджетной функциональной классификации расходов бюджетов по программному принципу в соответствии с целями и задачами государственной политики.
В настоящее время бюджетные учреждения занимают ведущее место в системе некоммерческих организаций, что позволяет говорить об актуальности рассмотрения данной темы. Они создавались и создаются органами государственной власти и муниципальных образований для выполнения социально-культурных, научно-исследовательских, управленческих и иных функций некоммерческого характера.
Следует отметить, что основным нормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, является Бюджетный Кодекс РФ. Он регламентирует отношения между учреждениями, министерствами, ведомствами, главными распорядителями и распорядителями финансов, а также прочими субъектами бюджетных правоотношений, возникающих в процессе планирования, составления и утверждения бюджетов всех уровней, формирования доходов и осуществления расходов соответствующих бюджетов.
Объектом исследования в данной работе являются бюджетные учреждения и их правовое положение.
Предмет: бюджетные, казённые и автономные учреждения
Целью данного исследования является изучение новых форм и правового статуса бюджетных учреждений
В связи с целью в работе поставлены следующие задачи:
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка литературы.
Во введении определяется актуальность, объект, предмет, цели, задачи работы.
Параграф первый посвящен новым формам и правовому статусу бюджетных учреждений, даётся понятие казенного , бюджетного и автономного учреждений, приводится сравнительная таблица и описывается переходный период.
Во втором параграфе рассматриваются финансы, учёт и налогообложение бюджетных, казённых и автономных учреждений.
В заключение говорится о конечной цели реформы бюджетных учреждений.
Список литературы содержит перечень использованных нормативных документов и другой литературы. В списке 9 источников.
Глава 1. Новые формы и правовой статус бюджетных учреждений
С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) который вводит новые формы и правовой статус бюджетных учреждений. К существующим двум типам государственных и муниципальных учреждений (бюджетное и автономное) добавляется еще один - казенное учреждение. В новом облике бюджетные учреждения, кроме казенных, смогут функционировать на основе рыночных принципов с расширенными полномочиями.
Согласно ст. 31 Закона N 83-ФЗ на федеральном уровне в обязательном порядке казенными учреждениями стали учреждения силовых структур (ВС РФ, МВД, ФМС, ФТС, ФСБ и пр.), а также психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.
Согласно данному закону изменяется правовое положение бюджетных учреждений культуры, действующих на сегодняшний день. То есть этим учреждениям предложено выбрать, в каком правовом статусе они будут действовать дальше: как бюджетные учреждения, казенные или автономные.
Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (пп. «е» п. 1 ст. 13 Закона № 83-ФЗ).
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ). Также оно не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (п. 21 ст. 13 Закона № 83-ФЗ). Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц (пп. «г» п. 14 ст. 6 Закона № 83-ФЗ).
Бюджетным учреждением - признается некоммерческая
организация, созданная Российской Федерацией,
субъектом Российской Федерации или муниципальным
образованием для выполнения работ, оказания
услуг в целях обеспечения реализации
предусмотренных законодательством РФ
полномочий соответственно органов государственной
власти (государственных органов) или
органов местного самоуправления в сферах
науки, образования, здравоохранения,
культуры, социальной защиты, занятости
населения, физической культуры и спорта,
а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, оно вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ).
Бюджетное учреждение в праве с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества,
а также недвижимого имущества. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество, указанное в законе, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника1.
Автономным учреждением - признается некоммерческая
организация, созданная Российской Федерацией,
субъектом Российской Федерации или муниципальным
образованием для выполнения работ, оказания
услуг в целях осуществления предусмотренных
законодательством РФ полномочий органов
государственной власти, полномочий органов
местного самоуправления в сферах науки,
образования, здравоохранения, культуры,
социальной защиты, занятости населения,
физической культуры и спорта, а также
в иных сферах в случаях, установленных
федеральными законами (ст. 2 Федерального
закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных
учреждениях» в редакции Закона № 83-ФЗ).
Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, оно вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ).
При этом автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить недвижимое имущество, а также находящееся у него особо ценное движимое имущество в уставный (складочный) капитал других
юридических лиц, за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда (пп. «в» п. 2 ст. 23 Закона № 83-ФЗ).
Новым бюджетным учреждениям дается больше самостоятельности, но вместе с тем они в большей степени отвечают по своим обязательствам. Новые бюджетные учреждения культуры более конкурентоспособны на рынке, что позволяет достигать лучшего качества оказываемых ими услуг, а также большей эффективности работы самих учреждений культуры.
Федеральным законом N 83-ФЗ лишь уточняются некоторые положения, касающиеся возможности перехода бюджетных учреждений культуры в автономные.
Более подробно рассмотрим особенности новых типов государственных учреждений (казенных и новых бюджетных учреждений), а также с помощью сравнительной таблицы выявим, чем отличается правовой статус указанных учреждений от правового статуса ныне действующих бюджетных учреждений.
Сравнительная таблица №1
Наименование показателя, по которому сравниваются учреждения |
2010 год |
2011 год | |||
Бюджетное учреждение |
Казенное учреждение |
Бюджетное учреждение |
|||
1. Основной нормативный акт, регулирующий особенности правового положения |
Бюджетный кодекс (ст. 161) |
Бюджетный кодекс в редакции Федерального закона N 83-ФЗ (ст. 161) (далее - новая редакция БК РФ) |
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в редакции Федерального закона N 83-ФЗ (далее - новая редакция Закона о некоммерческих организациях)
|
||
2. Финансовое обеспечение |
Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой (п. 1 ст. 161, ст. 6 БК РФ) |
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной система РФ и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161, ст. 6 новой редакции БК РФ) |
Финансовое обеспечение
выполнения государственного задания
бюджетным учреждением |
||
3.Учреждение как получатель бюджетных средств |
Бюджетное учреждение является получателем бюджетных средств (ст. 6 БК РФ) |
Казенное учреждение является получателем бюджетных средств (ст. 6 новой редакции БК РФ) |
Бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств. При этом в период с 01.01.2011 по 01.07.2012 (переходный период) бюджетное учреждение остается получателем бюджетных средств в случае, если ему не предоставляются субсидии (п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ) |
||
4. Открытие лицевых счетов |
Для учета операций по исполнению бюджета бюджетными учреждениями открываются лицевые счета в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципальном образовании) (ст. 220.1, п. 1 ст. 161 БК РФ) |
Для учета операций по исполнению бюджета казенными учреждениями открываются лицевые счета в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципальном образовании) (ст. 220.1, п. 4 ст. 161 новой редакции БК РФ) |
Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) (п. 8 ст. 9.2 новой редакции Закона о некоммерческих организациях) |
||
5. Собственник имущества |
Собственником имущества государственных (муниципальных) учреждений (в том числе казенных и бюджетных учреждений до 2011 года и после) являются Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование | ||||
6. Право распоряжения имуществом |
Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (п. 1 ст. 298 ГК РФ) |
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ в редакции Федерального закона N 83-ФЗ (далее - новая редакция ГК РФ)) |
Бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества (п. 10 ст. 9.2 новой редакции Закона о некоммерческих организациях, п. 3 ст. 298 новой редакции ГК РФ) | ||
7. Право использования
средств, полученных от |
Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, после уплаты налогов учитываются в доходах бюджета (п. 3, 5 ст. 41 БК РФ). При этом бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности средства (пп. 3 п. 11 ст. 5 Федерального закона N 63-ФЗ*) |
Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 4 ст. 298 новой редакции ГК РФ, п. 3 ст. 161 новой редакции БК РФ) |
Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 новой редакции ГК РФ) | ||
8. Ответствен- ность по обязательствам |
Главный распорядитель бюджетных
средств несет от имени Российской
Федерации, субъекта РФ, муниципального
образования субсидиарную ответственность
по денежным обязательствам подведомственных
ему получателей бюджетных |
Главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (казенных учреждений) (п. 12.1 ст. 158 новой редакции БК РФ) |
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения (п. 2 ст. 120 новой редакции ГК РФ) | ||
9.Бухгалтерский учет |
План счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета устанавливает Минфин (ст. 165 БК РФ). В 2010 году при ведении бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н |
Порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, а также порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях устанавливает Минфин (ст. 165 новой редакции БК РФ). Таким образом, по мнению автора, в 2011 году казенные и бюджетные учреждения при ведении бухгалтерского учета также будут руководствоваться Инструкцией по бюджетному учету, которая будет действовать в 2011 году |
Анализируя выше приведенную сравнительную таблицу, можно сделать вывод, что принципы функционирования и правовой статус казенных учреждений, вступившие в силу в 2011 году, совпадают с принципами и правовым статусом ранее действовавших бюджетных учреждений, с ограничением, выраженным в том, что казенные учреждения все доходы, полученные от приносящей доход деятельности, обязаны зачислять в соответствующий бюджет.
Что касается новых бюджетных учреждений, как уже отмечали выше, им предоставлено больше свободы и самостоятельности в плане распоряжения имуществом, закрепленным за ним, и использования доходов, полученных от приносящей доход деятельности. При этом собственники (учредители) новых бюджетных учреждений не несут ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом.
Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией, а данный процесс сводится лишь к изменению учредительных документов такого учреждения (п. 1 ст. 17.1 новой редакции Закона о некоммерческих организациях). Поэтому следует отметить, что государственным учреждениям, чей правовой статут изменен, не придется:
- производить переназначение
руководителя и иных
- перезакреплять имущество. Имущество признается закрепленным на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения (п. 10 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ);
- переоформлять лицензии,
свидетельства об аккредитации,
иные разрешительные документы,
Также Федеральным законом N 83-ФЗ предусматривается, что в переходный период созданные новые бюджетные учреждения и казенные учреждения будут функционировать в прежнем правовом режиме бюджетных учреждений. А это означает, что в переходный период:
- бюджетные учреждения
остаются получателями
- бюджетные и казенные
учреждения вправе
Информация о работе Бюджетные учреждения и их правовой статус