Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 14:52, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение новых форм и правового статуса бюджетных учреждений
В связи с целью в работе поставлены следующие задачи:
1) Уточнить понятия: «казенного», «бюджетного» и «автономного учреждений»;
2) Подробно рассмотреть особенности правового положения новых типов государственных учреждений.
3) выявить, чем отличается правовой статус ныне действующих бюджетных учреждений от правового статуса действующих ранее.
4) Рассмотреть финансовое обеспечение деятельности и особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями.
5) Выявить цель реформы государственных бюджетных учреждений.
- финансовый орган субъекта
РФ, муниципального образования
вправе принимать решение об
осуществлении операций со
- заключение и оплата
федеральным бюджетным
Основным объединяющим признаком для всех бюджетных учреждений является то, что учредителем такого учреждения могут быть только Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование (пп. «б» п. 8 ст. 6 Закона № 83-ФЗ и ст. 6 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Другим общим признаком для бюджетных учреждений является перечень видов деятельности, который учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, и этот перечень должен содержаться в уставе (ст. 7 Закона № 83-ФЗ).
Также сохраняются
ограничения на распоряжение
имуществом бюджетного
Порядок отнесения имущества
автономного или бюджетного учреждения
к категории особо ценного
движимого имущества утвержден Постановлением
Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.
Для приведения правоустанавливающих
документов бюджетных учреждений в соответствие
с новыми требованиями законодательства
был установлен переходный период в полтора
года с 1 января 2011 года по 1 июля 2012 года
(п. 13 ст. 33 Закона № 83-ФЗ).
Создание и/или изменение тип бюджетного
учреждения осуществляется решением исполнительного
государственного органа соответствующего
уровня (п.6; п. 10 ст. 6 Закона № 83-ФЗ):
- Правительством Российской Федерации
- для федеральных учреждений;
- высшим исполнительным органом государственной
власти субъекта Российской Федерации
- для учреждений субъектов РФ;
- местной администрацией муниципального
образования - для муниципальных учреждений.
Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения (п. 10 ст. 6 Закона № 83 ФЗ). По замыслу законодателя процедура перевода бюджетных учреждений в другие типы должна содержать в себе минимальный объем организационных мероприятий, связанных с изменением их статуса (повторного наделения имуществом, переоформления прав на земельные участки и т.д.).
Правительством России уже
выпущено Распоряжение от 07.09.2010 № 1505-р
«Об утверждении методических рекомендации
по определению критериев изменения типа
государственных учреждений субъектов
РФ и муниципальных учреждений с учетом
сферы их деятельности и рекомендаций
по внесению изменений в трудовые договоры
с руководителями бюджетных учреждений
субъектов РФ и муниципальных бюджетных
учреждений», которое вступает в силу
с 1 января 2011 года.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы.
Бюджетная смета - документ, устанавливающий
в соответствии с классификацией расходов
бюджетов лимиты бюджетных обязательств
казенного учреждения (ст. 6 Бюджетного
кодекса РФ в редакции Закона № 83-ФЗ).
Казенное учреждение осуществляет операции
с бюджетными средствами через лицевые
счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным
кодексом РФ (п. 21 ст. 13 Закона № 83-ФЗ). Как
мы уже указывали выше, казенное учреждение
не имеет права предоставлять и получать
кредиты (займы), приобретать ценные бумаги.
Субсидии и бюджетные кредиты казенному
учреждению не предоставляются (ст. 161
БК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ).
При недостаточности лимитов
бюджетных обязательств, доведенных казенного
учреждения для исполнения его денежных
обязательств, по таким обязательствам
от имени Российской Федерации, субъекта
РФ, муниципального образования отвечает
соответственно орган государственной
власти (государственный орган), орган
управления государственным внебюджетным
фондом, орган местного самоуправления,
орган местной администрации, осуществляющий
бюджетные полномочия главного распорядителя
бюджетных средств, в ведении которого
находится соответствующее казенное учреждение
(п. 21 ст. 13 Закона № 83-ФЗ).
Лимиты бюджетных средств, доведенные
до казенного учреждения, а также доходы
в виде средств, полученных от оказания
казенными учреждениями государственных
(муниципальных) услуг (выполнения работ),
а также от исполнения ими иных государственных
(муниципальных) функций
не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций (пункты 1 и 2 ст. 16 Закона № 83-ФЗ).
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ).
При предоставлении на территории
России казенными учреждениями в
аренду федерального имущества налоговая
база по НДС определяется как сумма
арендной платы с учетом налога (п.
3 ст. 161 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ).
В этом случае налоговыми агентами будут
являться арендаторы указанного имущества,
которые определяют налоговую базу отдельно
по каждому арендованному объекту, исчисляют
и уплачивают в бюджет соответствующую
сумму НДС, которую впоследствии смогут
принять к вычету2.
Расходы в связи с исполнением
государственных (муниципальных) функций,
в том числе с оказанием государственных
(муниципальных) услуг (выполнением работ),
не учитываются в расходах в целях обложения
налогом на прибыль организаций (п. 3 ст.
16 Закона № 83-ФЗ). Для казенных учреждений
устанавливается обязанность проводить
тендеры при любых закупках (ст. 4 Федерального
закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд» в редакции Закона
№ 83-ФЗ).
Казенные учреждения не вправе
переходить:
- на единый сельскохозяйственный налог (пп.
4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ);
- на упрощенную систему налогообложения (пп.
17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в редакции Закона №
83-ФЗ).
При этом они освобождаются
от уплаты госпошлины (ст. 333.35 НК РФ в редакции
Закона № 83-ФЗ). С учетом того, что казенные
учреждения являются самым ограниченным
типом бюджетных учреждений с точки зрения
полномочий на распоряжение имуществом,
доходами и финансами, то и тип бухгалтерского
учета устанавливается для них только
один – бюджетный 3. Бюджетный учет представляет
собой упорядоченную систему сбора, регистрации
и обобщения информации в денежном выражении
о состоянии финансовых и нефинансовых
активов и обязательств Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований, а также об операциях, изменяющих
указанные активы и обязательства.
Бюджетный учет осуществляется
в соответствии с планом счетов, включающим
в себя бюджетную классификацию Российской
Федерации (ст. 264.1 БК РФ). Бюджетный учет
осуществляется в соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации, Федеральным
законом «О бухгалтерском учете», иными
нормативными правовыми актами Российской
Федерации (Приказ Минфина РФ от 30.12.2008
№ 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному
учету»).
Государственная
учетная политика реализуется через:
- план счетов бюджетного учета, порядок
отражения операций по исполнению бюджетов
и кассовому обслуживанию исполнения
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации на счетах бюджетного учета;
- перечень типовых корреспонденций счетов
бюджетного учета;
- иные вопросы организации бюджетного
учета
2.2. Учет, налогообложение
в бюджетном учреждении
С 1 января 2011 года статья 321.1
Налогового кодекса РФ, регулировавшая
особенности ведения налогового
учета бюджетными учреждениями, утрачивает
силу (п. 5 ст. 16 Закона № 83-ФЗ). Требования
к системе налогообложения
Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.
К средствам целевого финансирования,
не включаемым в налоговую базу по
налогу на прибыль, отнесены доходы в
виде субсидий, предоставленных бюджетным
учреждениям (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Сверх установленного государственного
(муниципального) задания, а также в случаях,
определенных федеральными законами,
в пределах установленного государственного
(муниципального) задания бюджетное учреждение
вправе выполнять работы, оказывать услуги,
относящиеся к его основным видам деятельности,
предусмотренным его учредительным документом,
для граждан и юридических лиц за плату
и на одинаковых при оказании одних и тех
же услуг условиях.
Бюджетное учреждение также
вправе осуществлять иные виды деятельности,
не являющиеся основными видами деятельности,
лишь постольку, поскольку это служит
достижению целей, ради которых оно создано,
и соответствующие указанным целям, при
условии, что такая деятельность указана
в его учредительных документах.
Доходы, полученные от приносящей доход
деятельности, и приобретенное за счет
этих доходов имущество поступают в самостоятельное
распоряжение бюджетного учреждения (п.
3 ст. 298 ГК РФ).
В последнем случае бюджетные учреждения
будут уплачивать налог на прибыль организаций
в общеустановленном порядке, в том числе
производить только квартальные авансовые
платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286
НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ).
Как и казенные учреждения
бюджетные не вправе применять:
- упрощенную систему налогообложения
(пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в редакции Закона
№ 83-ФЗ);
- единый сельскохозяйственный налог (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ).
В общеустановленном порядке
уплачивается НДС от платных услуг, в том
числе от аренды, а также госпошлина за
наименование «Россия» при регистрации
учредительных документов (ст. 333.17 НК РФ;
ст. 333.35 НК РФ), налог на имущество, земельный
налог.
Основным видом учета
для бюджетных учреждений будет
являться также как и для казенных
учреждений – бюджетный (Федеральный
закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском
учете» в редакции Закона № 83-ФЗ).
2.3
Учет в автономных бюджетных учреждениях
с учетом переходного периода
Автономные учреждения, осуществляющие
бухгалтерский учет согласно утвержденной
учетной политике, разработанной
на основе Положений по бухгалтерскому
учету (ПБУ), не изменяют порядок ведения
бухгалтерского учета до конца 2010 года.
В целях методологического
Автономные учреждения, так же как и бюджетные, с 1 января 2011 года вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ). При этом для автономных бюджетных учреждений возможность применения упрощенной системы налогообложения сохраняется (ст. 346.11 НК РФ). Однако по-прежнему автономные учреждения не вправе применять систему налогообложения в виде единого сельхозналога (ЕСХН) (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ). В остальном система налогообложения и налогового учета автономных учреждений идентична системе бюджетных учреждений.
Заключение
Цель реформы государственных
бюджетных учреждений – финансировать
количество и качество государственных
услуг, предоставляемых современному
российскому обществу на основе рыночных
принципов. По мнению автора, государство
создает новый правовой и финансовый механизм
способный гибко и адекватно обеспечивать
стремительно меняющиеся потребности
нашего общества, в условиях масштабной
модернизации страны. Иными словами финансовые
ресурсы страны направляются на эффективное
удовлетворение государственными учреждениями
законных потребностей, как отдельного
гражданина, так и всего общества в целом,
а не на содержание государственными учреждениями
самих себя. Все мы хорошо знаем и помним
изживающий себя «затратный метод» бюджетного
финансирования государственных учреждений,
когда экономия в расходах государственного
учреждения приводила к урезанию на следующий
год его бюджетного финансирования.
С точки зрения решаемых задач бюджетные
учреждения дифференцированы по степени
имущественной и финансовой самостоятельности
в рыночных условиях, и соответственно
меняются подходы к финансовому контролю
их деятельности.
Информация о работе Бюджетные учреждения и их правовой статус