Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 06:45, курсовая работа
Организация государственной службы означает её формирование для деятельности и включает большоё круг вопросов: установление должностных наименований и определение полномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственную службу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения служебных отношений и некоторые другие правила. Это большая область отношений связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:
1.1 Понятие государственной службы в Российской Федерации
1.2 Виды государственной службы
1.3 Принципы государственной службы
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
5. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:
5.1 Порядок поступления гражданина РФ на государственную службу и требования, которые в связи с этим к нему предъявляются
5.2 Порядок прохождения государственной службы:
а) исполнения служащими должностных полномочий;
б) продвижение по службе, порядок присвоения чинов, рангов;
в) прохождение аттестации
5.3 порядок оставления государственной службы
Таким образом,
в соответствии с действующим
законодательством в практически
функциональном смысле государственная
служба представляет собой основанную
на законе деятельность персонала
государственных органов представительной
исполнительной и судебной власти,
состоящую в реализации государственной
власти в различных сферах
общественной жизни в целях
выполнения задач и функций
государства.
Общими признаками
государственной службы являются:
1) замещение служащих государственной
должности государственной службы,
предусмотренных штатным расписанием
государственного органа; 2)
исполнение полномочий государственного
органа, специфических должностных
обязанностей с установлением
служащему денежного содержания.
1.2. Виды
государственной службы:
В соответствии
с действующим ФЗ «Об основах
государственной службы», основанном
на конституционно-правовом принципе
федерализма выделяются:
1)
федеральная государственная
служба, находящаяся в
ведении РФ и 2) государственная
служба субъектов РФ находящихся
в их ведении.
В положении
о федеральной государственной
службе, утверждённом Указом
Президента РФ 22 декабря
1993 г., понятие федеральной государственной
службы не формулируется. Однако
из текста следует, что под
федеральной государственной подразумевается
деятельность государственных
служащих по реализации своего
государственно-правового статуса
и принадлежащих им полномочий,
а также компетенции федеральных
государственных органов в соответствии
с положениями Конституции РФ и федеральными
законами. Федеральная государственная
служба осуществляется на должностях
в аппарате федеральных органов представительной,
исполнительной и судебной власти.
Согласно п.
1 Положения о федеральной службе
таковыми органами являются:
Администрация Президента РФ, Аппарат
Правительства РФ, аппарат палат Федерального
собрания РФ, Конституционного
Суда РФ, Верховного Суда
РФ, Высшего Арбитражного Суда
РФ, Центральной избирательной
комиссии РФ, Счётной палаты
РФ, федеральные государственные
органы, подведомственные Президенту
РФ и Правительству РФ, а
также иные должности устанавливаемые
в соответствии с законодательством
РФ.
Государственная
служба субъектов РФ устанавливается
законами, принимаемые органами
законодательной власти каждого
субъекта РФ. Поэтому для
выяснения правового положения
государственной службы каждого
субъекта РФ следует изучать
и анализировать соответствующие
законы субъектов Федерации.
Данная в
ФЗ «Об основах государственной
службы» классификация видов
государственной службы не единственная.
Существуют и другие классификации
видов государственной службы.
Каждый вид государственной
службы имеет своё правовое
оформление, характеризуется особыми
признаками и специальным правовым
статусом. Содержание каждого
вида государственной службы
установлено соответствующими
нормативными актами, закрепляющими
его правовое положение.
В соответствии
с конституционно-правовым принципом
разделения властей государственная
служба может быть подразделена
на службу в органах представительной,
исполнительной и судебной власти.
За этими рамками остаётся
служба как профессиональная
деятельность в органах прокуратуры,
которая также должна быть
государственной.
В специальной
литературе общепризнанно подразделение
государственной службы в зависимости
от характера деятельности государственных
органов, на гражданскую и милитаризованную.
Гражданская
служба может быть: обще функциональной
- это осуществление общих
традиционных для всякой сферы
деятельности государственно-служебных
функций, не отличающихся отраслевой
спецификой (например: деятельность
персонала в администрации края,
её отделах и департаментах,
в министерствах, государственных
комитетах и т.д.); специальной
- это реализация особо
установленных в нормативных
правовых актах полномочий служащих,
занимающих должности в государственных
органах, имеющих ярко выраженную
отраслевую компетенцию, которая
налагает отпечаток на практическую
деятельность персонала (например:
судейская, дипломатическая, служба
на железнодорожном транспорте
и т.д.).
Гражданская
служба регулируется только
ФЗ РФ «Об основах государственной
службы РФ» и рядом подзаконных
актов.
Милитаризованная
государственная служба - это
государственная служба на должностях
в органах государственного, управления,
в вооружённых силах, в органах внутренних
дел в органах государственной безопасности,
в органах налоговой полиции и налоговой
инспекции, в органах федерального
агентства правительственной связи
и информации, в органах федеральной
пограничной службы, т.е. всех
силовых милитаризованных ведомствах.
Милитаризованная
служба имеет множество отличительных
от гражданкой службы признаков,
устанавливающих правовое положение
этих видов государственной
службы и соответствующих государственных
служащих. Такими признаками, по
мнению Бахраха Д.Н., являются:
1) наличие специальных особых
дисциплинарных уставов, положений
о дисциплине; 2) эти служащие
имеют особые условия поступления
на службу, её прохождения, присвоения,
специальных званий, проведения
аттестации и прекращение службы;
особый порядок привлечения к правовой
ответственности; и др.
В качестве
примера милитаризованной государственной
службы можно привести службу
в милиции. Служба в милиции,
кроме Конституции РФ и ФЗ
«Об основах государственной
службы РФ» регулируется специальным
законом РСФСР «О милиции»
от 18 апреля 1991 г.:
«Задачами милиции
являются:
-
обеспечение личной безопасности
граждан;
-
предупреждение и пресечение
преступлений и административных
правонарушений;
-
раскрытие преступлений;
-
охрана общественного порядка
и обеспечение общественной
безопасности;
-
оказание помощи в пределах,
установленных настоящим
Законом, гражданам, должностным
лицам, предприятиям, учреждениям,
организациям и общественным
объединениям в осуществлении
их законных прав и интересов».[3]
«Милиция имеет
право применять физическую
силу, специальные средства
и огнестрельное оружие…»[4]
«Сотрудники
милиции обязаны проходить специальную
подготовку, а также периодическую
проверку на пригодность к
действиям в условиях, связанных
с применением физической силы,
специальных средств и огнестрельного
оружия…».[5]
1.3 Принципы
государственной службы:
Принципы государственной
службы это основополагающие
идеи, установления выражающие
объективные закономерности и
определяющие научно - обоснованные
направления реализации компетенции,
задач и функций государственных
органов, полномочий государственных
служащих, действующих в системе
государственной службы.
Принципы государственной
службы обуславливают значимость,
законность и социальную ценность
отношений, возникающих в системе
государственной службы. «Отсутствие
правовых принципов государственной
службы влечёт за собой появление
в ней элементов произвольности,
бюрократизма, неорганизованности,
беззакония, несправедливости и
безнравственности».[6]
Принципы государственной
службы - это субъективное
понятие. Они формулируются
человеком (законодателем) исходи
из конкретного правового опыта
и правовой культуры в стране
базируются на основных положениях
правовой системы с учётом
достигнутого уровня развития
отраслевого законодательства.
Принципы современной
государственной службы закрепляются
в различных законодательных
и других нормативных правовых
актах: Конституции РФ, федеральных
и других законах, указах
Президента РФ, постановлениях
Правительства РФ, конституциях
уставах и иных законодательных
и нормативных актах субъектов
РФ. Они реализуются государственными
служащими посредствам их практических
действий. Принципы государственной
службы, установление в ФЗ
«О основах государственной
службы РФ», являются моделью
для всех других законодательных
и иных нормативных правовых
актов, которые также определяют
систему принципов публичной
службы.
Принципы государственной
службы можно подразделить на
конституционные и организационные.
Конституционные
принципы обусловлены положениями
Конституции РФ, которые конкретизируются
в соответствующих законодательных
актах.
Организационные
принципы отражают механизм
построения и функционирования
государственной службы, государственного
аппарата и его звеньев, разделения
управленческого труда, обеспечения
эффективной деятельности в
государственных органах.
К конституционным
принципам государственной службы
относятся: 1) принцип верховенства
Конституции РФ и федеральных
законов над нормативными правовыми
актами, должностными инструкциями
при исполнении государственными
служащими должностных обязанностей
и обеспечении их прав; 2)
принцип приоритета прав и
свобод человека и гражданина,
их непосредственного действия;
3) принцип единства системы
государственной власти, разграничения
предметов ведения между РФ
и субъектами РФ; 4) принцип
разделения законодательной, исполнительной
и судебной властей; 5) принцип
равного доступа граждан к
государственной службе в соответствии
со способностями и профессиональной
подготовкой; 6) принцип внепартийности
государственной службы, отделения
религиозных объединений от
государства.
Прочие принципы
государственной службы, содержаться
в ст. 5 ФЗ «Об основах
государственной службы РФ»
можно отнести к организационным
принципам государственной
службы. Это: 1) принцип обязательности
для государственных служащих
решений, принятых вышестоящими
государственными органами и
руководителями в пределах их
полномочий и в соответствии
с законодательством РФ; 2)
принцип единства основных требований,
предъявляемых к государственной
службе; 3) принцип профессионализма
и компетентности государственных
служащих; 4) принцип гласности
в осуществлении государственной
службы; 5) принцип стабильности
кадров государственных служащих
в государственных органах.
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ДОЛЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
В научной
литературе относительно понятия
«должность» и его содержания
споров не существует. Учёные-юристы
понимают должность как простейший
элемент государственной администрации,
как первичную и основную
клеточку её организационной
структуры.
«Государственно-служебная
должность - это часть организационной
структуры государственного органа
(организации), обособленная и
закреплённая в официальных
документах (штатах, схемах должностных
окладов и др.), с соответствующей
частью компетенции государственного
органа (организации предоставляемой
лицу - государственному служащему
в целях её практического
осуществления».[7]
Таким образом,
должность характеризуется следующими
признаками: 1) является частью
организационной структуры государственного
органа; 2) включает в себя
часть компетенции государственного
органа, установленной в правовых
актах.
С организационной
точки зрения должность представляет
собой определённую структурную
единицу, находящуюся в системе
государственной службы. В этом
смысле должность является независимой
от самого государственного
служащего, то есть от конкретного
лица, её занимающего. Должность
также определяет круг задач,
которые передаются одному государственному
служащему или группе служащих,
занимающих однотипные должности
в государственных органах.
Государственный служащий не
является «собственником» занимаемой
им должности. При осуществлении
должностных функций он должен исполнять
содержащиеся в законодательных и
иных нормативных актах служебные
функции и задачи.