Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:38, курсовая работа
Сильная, противоречивая личность Петра Великого и его деятельности всегда привлекала внимание и серьезных историков, и публицистов, и обывателей. Грандиозные преобразования, охватившие почти все сферы человеческой жизни, проводились Петром в течении всего периода правления. За это время было принято около 2900 законодательных актов, которые должны были по-новому обустроить жизнь страны. Сам Петр считал началом своего правления 1695 год, год начала Азовских походов, первый самостоятельный его шаг в качестве единовластного правителя.
Введение…………………………………………………………………………...3
Причины образования абсолютной монархии в России. Ее особенности...5
Реформы центральных органов власти и управления: царская власть, сенат, коллегии………………………………………………………………10
Реформы местного и городского управления………………………….......21
Военная реформа…………………………………………………………….27
Суд и процесс………………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………42
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра истории государства и права
Курсовая работа
по истории отечественного государства и права
на тему:
«Государственные реформы Петра I»
Выполнила:
Ставрополь, 2009г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Сильная, противоречивая личность Петра Великого и его деятельности всегда привлекала внимание и серьезных историков, и публицистов, и обывателей. Грандиозные преобразования, охватившие почти все сферы человеческой жизни, проводились Петром в течении всего периода правления. За это время было принято около 2900 законодательных актов, которые должны были по-новому обустроить жизнь страны. Сам Петр считал началом своего правления 1695 год, год начала Азовских походов, первый самостоятельный его шаг в качестве единовластного правителя. С тех пор Петр I посвятил себя служению Российскому государству, он подчинил этому всю свою деятельность, это было сутью его жизни. Ведь говоря об объективных закономерностях, сопровождавших реформирование данного периода, не следует забывать и о субъективном факторе - личности Петра I. Настойчивость перед лицом преград, непрекращающиеся эксперименты с новыми указами – все это представляет картину его деятельности.
К объективным причинам реформ Петра I следует отнести, прежде всего, военные события в истории России и совпавший с этим период становления абсолютной монархии.
В правление Петра I Российское государство совершило огромный скачок вперед в промышленном развитии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, Россия завоевала выход к Балтийскому морю, приобрела кратчайший торговый путь в Европу и стала империей. Так же появилась первая печатная газета, были открыты первые военные и профессиональные школы, возникли первые типографии, печатавшие книги светского содержания… Однако чем глобальней личность и свершаемые ею деяния, тем больше споров возникает вокруг нее. Оценка деятельности Петра изначально была противоречивой и вызывала множество споров вокруг себя. И, тем не менее, все историки сходятся во мнении, что именно с Петра начинается активная последовательная политика вмешательства государства в экономическую, гражданскую, бытовую жизнь народа.
Великий реформатор изменил
практически все
Для её претворения были поставлены следующие задачи:
На актуальность данной темы указывает тот факт, что Россия вновь стоит на пороге государственных реформ, перед необходимостью коренных изменений в жизни общества. И в связи с этим необходимость подробного изучения реформ Петра I, как и любого другого великого реформатора обуславливается тем, что в период становления современных институтов российской государственности необходимо переосмыслить аналогичные нововведения, уже имевшие место в истории нашей страны.
1. Причины образования
С середины XVII века сословно-представительная монархия в Русском государстве начинает постепенно трансформироваться в абсолютную монархию. Сначала этот процесс проходил медленно, но в первой четверти XVIII века был ускорен Северной войной и получил свое завершение.
Абсолютная монархия – это такая система правления, при которой абсолютная полнота власти сосредотачивается в руках одного человека, монарха, а так же характерно наличие сильного разветвленного бюрократического аппарата, сильной регулярной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Кроме того, необходима также ситуация перехода от феодальной к капиталистической системе.
Все государства рано или поздно
проходят эту ступень развития, но
в каждом есть свои особенности. Особенности
российского абсолютизма
Становление абсолютной монархии в России проходило в два этапа. Первый завершается Прутским походом 1711 г., второй начинается примерно с 1712 г.. Так, мы можем видеть, что одним из основных факторов установления абсолютизма в Российском государстве являлся внешнеполитический фактор: внешняя опасность со стороны Турции и Крымского Ханства, Польши и Швеции, что подтолкнуло Российское государство к проведению реформ и централизации власти.
Первый этап становления абсолютизма в России. К концу XVII в. все больше усиливается власть царя, а Боярская дума теряет свое значение. Дума теперь собиралась редко, лишь по торжественным, парадным случаям, и царь стал решать дела или единолично, или с двумя-тремя ближними советниками (“комнатой”). Акты издаются от имени одного царя. Разросся приказный бюрократический аппарат, появились солдатские и драгунские полки из «охочих людей», основа будущей регулярной армии, которая являлась одним из главных условий абсолютизма.
Особое положение боярства резко
ограничивается, а затем и ликвидируется.
Аристократическое
Отличительная особенность всего
первого этапа состояла в стремлении
удовлетворить текущие
Второй этап становления русского абсолютизма, как упоминалось выше, пришелся на начало XVIII века, когда Петр I в толковании к артикулу 20 Воинского устава (1716 г.) написал, что «…его величество есть самовластный Монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен; но силу и власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь, по своей воле и благомнению управлять». Последнее ограничение власти монарха было ликвидировано в Уставе о наследии престола (1722 г.), по которому монарх теперь мог назначить себе преемника. Власть монарха становится неограниченной.
Этот этап условно можно назвать плановым, когда введению новшеств в государственном аппарате предшествовало изучение зарубежного опыта, привлекались иностранные правоведы к проведению реформ, а замечания в адрес представленных проектов были учтены.
Самодержавие Петра I отличалось от самодержавия его предшественников, прежде всего активным законотворчеством, регламентирующим все сферы жизни подданных. Петр в своих действиях и поступках опирался, прежде всего, на закон, в то время как у его предшественников огромное значение имели обычай, прихоти, воля, капризы, симпатии и антипатии монарха. Однако от своих подданных он так же сурово и неукоснительно требовал соблюдения указов, которых было издано огромное количество. В них устанавливались не только нормы отношений между подданными и государством, но и права и обязанности представителей отдельных сословий, их семейную и духовную жизнь, а также хозяйственную деятельность. Уставы, регламенты, наставления, инструкции определяли место каждого учреждения в структуре государственного аппарата, права и обязанности должностных лиц, порядок прохождения дел от их поступления в учреждение до вынесения постановления. Здесь в первую очередь должен быть назван Генеральный регламент 1720 г., определивший права и обязанности всей иерархии чинов и служителей, начиная от сторожа и кончая президентом коллегии.
Помимо Генерального регламента, каждое учреждение руководствовалось своим регламентом, наставлением, инструкцией, определявшими права и обязанности по управлению.
Характерная особенность петровских указов состояла в разделении их на три части: в первой законодатель убеждал поданных в разумности вводимой нормы и выгодах ее для них; вторая часть состояла из изложения содержания самой нормы и третья перечисляла меры наказания, которым подвергались нарушители закона.
Необходимые же экономические условия для формирования абсолютизма сложились лишь к концу XVII в., ведь для содержания бюрократического аппарата, регулярной армии и других атрибутов абсолютной монархии требовались большие деньги. Поэтому государственно важно стало развитие внутреннего рынка и внешней торговли, а так же система прямых и косвенных налогов. Но увеличение повинностей крестьянства и посадских людей, налогов и других платежей привело к усугублению социальных противоречий и напряженности в обществе. Так, во второй половине XVII в. прокатилась волна восстаний городского населения. Для подавления некоторых из них потребовались значительные силы государства, а так же объединения господствовавшего дворянского сословия и усиления власти монарха. Ко всему прочему это подтолкнуло к централизации государственного аппарата и его силовых структур: армии, полиции, налоговых органов.
В ходе становления абсолютной монархии в России речь о противостоянии буржуазии дворянству, в отличие от остальных европейских стран не шла. Так как городское население к началу XVIII в. не превышало 3,2 % от общей массы населения, буржуазия возникала при активной поддержке абсолютистской власти, заинтересованной в создании и развитии промышленности, которая должна была снабжать армию и флот артиллерией и иным вооружением, и заявлять о своих претензиях на участие во власти российская буржуазия стала лишь в начале XX века.
Так, абсолютная монархия в России
представляла собой диктатуру дворян-
В общем и целом, основной причиной становления абсолютизма стала несостоятельность одной из форм раннего абсолютизма с Боярской думой и боярской аристократией, которая не была приспособлена к решению внутриполитических и внешнеполитических задач. И только упразднение Боярской Думы и боярской аристократии, как сословия позволило решить такие важные задачи, как восстановление экономики, изменение уклада жизни, быстрое создание военной промышленности, регулярной армии и флота, а так же развитие науки и образования (учреждение Российской Академии наук, Академии художеств, Московского университета и ряда других учебных заведений).
Дворянская империя, сформировавшаяся в результате реформ Петра I, с предельной централизацией, мощными силовыми структурами мощной идеологической системой в виде Церкви, подчиненной государству, эффективной системой контроля за деятельностью государственного аппарата оказалась способной успешно решить стоявшие перед страной проблемы. Реформы Петра I преобразили Россию, превратили ее в великую европейскую державу.
2. Реформы центральных органов власти и управления: царская власть, сенат, коллегии
Еще в самом начале своего правления Петр I столкнулся с медлительной нерешительной Боярской Думой и приказами, деятельность которых была запутанной и малоэффективной, что совсем не соответствовало представлениям Петра о государственных делах и его импульсивному темпераменту. Необходимость срочных изменений диктовалась ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения (ведь из 36 лет царствования Петра 28 лет Россия воевала). Работа Думы и приказов не позволяла собирать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.