Государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:52, реферат

Краткое описание

Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных
научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы
человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения
общества на государственную и негосударственную сферы человеческой
жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был
в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных
конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема
находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во
многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового
сообщества.

Вложенные файлы: 1 файл

Государство и гражданское общество.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

государства социальное пространство,  противостоящее  ему  в  любых  формах.

Наоборот, гражданское  общество и государство соединены  друг с  другом  целым

рядом структурных  связей, поскольку государство, осуществляя  управленческо-

посреднические  функции в общественной жизни, не  может  не  соприкасаться  с

гражданскими  ценностями и  институтами,  так  как  последние  через  систему

горизонтальных  связей как бы охватывают все  общественные  отношения.  Кроме

того,  ряд  общественных  элементов  и  институтов   занимает   маргинальное

положение,  частично  переплетается  с   государственными   структурами,   а

частично —  с гражданским обществом. Примером здесь  может  служить,  скажем,

правящая  в  данный  момент  политическая  партия,  которая  вышла  из  недр

гражданского  общества, но в то же время тесно  связана в  своей  деятельности

с государственным  аппаратом. Вместе государство и  гражданское  общество  как

бы погружены  в обволакивающее их "глобальное человеческое общество" в  самом

широком смысле этого слова.

      Таким образом, государство и  гражданское общество  неразрывно  связаны

друг с другом, составляют  две  части  единого  общественного  организма.  В

идеале  развитое  гражданское  общество  создает  условия   для   свободных,

демократических межличностных отношений,  для  удовлетворения  разнообразных

интересов  и  потребностей  общественных  индивидов.  Степень  независимости

институтов  гражданского  общества   (различных   объединений,   ассоциаций,

партий, движений, средств массовой  информации,  семьи,  церкви  и  др.)  от

государства,  демократичности  общественно-политической  системы   оказывает

решающее влияние  на характер и распределение  власти  в  обществе.  В  таком

обществе  власть  не  может  быть  сконцентрирована   в   одних   руках,   а

разграничивается    на    полицентричной    основе.    Разделение    властей

(законодательной,   исполнительной   и   судебной),   разграничение    между

различными   общественными   субъектами    экономических,    социальных    и

политических  функций,  сфер  деятельности  становятся   в   демократической

общественно-политической  системе  важнейшим  жизненным  принципом.  В   ней

правовое положение  общественного субъекта  не  тождественно  его  социально-

экономической роли в гражданском обществе, что  делает личность  одновременно

и частным лицом  и гражданином государства.

      В целом гражданское общество  как  область  частной   жизнедеятельности

сочетает в  себе интересы и потребности различных  социальных  и  политических

субъектов, что  довольно часто приводит к  конфликтам,  противостоянию  между

ними,  которые   могут   дополняться   противоречиями   между   частными   и

государственными  интересами. Снимать остроту противоречий  между  субъектами

гражданского  общества,  создавать  некую  социальную  гармонию  призваны  не

только сами граждане, а главным образом  государство,  являющееся  верховным

арбитром.  Без  государства  гражданское  общество   не   сможет   нормально

функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные  процессы  распада  и

острого противостояния разных социальных  групп,  общественных  организаций.

И,  наоборот,  без  свободного,  саморазвивающегося  гражданского   общества

государство   никогда   не   будет   демократическим,   станет   одной    из

разновидностей  авторитарных режимов.

      Гражданское  общество  имеет   свою,  достаточно   сложную   внутреннюю

структуру. Для  него характерно наличие в основном  не  вертикальных,  как  в

государстве,  иерархических  связей,  а  горизонтальных,   главным   образом

невластных  соединений. Последние весьма разнообразны и  образуют  три  слоя.

Фундамент составляют отношения, связанные с  обеспечением  жизнедеятельности

общества.  Прежде  всего,  это  экономические   отношения,   основанные   на

экономическом плюрализме, многообразии  форм  собственности  при  соблюдении

интересов личности и общества в целом. Именно экономический плюрализм дает

возможность  преодолеть  существующее   отчуждение   человека   от   средств

производства. Гражданское общество только тогда  будет  жизнеспособно,  когда

каждый его  член станет обладать вполне конкретной собственностью  или  иметь

право на  использование  и  распоряжение  собственностью,  произведенным  им

общественным  продуктом по своему усмотрению. Владение  собственностью  может

быть  частным  или  коллективным,  но  при  условии,  что  каждый   участник

коллективной  собственности  (кооператива,  колхоза,  предприятия   и   др.)

действительно является  таковым.  Иными  словами, наличие собственности —

основополагающее  условие свободы личности как  в гражданском, так и  в  любом

другом обществе.

      Второй слой  —  это  социокультурные   отношения,  включающие  семейно-

родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи.  Гражданское

общество  может  основываться   только   на   многообразной,   разветвленной

социальной  структуре, отражающей  все  богатство  и  разнообразие  интересов

представителей  различных социальных  групп  и  слоев.  Это  многообразие  не

может быть  застывшим,  закостеневшим в количественном   и   качественном

отношении. Оно  объективно стремится к постоянным  изменениям.  Многообразная

социальная  структура не может  не  иметь  хорошо  развитые  вертикальные  и,

главным образом, горизонтальные связи.  При размытой  социальной  структуре

индивид связан с  государством  напрямую,  а  это  существенно  ограничивает

возможности реализации его личных прав и свобод.

      Существенную   роль   в   формировании   новых   социальных   контуров

гражданского общества играет культурный плюрализм, который  вбирает  в  себя

все элементы духовной жизни и обеспечивает равноправное участие в  ней  всех

индивидов. Создаются  условия, при  которых  становится  осязаемо  культурное

богатство  общественного  сознания  и   каждой   личности   в   отдельности.

Неограниченный  доступ  к  духовным  ценностям  помогает  преодолеть  феномен

отчуждения  личности. Гражданское  общество  жизнеспособно,  если  его  члены

имеют  высокий  уровень  социального,  интеллектуального,   психологического

развития, внутренней свободы и  способны  к  самостоятельным  действиям  при

включении в  тот или иной институт общественной жизни.

      Третий,  верхний  слой  гражданского  общества   образуют   отношения,

связанные  с  индивидуальным  выбором,   с   политическими   и   культурными

различиями  групп по интересам, политических партий, движений, клубов и  т.п.

Таким образом  достигается культурно-политический  плюрализм,  предполагающий

отрицание    идеологических    стереотипов,     обеспечивающий     свободное

волеизъявление  всех  граждан.  Именно  этот  слой   гражданского   общества

включает   в   себя   наиболее   социально   активные    институты,    тесно

соприкасающиеся  с  государственно-политической  системой  общества  (прежде

всего политические партии).

      "Объективно  деятельность  институтов   и   организаций   гражданского

общества,   связанных   с   индивидуальным   выбором,   теми    или    иными

предпочтениями,  ценностными   ориентациями,   нацелена   на   изменение   в

распределении власти и поэтому носит политический  характер.  Это  относится

не  только  к  политическим  партиям,  но  и  к  тем  группам  по  интересам

(профсоюзам,    предпринимательским,    фермерским     организациям)     или

объединениям, движениям лиц из различных социальных  групп для достижения

общей цели, которые  стремятся к решению большей  части  своих  задач  помимо

государственной  власти,  на  общественном  уровне.   Как   только   те   же

потребительские  организации  или   экологические   движения   предпринимают

попытки изменить законодательство  для  решения  своих  задач  или  принятия

определенных  решений   от   государственных   структур,   направленных   на

достижение  поставленных ими целей (тем  более,  если  они  сами  пытаются  в

разных формах участвовать в принятии этих  законов  или  решений),  они,  не

меняя своего первоначального  предназначения,  начинают  играть  политическую

роль. И хотя значительная часть общественных объединений  вообще  не  выходит

в своей деятельности на  политический  уровень,  необходимо  отметить,  что

некоторые  общественные  объединения  изначально  выступают   как   субъекты

политики, например добивающиеся равенства  полов  феминистские  организации,

движения  сторонников  мира,  некоторые  молодежные  формирования  и   т.д.,

стремящиеся своими действиями  внести  существенные  изменения  в  различные

сферы государственной политики.

      Таким образом,  гражданское общество нельзя  характеризовать как систему

внеполитических общественных отношений и институтов. Генезис этого  общества

кристаллизует его в достаточно стройную  систему  экономических,  социально-

политических,  религиозных,  духовно-нравственных,  семейных,  культурных  и

других общественных отношений, которые, определяя государственную  политику,

выражают волю  граждан  общества.  В  рамках  данной  системы  функционируют

различные общественные организации,  движения,  политические  партии  (кроме

правящей), религиозные организации, экономические ассоциации  и  объединения

и,   наконец,   сам   человек   как   личность    со    своими    семейными,

профессиональными,  досуговыми  и  другими  разнообразными  потребностями  и

интересами.

      Существование гражданского общества, его формирование  невозможны  без

появления  новых  общественных   индивидов   —   граждан,   имеющих   равные

гражданские права и своеобразные гражданские качества. Человек только  тогда

становится  гражданином,  когда  обладает  высокими  нравственными  идеалами,

передовым мировоззрением, основанным на  демократическом  сочетании  чувства

собственного  достоинства, независимости, индивидуальности с  уважением  прав

и свобод  других  граждан,  неукоснительным  соблюдением  законов  и  правил

общечеловеческого общежития. Такой  новый  тип  личности  находится  в  иных

взаимоотношениях  с общественными объединениями  и институтами.  В  достаточно

развитом гражданском  обществе  новые  общественные  индивиды  не  только  не

растворяются  в  коллективах,  имеют  собственную  индивидуальность,  но   и

обладают более  высокой духовностью, строят  свои  взаимоотношения  на  чисто

гражданской основе. Достижение такого положения вещей возможно  только  при

кардинальном  изменении психологии и мировоззрения  людей,  трансформации  их

экономического  и социального статуса.

      «Гражданское общество функционирует,  основываясь на ряде принципов.  В

их числе:

. равенство  прав и свобод всех людей  в политической сфере;

. гарантированная  юридическая  защита  прав  и  свобод  граждан  на  основе

   законов,  имеющих юридическую силу во  всем мировом сообществе;

. экономическая  независимость индивидов, основанная на праве каждого  иметь

   собственность  или получать справедливое вознаграждение  за честный труд;

. гарантированная  законом возможность граждан  объединяться в независимые от

   государства   и   партий   общественные   объединения   по   интересам   и

   профессиональным  признакам;

. свобода граждан  в образовании партий и гражданских  движений;

. создание необходимых  материальных и прочих условий   для  развития  науки,

   культуры, образования и воспитания граждан,  формирующих их как свободных,

   культурных, нравственно чистых и социально  активных, ответственных  перед

   законом  членов общества;

. свобода создания  и деятельности средств  массовой  информации  вне  рамок

   государственной  цензуры, ограниченная только  законом;

. существование механизма, стабилизирующего отношения между государством  и

   гражданским  обществом (механизм консенсуса), и  обеспечение  безопасности

   функционирования  последнего  со  стороны  государственных   органов.  Этот

   механизм, формальный или  неформальный,  включает  законодательные акты,

   демократические  выборы народных представителей  в различные органы власти,

   институты  самоуправления и т.д.»[5].

      В   условиях   демократизации    общества    многократно    возрастает

ответственность  каждого  члена  общества   за   принимаемые   им   решения,

повышается  значение  наличия  у  него   необходимого   уровня   гражданской

культуры. Без  гражданской культуры говорить о  гражданине  как  о  самоценной

личности в  современном смысле этого  слова,  а  значит  —  и  о  гражданском

обществе,  бессмысленно.  Гражданская  культура  является  отражением  всего

многообразия  общественной  жизни,  гражданских  прав  и  оказывает  решающее

Информация о работе Государство и гражданское общество