Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:52, реферат
Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных
научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы
человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения
общества на государственную и негосударственную сферы человеческой
жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был
в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных
конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема
находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во
многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового
сообщества.
влияние на утверждение
социального статуса
уровень осознания индивидом общественных задач, социальных проблем, его
активности в претворении их в жизнь.
"Гражданская культура" — более широкое понятие, чем "политическая
культура", оно охватывает все многообразие интересов различных социальных
слоев гражданской сферы общественной жизни. В уровнях и механизме
функционирования гражданской культуры много нюансов. Но и сейчас можно
сказать, что, во-первых, она носит политический характер, так как выражает
интересы различных классов, наций, социальных слоев и общественных групп.
Во-вторых, не может быть гражданской культуры без приоритета интересов
личности, гражданских прав над национальными правами и интересами. В-
третьих, уровень гражданской культуры во многом определяет общекультурный
уровень развития человека, гражданина, без чего, при той роли, которую он
играет в гражданском обществе, невозможно его нормальное функционирование.
В целом гражданская культура определяет фундаментальные ценности
гражданского сознания, гражданского общества, которое может быть
сформировано
только при наличии высокой
Обобщая различные
сформулировать несколько концептуальных положений о соотношении
гражданского общества и государства.
Первое. Понятие «гражданское общество»
различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны
(элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные
понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных
аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом
политического, а политическое не изолировано от гражданского.
Второе. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся
составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс,
характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной
стороны, и политической сферы жизни — с другой.
Третье. Гражданское общество — первооснова политической системы, им
обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как
институт — эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и
функционирования гражданского общества.
В некоторых специфических
господства более развитых в политическом отношении обществ над менее
развитыми, возможен процесс формирования институтов гражданского общества
под определяющим воздействием привнесенных в данную страну политических
структур, но все же на существующей корпоративно-культурной основе.
Четвертое. Гражданское
индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности
людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих
совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их
потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение
гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера
проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов.
Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности
гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в
форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется
потребностями и интересами гражданского общества.
Объективность противоречия между общими и особыми (индивидуальными,
групповыми и др.) интересами определяет противоречия между государством и
гражданским обществом.
Пятое. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса
самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и
защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для
развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее
политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества
до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и
коллективной жизнедеятельности.
Гражданское общество на
это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми,
политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не
опосредованными государством.
Объективный подход в анализе социально-политической жизни требует
преодоления укоренявшейся долгое время в общественном сознании важной идеи
о полном отождествлении государства в общества. Такое представление
исключало саму постановку проблемы об их соотношении и взаимодействии, по
сути, отвергало принципиальное признание приоритета гражданского общества
над государством. В контексте догматизированного тезиса о первенстве
политики над экономикой обществознание и политическая практика невольно
возвращались к идеалистической гегелевской формуле о государстве как
определяющем элементе по отношению к гражданскому обществу.
Безоговорочное отождествление государства с обществом в деятельности
руководящих субъектов в нашей стране поначалу в значительной степени
объяснялось недостаточной развитостью экономических, социальных и духовных
сфер жизни для утверждения нового общественного строя. А затем сознательно
насаждалось в качестве условия закрепления авторитарно-бюрократической
системы. Теперь
и предстоит осуществление
между государством и обществом, что соответствовало бы требованиям
политической теории марксизма.
Закрывает путь для адекватного понимания проблемы соотношения
гражданского общества в государстве нарождающийся новый, так сказать,
демократический стереотип мышления. Становление гражданского общества
рассматривается частью публицистов и даже политиков в ракурсе
метафизического противопоставления политической системе, вплоть до
отрицания регулирующей и организующей роли государства. Призывы к полному
разгосударствлению экономики и общественной жизни, отказ от необходимости
утверждения в нашей стране регулируемого (а не стихийного) рынка, расцвет
правового нигилизма, падение дисциплины и порядка, оживление интереса к
анархизму — это и многое другое подтверждает сказанное.
Мировой опыт свидетельствует, что становление и развитие гражданского
общества, и реформирование политической системы, как и обратное, — их
стагнация, — всегда взаимосвязанные процессы. Опыт нашей страны в этом
отношении — не исключение. В первые мирные годы после Октября были сделаны
немалые шаги в
направлении утверждения
вытекало из НЭПа. Вводились впервые в мире многие демократические формы
жизни, которые затем получили развитие в других странах: право на труд,
рабочий контроль, равноправие наций и народностей, доступ всех слоев
населения к образованию, народное здравоохранение и т. д. Формировался
принципиально новый тип политической системы, в основе которой должны были
быть Советы как органы народовластия. К сожалению, к концу 20-х гг. эти
процессы стали быстро свертываться. Вместо прогресса наступила длительная
стагнация и гражданского общества и политической системы. Вопреки
объективности в официальной пропаганде это состояние было обозначено
понятием «социально-
бы ни было противоречия как источник жизненности и развития.
Преодоление окаменелого, насильственно утверждаемого «единства» и
замена его подлинным, живым единством членов общества, социальных групп и
институтов — в этом смысл стратегии демократизации России. Реформа
политической системы, становление правового государства — необходимое
условие и важнейшая
сторона обновленческого
Перспективы развития
Как быстро может завершиться процесс формирования гражданского
общества в нашей стране? В условиях низкого уровня гражданской культуры и
отсутствия длительное время у россиян возможности играть решающую роль в
общественно-политической жизни резкий переход от тоталитарно-авторитарного
общества к демократическому неизбежно привел бы к охлократии, развалу
государства и парализовал бы деятельность формирующегося гражданского
общества (во многом
мы имеем возможность это
Поэтому в течение
тесного, часто противоречивого взаимодействия и взаимовлияния
демократически сформированных органов правового государства и институтов
гражданского общества. Постепенно по мере повышения культурного уровня,
приобретения управленческих навыков, компетенции в суждении о важнейших
общественно-государственных проблемах, граждане через институты
гражданского общества будут брать на себя все больше функций
государственной власти, и переходить к самоуправлению. Пока же в ходе
политической реформы члены общества должны иметь гарантированную законом и
обеспеченную всем механизмом реформируемой государственной структуры
возможность свободно выражать свою политическую волю и повышать уровень
своей гражданской культуры.
Процесс формирования гражданского общества у нас имеет свои
особенности и сложности. В стране, особенно в ее центральных районах, в
последние десятилетия разрушены органичные вековые связи общественной
жизни, во многом утрачены народные традиции. В то же время горизонтальные
связи иного типа гражданского общества только начинают складываться.
Государственные структуры, пронизывающие все общество сверху донизу,
оказались в этой ситуации единственным соединяющим его основанием. В таких
условиях форсированная перестройка экономики на рыночной основе, ослабление
вертикальной регулирующей роли государственных структур, демократизация,
федерализация
и децентрализация
уже создают) социальный вакуум, неизбежно ведущий к серьезным экономическим
и социально-политическим потрясениям. Поэтому необходим осторожный подход к
разрушению вертикальных структур государственного регулирования и выбор
правильной стратегии поэтапного свертывания вертикальных структур и
параллельного развития горизонтальных взаимосвязей. Их генезис
(горизонтальных рыночных, политических и правовых взаимоотношений) и будет
процессом формирования гражданского общества.
Нельзя не учитывать, что отчуждение от собственности, от власти,
психология социального иждивенчества, получившая широкое распространение в
годы уравнительного "социализма", привели к появлению значительных
социальных слоев, негативно относящихся к периоду перехода к рынку. В
обществе, где в течение длительного времени была подорвана мотивация к
труду, уровень и качество жизни в значительной мере были оторваны от
конечных результатов труда людей, страх этих социальных слоев перед рынком
в определенной степени закономерен. Рыночная экономика неизбежно ведет к
обострению конкуренции между работниками, чего многие боятся. Но страх
порождает и то, что, как показал опыт 90-х годов в России и странах
Восточной Европы, процесс перехода к рынку часто приобретает неуправляемый
характер, ведет к возникновению "дикого" рынка, чреват резким повышением
цен, ослаблением социальной защищенности простых тружеников, ростом
значительной имущественной дифференциации между различными социальными
слоями общества
и другими негативными
социальной защищенности, социальной справедливости независимо от чьей-то
воли выступают, во всяком случае, в нашей стране, на первый план.
Не просто идет процесс
организаций и движений. К естественным трудностям их становления
добавляется и сознательное стремление придать им полугосударственный статус