Граждане как субъекты гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Итак, цель курсовой работы, проанализировать современное российское законодательство, посвящённое гражданам (физическим лицам) и сравнить его с прошлым законодательством. Дать определение правоспособности, дееспособности. Осветить вопросы безвестного отсутствия и признания гражданина умершим, опеки, попечительства, патронажа. Эти и некоторые другие вопросы далее будут рассмотрены подробно.

Содержание

Введение 4
1. Различие категорий (терминов): ”человек”, ”личность” ,”гражданин”, ”физическое лицо”. 6
2. Признаки, индивидуализирующие граждан (физических лиц)…………..8
3. Понятие правосубъектности 10
4. Понятие правоспособности граждан (физических лиц)…………………..11
4.1. Содержание правоспособности 12
4.2. Равенство, не отчуждаемость, невозможность ограничения правоспособности……….13
5. Понятие дееспособности граждан (физических лиц) 16
5.1. Разновидности дееспособности 18
5.1.1. Полная дееспособность и ее приобретение. Эмансипация. 18
5.1.2. Частичная дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет (малолетних) 20
5.1.3. Неполная (частичная) дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет 21
5.2. Ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным……………..22
5.2.1. Ограничение неполной (частичной) дееспособности 23
5.2.2.Ограничение полной дееспособности 23
5.2.3. Признание гражданина недееспособным 24
6. Правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства 26
7. Признание гражданина безвестно отсутствующим и умершим 28
7.1.Признание гражданина безвестно отсутствующим 28
7.2. Признание гражданина умершим 29
8. Опека, попечительство. Патронаж 31
8.1. Органы опеки и попечительства 32
8.2. Лица, назначаемые опекунами и попечителями, их права и обязанности……………...33
Заключение 37
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Граждане как субъекты гражданских прав.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Правоспособность и дееспособность  иностранных граждан и лиц  без гражданства

 

Федеральный закон “О введении в действие ч. 3 Гражданского кодекса РФ”57 от 1 ноября 2001 г. статьей 2, признает утратившим силу раздел VIII “Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства”. Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров” Гражданского кодекса РСФСР, также вводит в действие ч. 3 ГК РФ с 1 марта 2002 года.

Отныне эти положения  будут регулироваться разделом VI “Международное частное право” ч. 3 ГК РФ (гл. 66-68, ст. 1186-1224).

Иностранными  гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности гражданству иного государства.

Лицами без гражданства (апатридами) признаются лица, которые проживают на нашей территории, не являясь российскими гражданами и не имея доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным.

Абсолютное безгражданство – безгражданство с момента рождения.

Относительной безгражданство – безгражданство наступившее в  результате утраты гражданства.

В законе о гражданстве  устанавливается, что ребенок лиц  без гражданства, родившийся на территории России является гражданином России.

Я убеждена, что при  определении правового положения  физического лица, главной (основополагающей, определяющей) является ст. 1195 ГК РФ, “Личный закон физического лица”. Понятие личный закон определяется, как право страны гражданство которой это лицо имеет. Неминуемо возникает вопрос: “как понимать личный закон лица без гражданства?”. п. 5 ст. 1195 ГК РФ отвечает на этот вопрос и личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище (п. 6 ст. 1195 ГК РФ).

При наличии у лица нескольких иностранных гражданств, личным законом будет считаться  право страны,  в которой это  лиц имеет место жительства (п. 4  ст. 1195 ГК РФ).

Если лицо наряду с российским гражданством имеет иностранное гражданство, его личным законом является российское право (п. 2 ст. 195 ГК РФ).

И, наконец, если иностранный  гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право (п. 3 ст. 1195 ГК РФ).

Ст. ст. 1196,1197 ГК РФ указывают  на то, что гражданская право - и дее - способность физического лица определяются его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами.

Встречаются мнения, что  положение лица в иностранном  государстве в принципе определяется объемом его правоспособности и  дееспособности58, что, как мне кажется, нельзя не признать правильным. Встречаются и суждения следующего характера: “Осуществление соответствующих прав физическими лицами – иностранцами обеспечивается адекватной процессуальной правоспособностью, – то есть способность быть стороной в процессе, направленным на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав”.59 

К вопросу о правовом положении иностранцев в России, их способности (возможности) быть субъектами процесса направленного на судебную защиту своих прав, хотелось бы привести прецедент из судебной практики: Свен Якобсон предъявил иск к совхозу “Подвисловский” о возмещении вреда, связанного с повреждением здоровья. Однако, определением народного судьи Ряжского района Народного суда Рязанской области, в приеме заявления Якобсона было отказано (т.к. Якобсон гражданин Германии, с которой у России нет договора об оказании правовой помощи по гражданским и другим делам).

Данное определение  судьи было опротестовано заместителем Председателя  ВС РФ и, протест был  удовлетворен, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 433 ГПК иностранные  граждане имеют равные процессуальные права с гражданами России и они в праве обращаться в суды РФ за защитой своих прав и интересов. То обстоятельство, что Якобсон является гражданином Германии, с которой у РФ нет договора о правовой помощи, в данном случае значение не имеет. В связи, с чем отказ Якобсону в принятии искового заявления не основан на законе60 .

Но, несмотря на то, что  иностранные граждане и лица без  гражданства пользуются правоспособностью  наравне с гражданами РФ, то есть им предоставляется национальный режим, они не могут пользоваться большей по объему правоспособностью, чем российские граждане. Больше того, правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства уже правоспособности граждан РФ. Они не имеют прав и обязанностей, которые неразрывно связаны с гражданством РФ. Они не пользуются избирательными правами и, следовательно, не избираются в органы государственной власти, они не участвуют во всенародном голосовании (референдуме), не могут назначаться на отдельные должности.

Пользуясь правами и  свободами иностранные граждане и лица без гражданства не выполняют определенных обязанностей, возлагаемых на граждан РФ (например, не несут обязанности воинской службы).

Гражданское законодательство, устанавливая для иностранных граждан  или без гражданства равную правоспособность с российскими гражданами, предусматривает ограничения гражданский правоспособности, кроме других случаев, по постановлению Правительства РФ в порядке ответной меры (реторсии), для граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения правоспособности российских граждан (ст. 1194 ГК РФ).

На ряду с этим ч. 3 ГК РФ устанавливает право физического  лица на имя, (ст. 1198 ГК РФ), отношения  по опеке и попечительству (ст. 1199 ГК РФ) то, что признание в РФ физического  лица безвестно отсутствующим и объявление  физического лица умершим подчиняется российскому праву (ст. 1200 ГК РФ), возможность физического лица заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 1201 ГК РФ) и др.

Надо отметить то, что  ч. 3 ГК РФ определяет лишь право, подлежащее применению к определенным отношениям, возникающих из имущественных и личных неимущественных отношений, на основе личного закона физического лица, то есть право какой страны следует применить.

В заключении лишь отмечу, что иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать законы, уважать Конституцию РФ,  традиции и обычаи народов России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Признание гражданина безвестно  отсутствующим и умершим

 

Регулирование гражданских  отношений предполагает участие  гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное  время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки  его разыскать также оказываются безрезультатными. Возникает ситуация, когда имеется неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной  неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия, с возможностью последующего признания гражданина умершим. С помощью норм, входящих в эти институты, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится соответствующее лицо, либо, во всяком случае, свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.61  

7.1.Признание гражданина безвестно  отсутствующим

 

“Ушел из дома не вернулся…” Такими словами начинаются обычно объявления о розыске пропавших людей.62 Помимо горя утраты, пропажа человека влечет и проблемы юридического характера - как быть с имуществом пропавшего лица, каким образом содержать его иждивенцев и т. д.         Безвестное отсутствие - удовлетворенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.    

В науке гражданского права сложились разные точки  зрения; согласно одной из них основу института безвестного отсутствия составляет презумпция смерти гражданина, по другой- презумпция жизни.63  Это относится к вопросу об основаниях признания безвестно отсутствующим. Что же касается самого института безвестного отсутствия и его определения, то мнения опять-таки разделились.  Одни считают, что нормы института безвестного отсутствия регулируют последствия возникающие в связи с длительной неизвестностью  место пребывания лиц,  состоящих в определенных правовых отношениях с гражданами и организациями, а также порядок признания таких лиц безвестно отсутствующими.64 Имеется мнение, что безвестное отсутствие - есть юридическое состояние.65 

Мне представляется,  что суд действительно лишь констатирует факт отсутствия лица, как субъекта правоотношения,  не исходя из предположений ни о жизни, ни о смерти гражданина.

Итак, согласно абз. 1 ст. 42 ГК гражданин может быть по заявлению  заинтересованных лиц (супруг, кредитор и т.п.) признан судом безвестно  отсутствующим, если в течение года вместе его жительства нет сведений о месте его пребывания. Обращение в суд именуется в данном случае не иском, а заявлением, и дело рассматривается в порядке особого производства (ст. 245 ГПК).

Годичный срок начинает исчисляться с момента получения  об отсутствующем гражданине последних сведений. Если этот день невозможно определить точно, то срок исчисляется с первого числа месяца следующего за тем, в котором были получены последние сведения,  а при невозможности установить месяц – с первого января следующего года.

Обобщая можно придти к выводу, что для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить следующие факторы:

1. отсутствие лица в месте его пребывания;

2. неизвестность места пребывания этого лица;

3. невозможность устранения такой неизвестности;

4. длительность отсутствия, т. е. истечения сроков отсутствия (не менее одного года);

5. действительное,  а не умышленное (непреднамеренное) отсутствие лица.

Юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим состоят в следующем:

Во-первых, имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего. Законом допускается назначение управляющего имуществом безвестно  отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК). Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другим обязательствам.

Во-вторых, в случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.

В-третьих, согласно ст. 188 ГК  прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим.

В четвертых, супруг гражданина, признанного безвестно отсутствующим, имеет право на расторжение брака  в упрощенном порядке через орган  загса ( ст. 19 СК РФ).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК).

7.2. Признание гражданина умершим

 

При длительном  отсутствии гражданина, если не возможно установить место его пребывания, есть основание предполагать, что он умер. Сказанное не означает, что объявлению гражданина умершим всегда должно предшествовать признание его безвестно отсутствующим. Закон не устанавливает прямой зависимости объявление лица умершим от факта признания его безвестно отсутствующим.

Так, например, во Франции  до настоящего времени гражданский  кодекс не допускает возможности  объявления лица умершим, сколь бы долго  оно ни отсутствовало, а дает только право объявления лица безвестно  отсутствующим.

В отличие от французского права, в Германии известен институт объявления лица умершим по безвестному  отсутствию. Возможны, два подхода  к  решения проблемы объявления лица умершим, которые были разработаны  германской школы права: так называемая силезская система, в соответствии, с которой для объявления лица умершим требуется истечение установленного в законе срока безвестного отсутствия, и саксонская система,  в соответствии, с которой гражданин может быть объявлен умершим только по достижении определенного возраста.

В Англии и США решение  вопроса об объявлении умершим из сферы материального права переносится  в область процессуального66.

Итак, согласно п. 1 ст. 45 ГК гражданин может быть объявлен судом умершим. Условиями объявления умершими является:

  1. Отсутствие гражданина в месте постоянного жительства в течении пяти лет, считая со дня получения последних сведений о нем, а в определенных случаях, указанных в законе, - шести месяцев.
  2. Не получение в течении указанных сроков сведений о месте пребывания гражданина и невозможность, несмотря на принятые меры, установить, жив ли он.

Информация о работе Граждане как субъекты гражданских прав