Гражданско-правовое положение государственного унитарного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 11:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности гражданско-правового положения государственного унитарного предприятия на современном этапе развития гражданского законодательства.
Задачи:
1. Дать общую характеристику возникновения и становления гражданско-правового положения государственного унитарного предприятия;
2. Дать понятие государственному унитарному предприятию как юридическому лицу.
3. Раскрыть особенности создания и государственной регистрации государственного унитарного предприятия, его реорганизации и ликвидации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие государственного унитарного предприятия……………………..…6
1.1. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………..6
1.2. Признаки государственного унитарного предприятия как юридического лица…..…………………………………………………………………………12
1.3. Имущество государственного унитарного предприятия……………………21
2. Создание и государственное регулирование государственного унитарного предприятия………………………………………………………………………28
2.1. Порядок учреждения государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………28
2.2. Государственная регистрация государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………35
3. Управление государственным унитарным предприятием…………………38
3.1. Органы управления государственного унитарного предприятия………….38
3.2. Права собственника имущества государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………43
4. Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия……………………48
4.1. Реорганизация государственного унитарного предприятия………………..48
4.2. Ликвидация государственного унитарного предприятия…………………..54
Заключение……………………………………………………………………..63
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом мой.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

Государственное унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс. Оно должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а так же вправе на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Государственное унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Государственное унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Унитарное предприятие  отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. В зависимости от объема прав на принадлежащее унитарному предприятию имущество, законодательно выделено два вида предприятий: государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, и государственное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа. Право хозяйственного ведения предоставляет унитарному предприятию достаточно широкие полномочия. Собственник имущества обладает в основном контрольными полномочиями, дает согласие на совершение отдельных сделок. Подробнее об этом будет освещено в главе, касающейся имущества государственного унитарного предприятия.

Таким образом, государственное  унитарное предприятие - юридическая конструкция являющаяся порождением огосударствленной экономики, в которой госпредприятия были основными хозяйствующими субъектами представляет особой особую разновидность юридического лица как коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В отличие от коммерческих юридических лиц - собственников имущества (хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов) государственное унитарное предприятие управляет не своей собственностью, а государственной, на переданное ему имущество обладает не правом собственности, а ограниченным вещным правом (право хозяйственного ведения); наделяется специальной (а не общей) правоспособностью, кроме того, является унитарным, то есть не делимым так как его имущество не может быть распределено по вкладам (паям, долям).

 

 

1.2. Признаки Государственного  унитарного предприятия как юридического  лица

Законодательное определение  юридического лица дано в ст. 48 ГК РФ12. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Государственное унитарное предприятие является юридическим лицом, и, следовательно, обладает следующими признаками.

Первый признак - организационное единство. Сущность его состоит в том, что юридическое лицо имеет свою внутреннюю структуру органов управления, определенных его учредительными документами, обеспечивающих достижение целей деятельности, для которых оно предназначено, и формирующих и изъявляющих его волю в имущественном обороте.

Среди всех коммерческих организаций государственные унитарные предприятия выделяются тем, что не являются построенными на началах членства корпорациями. Все имущество государственного унитарного предприятия, в том числе объекты социального назначения, является неделимым, не подлежащим распределению по вкладам и иным индивидуализированным частям (долям, паям) между отдельными лицами, в том числе работниками предприятия.

Единственным (единоличным) органом управления государственным предприятием предприятия является его руководитель (директор), который подотчетен собственнику-учредителю13. Никаких иных органов унитарного предприятия, в том числе "собраний трудового коллектива", закон не предусматривает. Однако в случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другие).

Руководитель унитарного предприятия назначается собственником  имущества унитарного предприятия. Он действует от имени предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты, осуществляет прием на работу работников, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Руководитель государственного унитарного предприятия действует  на основании устава предприятия, который  является его единственным учредительным документом. Для унитарного предприятия устав имеет особенное значение, т.к. именно на основании устава определяются пределы специальной правоспособности предприятия, характерной только для данной организационно-правовой формы коммерческих организаций. В соответствии со статьей 9 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»14  устав унитарного предприятия утверждается уполномоченными государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъекта Российской Федерации.

Устав унитарного предприятия  должен содержать: полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия; указание на место нахождения унитарного предприятия; цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия; сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия; наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор); порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов; иные предусмотренные Законом об унитарных предприятиях сведения. Устав государственного предприятия, кроме указанных сведений, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли, а так же иные не противоречащие законодательству положения. Кроме того, устав государственного унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 25 августа 2005 года N 205 "Об утверждении примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения"15  утверждена примерная форма устава федерального государственного унитарного предприятия.

Изменения в устав  унитарного предприятия вносятся по решению государственного органа Российской Федерации, государственного органа субъекта Российской Федерации, уполномоченных утверждать устав унитарного предприятия.16 Изменения, внесенные в устав государственного унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции подлежат государственной регистрации. Эти изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных Законом об унитарных предприятиях, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Вторым признаком юридического лица является имущественная обособленность юридического лица. Сущность ее заключается в том, что самостоятельное участие в экономическом обороте предполагает, что имущество юридического лица, находящееся в его обладании, обособлено от имущества других субъектов гражданского права.

Важной особенностью государственного унитарного предприятия является то, что имущество закрепляется за ним на праве хозяйственного ведения, и оно как юридическое лицо не обладают правом собственности на это имущество. Оно принадлежит учредившим его субъектам - государственным образованиям. Подробнее об этом будет освещено в следующей главе.

Для обеспечения гарантии выполнения обязательств перед кредиторами  юридическому лицу необходим первоначальный, стартовый капитал, который формируется  за счет вкладов учредителей. Согласно статье 12 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»17 минимальный размер имущества государственного унитарного предприятия, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия является уставный фонд. Уставный фонд государственного предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Его размер определяется в рублях и должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, то есть не менее 500000 рублей.

Стоимость имущества, передаваемого  унитарному предприятию, при его  учреждении определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"18.

В соответствии со статьей 13 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»19, уставный фонд государственного предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Увеличение уставного  фонда государственного предприятия  допускается только после его  формирования в полном объеме, в  том числе после передачи государственному предприятию недвижимого и иного  имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.

Одновременно с принятием  решения об увеличении уставного  фонда государственного предприятия  собственник его имущества принимает  решение о внесении соответствующих  изменений в устав такого предприятия.

Размер уставного фонда государственного предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия.

Собственник имущества государственного предприятия вправе, а в случаях, предусмотренных статьей 15 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»20, обязан уменьшить уставный фонд такого предприятия. Уставный фонд государственного предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда. В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения. В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного предприятия окажется меньше 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия. Если в случаях, предусмотренных статьей 15 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»21, собственник имущества государственного предприятия в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного предприятия, кредиторы вправе потребовать от государственного предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков. В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. Кредиторы государственного предприятия вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение тридцати дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного предприятия и возмещения им убытков. Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного предприятия осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов.

Третьим признаком  государственного унитарного предприятия  как юридического лица является самостоятельная имущественная ответственность предприятия. Этот признак означает, что само юридическое лицо несет ответственность за выполнение своих гражданско-правовых обязанностей только своим имуществом и только к нему и ни к кому другому кредиторы могут предъявлять свои требования.

Статья 7 Закона об унитарных  предприятиях регулирует ответственность Государственного унитарного предприятия. Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества. Это означает, что в общем случае имущество государственного унитарного предприятия не может быть использовано в целях, отличных от тех, для выполнения которых оно создано. Проще говоря, орган государственного управления не имеет права требовать от созданного им унитарного предприятия денежных средств или иного имущества для погашения своих обязательств или иных специфических целей (например, для ликвидации кассового разрыва).

Подчеркнем, что речь идет не об имуществе, принадлежащем государственному унитарному предприятию на праве собственности, а об имуществе, находящемся в унитарном предприятии на праве хозяйственного ведения. Таким образом, фактически государственное унитарное предприятие может на свой риск осуществлять предпринимательскую деятельность, но ответственность по рискованным операциям возмещается за счет имущества, находящегося в федеральной или региональной собственности.

С другой стороны, собственники имущества унитарных предприятий несут весьма ограниченную ответственность по обязательствам государственного предприятия. Такая ответственность может наступить только в случае, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. При этом на собственника может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам государственного унитарного предприятия только при недостаточности имущества предприятия.22 Следует отметить, что Закон об унитарных предприятиях ничего не говорит о форме вины собственника имущества (то есть неважно, предполагал или нет собственник имущества, что в результате его указаний предприятие может стать банкротом). Обязательным условием привлечения собственника к субсидиарной ответственности является причинно-следственная связь использования собственником своих прав и возможностей в отношении унитарного предприятия-должника и его несостоятельностью (банкротством). При этом, иски о применении субсидиарной ответственности учредителя (собственника имущества унитарного предприятия) перед кредиторами должника вправе заявлять в суд только конкурсные управляющие должников в интересах всех конкурсных кредиторов. В ином случае в иске будет отказано.

Информация о работе Гражданско-правовое положение государственного унитарного предприятия