Гражданско-правовое положение государственного унитарного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 11:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности гражданско-правового положения государственного унитарного предприятия на современном этапе развития гражданского законодательства.
Задачи:
1. Дать общую характеристику возникновения и становления гражданско-правового положения государственного унитарного предприятия;
2. Дать понятие государственному унитарному предприятию как юридическому лицу.
3. Раскрыть особенности создания и государственной регистрации государственного унитарного предприятия, его реорганизации и ликвидации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие государственного унитарного предприятия……………………..…6
1.1. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………..6
1.2. Признаки государственного унитарного предприятия как юридического лица…..…………………………………………………………………………12
1.3. Имущество государственного унитарного предприятия……………………21
2. Создание и государственное регулирование государственного унитарного предприятия………………………………………………………………………28
2.1. Порядок учреждения государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………28
2.2. Государственная регистрация государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………35
3. Управление государственным унитарным предприятием…………………38
3.1. Органы управления государственного унитарного предприятия………….38
3.2. Права собственника имущества государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………43
4. Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия……………………48
4.1. Реорганизация государственного унитарного предприятия………………..48
4.2. Ликвидация государственного унитарного предприятия…………………..54
Заключение……………………………………………………………………..63
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом мой.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

Четвертый признак  юридического лица - это выступление государственного унитарного предприятия в гражданском обороте от собственного имени. Данный признак, выражая наиболее непосредственно специфику юридического лица, заключается в том, что юридические лица от своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.

Государственное унитарное  предприятие, учреждаемое публичным собственником, является единственной разновидностью коммерческих организаций, обладающей не общей, а целевой (специальной) правоспособностью23, то есть  государственное унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Общие принципы возникновения правоспособности юридического лица сформулированы в статье 49 ГК РФ. Следует обратить внимание на то, что данной статьей в отношении унитарных предприятий установлены некоторые ограничения. Закон об унитарных предприятиях на этих ограничениях внимание не акцентирует. Статьей 49 ГК РФ, в частности, установлено, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Таким образом, унитарные предприятия могут обладать гражданскими правами только в рамках тех видов деятельности, для которых они созданы. Поэтому в его уставе помимо общих сведений, указываемых в учредительных документах юридического лица, должны содержаться сведения о предмете, целях и видах его деятельности24. В данной связи в соответствии с общими положениями недействительности сделок юридического лица, выходящих за пределы его правоспособности, сделка, совершенная унитарным предприятием в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его Уставе, может быть признана судом недействительной25.

В данной связи в Постановлении  Пленума Верховного Суда РФ и Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. указывается: "Унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании статьи 168 Кодекса"26. Данное положение было подтверждено позднее в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 февраля 2002 г.27.

Также в нормативно-правовых актах Российской Федерации содержится запрет для унитарных предприятий заниматься определенными видами предпринимательской деятельности. Например, унитарное предприятие не может выступать в качестве доверительного управляющего.28

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что государственное  унитарное предприятие, хотя, и является юридическим лицом, но имеет следующие отличия: имущество, принадлежащее государственному унитарному предприятию, не является его собственностью, и не может быть поделено на доли, паи, вклады и др.; не обладает правом самостоятельно определять виды деятельности предприятия (цели, предмет и виды деятельности определяются учредителем предприятия в его уставе).

 

1.3. Имущество государственного унитарного предприятия.

В Законе указано несколько  источников формирования имущества унитарного предприятия. Так, его имущество создается за счет:

  • имущества, закрепленного за государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества;
  • доходов унитарного предприятия от его деятельности;
  • иных не противоречащих законодательству источников.

Право хозяйственного ведения  составляет особую разновидность вещных прав, не известную развитым правопорядкам. Оно призвано оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц - несобственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.

В соответствии со ст. 294 ГК право хозяйственного ведения - это  право государственного унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами29.

При этом имущество государственного унитарного предприятия по прямому указанию закона целиком принадлежит его собственнику-учредителю30  и не делится ни в какой-либо части, ни тем более полностью на "паи" или "доли" его работников или "трудового коллектива".

Субъектами этого права  могут быть только государственные  или муниципальные унитарные  предприятия (но не казенные предприятия, обладающие на закрепленное за ними федеральное имущество лишь правом оперативного управления). Объектом данного права является имущественный комплекс31, находящийся на балансе предприятия как самостоятельного юридического лица.

Право хозяйственного ведения  является производным, зависимыми от прав собственника и не может существовать в отрыве от этого основного права. Данным обстоятельством определяется его юридическая специфика. Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только юридические лица, и притом не любые, а лишь существующие в специальной организационно-правовой форме – предприятие.

Поскольку имущество, передаваемое унитарному предприятию на праве  хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия, сам собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества, по крайней мере, правомочия владения и пользования (а в определенной мере и правомочие распоряжения). Следует учитывать и то, что имуществом, находящимся у предприятий на праве хозяйственного ведения, они отвечают по своим собственным долгам и не отвечают по обязательствам создавшего их собственника, поскольку оно становится "распределенным" государственным имуществом. Поэтому собственник - учредитель предприятия (уполномоченный им орган) ни при каких условиях не вправе изымать или иным образом распоряжаться имуществом (или какой-либо частью имущества) государственного унитарного предприятия, находящимся у него на праве хозяйственного ведения, пока это предприятие существует как самостоятельное юридическое лицо.

Согласно статье 18 Закона об унитарных предприятиях32 государственное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Законом об унитарных предприятиях, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Так, согласно статье 23 Закона об унитарных предприятиях33  решение о совершении крупных сделок принимается лишь с согласия собственника имущества государственного предприятия.

Государственное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Оно не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного предприятия. Данное положение подтверждается и судебной практикой34. Движимым и недвижимым имуществом государственное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия35. Сделки, совершенные государственным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. Таким образом, контрагентам государственных предприятий следует уточнять, соответствует ли совершаемая сделка целям деятельности предприятия во избежание неблагоприятных последствий. Хотя, безусловно, за соответствие совершаемой сделки целям и видам деятельности, закрепленных в уставе, в первую очередь несет ответственность предприятие.

Уставом государственного предприятия могут быть предусмотрены  виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества  такого предприятия.

Право хозяйственного ведения  сохраняется при передаче государственного предприятия от одного публичного собственника к другому (в чем также проявляется его вещно-правовая природа).

С кого момента возникает  у предприятия право хозяйственного ведения, однозначно законодателем  не определен. Согласно ст. 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения на имущество собственника возникает у предприятия с момента фактической передачи им этого имущества, если иное не установлено законом, иным правовым актом или решением самого собственника36. Таким моментом можно считать дату утверждения баланса предприятия или поступления имущества по смете. Моментом фактической передачи имущества определено так же возникновение права хозяйственного ведения у государственного унитарного предприятия в законе «О государственных унитарных предприятиях»37. Однако в ст. 131 ГК РФ сказано, что право хозяйственного ведения подлежит государственной регистрации38. Обязательной государственной регистрации право хозяйственного ведения подлежит так же согласно закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»39. Необходимо устранить двоякое понимание возникновения данного явления, например, путем объединения содержания данных норм в одну и указать, что право хозяйственного ведения возникает с момента фактической передачи имущества и государственной регистрации этого права. Важность точного определения этого момента связана с тем, что, начиная с него,  на предприятие переходят обязанности по сохранности соответствующего имущества, закрепленного за ними собственником, и они вправе и обязаны рассчитываться этим имуществом по обязательствам перед своими кредиторами, тогда как учредитель-собственник по общему правилу уже не отвечает этим имуществом перед своими кредиторами.

Порядок государственной регистрации имущества за государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества предусмотрен Постановлением правительства РФ «О вопросах государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности»40.

Вторым источником формирования имущества государственного унитарного предприятия являются доходы предприятия, полученные от использования этого  имущества. Понятие доходы раскрывается в Приказе Минфина РФ "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации". Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Закон специально оговаривает, что результаты хозяйственного использования  имущества, находящегося в хозяйственном  ведении, в виде плодов, продукции  и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение предприятия41. Из этого прямо вытекает, что данное имущество становится объектом права собственности учредителей предприятий, а не самих этих юридических лиц. Ведь имущественной базой для их появления, как правило, становится имущество собственника-учредителя, находящееся у предприятия на ограниченном вещном праве.

Следовательно, предприятие  ни при каких условиях не может  стать субъектом права собственности, что лишает всякой почвы рассуждения о возможности появления "права собственности трудовых коллективов", "права собственности работников" или их "коллективной собственности", на какую бы то ни было часть имущества предприятия или учреждения, включая фонды участия в прибылях ("фонды экономического стимулирования") или вещи, подаренные учреждению частным собственником. Все это имущество остается (или становится) объектом права собственности учредителя. Отдельные попытки объявления таких юридических лиц собственниками той или иной части их имущества  в действительности не имеют под собой ни юридических, ни логических оснований и потому вполне обоснованно не воспринимаются правоприменительной практикой42.

Однако законодателем  не освещается вопрос, каким образом должно передаваться на право хозяйственного ведения имущество, приобретенное государственным унитарным предприятием за счет своей прибыли, так как порядок, предусмотренный п. 1, ст. 299 ГК РФ, а именно путем фактической передачи имущества не применим в виду того, что имущество уже находится у предприятия. Кроме того, оно приобретено самим предприятием за счет собственных средств и по договору, например, купли-продажи, покупателем будет государственное унитарное предприятие. А согласно п. 1, ст.454 продавец передает покупателю вещь в собственность. Таким образом, государственное унитарное предприятие получит по договору имущество именно в собственность, так как имеет право на совершение подобных сделок как с согласия собственника (крупные сделки и сделки с недвижимым имуществом), так и без получения такого согласия. Однако согласно п. 2, ст. 299 государственное унитарное предприятие не может стать собственником данного имущества, оно должно быть закреплено за ним на праве хозяйственного ведения учредителем данного предприятия, который должен иметь это имущество на праве собственности. Каким образом должна осуществляться передача имущества на право хозяйственного ведения,  фактически находящееся во владении государственного унитарного предприятия, в законодательстве не предусмотрено.

Информация о работе Гражданско-правовое положение государственного унитарного предприятия