Гражданско – правовое положение объединений юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключена в том, что одним из важных понятий Гражданского кодекса является понятие «юридическое лицо» как объединение физических лиц для достижения какой – либо цели и «объединение юридических лиц» как пример создания еще более сложной системы взаимодействий. Категория объединений юридических лиц — это социально-экономическая реальность, складывающаяся в результате определенных общественных преобразований. Закон закрепляет организационно-структурные, имущественные и функциональные особенности, определяет правовой статус, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц и их объединений.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Юридическое лицо 5
1.1 Классификация юридических лиц 9
Глава 2 Правовые основы деятельности
объединений юридических лиц
(Ассоциаций, союзов) 13
2.1 Правовое положение ассоциаций (союзов) 14
2.2. Права и обязанности членов
объединений юридических лиц. 17
2.3. Создание, реорганизация и
ликвидация ассоциаций (союзов) 19
2.3.1 Государственная регистрация
ассоциации (союза) 20
2.3.2 Реорганизация и
преобразование ассоциации 24
2.3.3 Ликвидация ассоциации. 24
2.4. Ответственность ассоциации 27
Заключение 32
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик финиш.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый  член. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено  его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

 

 

2.3. Создание, реорганизация  и ликвидация ассоциаций (союзов)

 

Ассоциация может быть создана в результате прохождения процедуры ее учреждения.

   Учредительными документами для ассоциации и союза являются:

- учредительный договор,  заключенный их членами,

- устав, утвержденный  их членами.

Учредительный договор  является многосторонним гражданско-правовым договором. Согласно статье 154 ГК РФ для  заключения многостороннего договора необходимо соглашение трех или более сторон. Однако, не исключено заключение учредительного договора и в виде двустороннего договора, если число учредителей ограничено двумя. Учредительный договор заключается в письменной форме в виде единого документа, подписанного всеми учредителями. Члены ассоциации или союза должны также утвердить устав объединения. По своей правовой природе устав является локальным нормативным актом и обязателен не только для учредителей (членов) организации, но и для третьих лиц, которые вступают с этой организацией в гражданско-правовые отношения. Положения устава подлежат применению преимущественно перед условиями учредительного договора, если между ними имеются расхождения.

В учредительных документах ассоциации должны определяться:

- её наименование, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму,

- её место нахождения,

- порядок управления  её деятельностью,

- предмет и цели  её деятельности,

- сведения о филиалах  и представительствах,

- права и обязанности  членов,

- условия и порядок  приема в члены ассоциации  и выхода из нее,

- условия о составе  и компетенции органов управления,

- порядок принятия  решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются  единогласно или квалифицированным  большинством голосов,

- источники формирования  имущества,

- порядок распределения  имущества, остающегося после  ликвидации ассоциации (союза),

- порядок внесения  изменений в учредительные документы,

- иные положения, предусмотренные  Законом №7-ФЗ и другими законами.

   Изменения в устав ассоциации вносятся по решению ее высшего органа управления.

 

2.3.1 Государственная  регистрация ассоциации (союза)

Так же, как и любая  некоммерческая организация, ассоциация подлежит государственной регистрации  в соответствии с Законом №129-ФЗ, с учетом установленного Законом №7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) ассоциации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.

Внесение в единый государственный реестр юридических  лиц сведений о создании, реорганизации  и ликвидации ассоциации осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Закона №129-ФЗ федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.

Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются Правительством Российской Федерации.

Для государственной  регистрации ассоциации при ее создании в уполномоченный орган или его  территориальный орган представляются, не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о её создании, следующие документы:

1) заявление, подписанное  уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии,  имени, отчества, места жительства  и контактных телефонов;

2) учредительные документы ассоциации в трех экземплярах;

3) решение о создании  ассоциации и об утверждении  ее учредительных документов  с указанием состава избранных  (назначенных) органов в двух  экземплярах;

4) сведения об учредителях  в двух экземплярах;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно  действующего органа ассоциации, по которому осуществляется связь  с ней;

7) при использовании  в наименовании ассоциации личного  имени гражданина, символики, защищенной  законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации ассоциации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным  органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации ассоциации.

Орган, принявший решение  о государственной регистрации  ассоциации, не позднее трех рабочих  дней со дня получения от регистрирующего  органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи об ассоциации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

За государственную  регистрацию взимается государственная  пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах.

Государственная регистрация  изменений, вносимых в учредительные  документы ассоциации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация ассоциации.

За государственную  регистрацию изменений, вносимых в  учредительные документы ассоциации, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Изменения, вносимые в  сведения, указанные в пункте 1 статьи 5 Закона №129-ФЗ, приобретают юридическую силу со дня их внесения в единый государственный реестр юридических лиц.

Вновь введенной статьей 23.1 Закона №7-ФЗ установлены основания, по которым может быть отказано в  государственной регистрации ассоциации:

 

1) если учредительные  документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

2) если ранее зарегистрирована  некоммерческая организация с  таким же наименованием;

3) если наименование  некоммерческой организации оскорбляет  нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

4) если необходимые  для государственной регистрации  документы, предусмотренные настоящим  Федеральным законом, представлены  не полностью, либо оформлены  в ненадлежащем порядке, либо  представлены в ненадлежащий орган;

5) если выступившее  в качестве учредителя некоммерческой  организации лицо не может  быть учредителем в соответствии  с пунктом 1.2 статьи 15 настоящего  Федерального закона».

Отказ в государственной  регистрации некоммерческой организации  может быть обжалован в вышестоящий орган или в суд, и не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

 

 

 

2.3.2. Реорганизация  и преобразование ассоциации.

Некоммерческая организация (в том числе и ассоциация) может быть реорганизована в порядке, предусмотренном ГК РФ, Законом №7-ФЗ и другими федеральными законами.

Реорганизация считается  состоявшейся, за исключением случаев  реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации.

Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное  общество или товарищество.

Какую именно организационно - правовую форму примет преобразованная  ассоциация или союз во многом зависит от характера их деятельности. Если ассоциация координировала предпринимательскую деятельность своих членов, для нее целесообразнее всего будет преобразование в хозяйственное общество или товарищество. Если ассоциация (союз) оказывала консультационные услуги различного рода своим членам, правомерно ее преобразование в автономную некоммерческую организацию. Решение о преобразовании ассоциации (союза) принимается всеми членами, заключившими договор о ее создании. При преобразовании ассоциации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом.

 

2.3.3. Ликвидация  ассоциации.

 

Ассоциация, как и любая  некоммерческая организация, может  быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, Законом №7-ФЗ и другими федеральными законами.

Статья 61 ГК РФ предусматривает  два вида оснований и, следовательно, два порядка ликвидации юридического лица:

- обычный,

- принудительный.

Основаниями для обычного порядка ликвидации ассоциации по решению ее учредителей, участников либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, являются:

- истечение срока,  на который была создана ассоциация;

- достижение цели, для  которой она была создана;

- признание судом недействительной регистрации ассоциации, в связи с допущенными при ее создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Перечень оснований  ликвидации юридических лиц в  обычном порядке не является закрытым, поэтому их ликвидация возможна в любой момент по воле участников.

Принудительная ликвидация коммерческой организации, как и  любого иного юридического лица, - это  своего рода санкция за допущенные правонарушения. Она осуществляется только по решению суда.

Некоммерческая организация (в том числе и ассоциация) может  быть ликвидирована по решению суда, если ей было сделано два письменных предупреждения о том, что ее действия противоречат ее уставным целям или  Закону, или же имелись два представления прокурора о необходимости устранения допущенных нарушений.

Статья 61 ГК РФ говорит о том, что ликвидация юридического лица по решению суда возможна также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. Следовательно, нормативные акты, посвященные отдельным видам некоммерческих организаций, не могут устанавливать никаких иных оснований для принудительной ликвидации этого вида юридических лиц.

Итак, заявление в суд о ликвидации ассоциации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», уполномоченным органом или его территориальным органом.

Участники ассоциации или  орган, принявший решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Законом №7-ФЗ порядок и сроки ликвидации ассоциации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят  полномочия по управлению делами ассоциации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой ассоциации выступает в суде.

В соответствии со статьей 19 Закона №7-ФЗ ликвидационная комиссия обязана осуществить следующие  действия:

1) поместить в органах  печати, в которых публикуются  данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации ассоциации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. При этом, срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации ассоциации;

2) принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомить в письменной форме кредиторов о ликвидации ассоциации;

3) по истечению двух  месяцев со дня публикации, составить  промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой ассоциации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками ассоциации или органом, принявшим решение о ее ликвидации;

4) если имеющихся у  ликвидируемой ассоциации денежных  средств недостаточно для удовлетворения  требований кредиторов, ликвидационная  комиссия осуществляет продажу  имущества ассоциации с публичных  торгов в порядке, установленном  для исполнения судебных решений. При недостаточности у ликвидируемой ассоциации средств для удовлетворения требований кредиторов участники ассоциации несут субсидиарную ответственность по её долгам;

5) осуществить выплату  денежных сумм кредиторам в  порядке очередности, установленной ГК РФ и в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения. Исключение составляют только кредиторы пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса;

6) после завершения  всех расчетов с кредиторами  составить ликвидационный баланс, который утверждается участниками  ассоциации или органом, принявшим  решение о её ликвидации.

Если при ликвидации ассоциации после удовлетворения требований кредиторов осталось имущество, и если иное не установлено Законом №7-ФЗ и иными федеральными законами, то это имущество направляется, в соответствии с учредительными документами ассоциации, на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

В случае, если использование имущества ликвидируемой ассоциации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Ликвидация ассоциации считается завершенной после  внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

 

2.4. Ответственность  ассоциации.

Ассоциации (союзы), в  случае нарушения Закона №7-ФЗ несут  как административную, так и уголовную  ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Гражданско – правовое положение объединений юридических лиц