Договора грузоперевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Процесс грузовой перевозки не так прост, как может показаться на первый взгляд. Он включает в себя множество разнообразных функций. Ведь нужно не только перевезти товар, но и запаковать, загрузить и выгрузить его, а так же состыковать транспортные средства по времени. Для всего этого требуется большой и опытный коллектив работников (логистики, грузчики, водители, оценщики и др.). Договор о грузовой перевозке надо составлять очень тщательно, так как грамотно составленный договор поможет избежать множества проблем, связанных с ответственностью за грузовую перевозку и обеспечит защиту прав и интересов обеих сторон.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и виды договора перевозки грузов ………………….5
1. 1 Договор железнодорожной перевозки груза…………………………..7
1. 2 Договор перевозки грузов по внутренним водным путям……………9
1. 3. Договор морской перевозки грузов…………………………………..12
1. 4. Договор воздушной перевозки грузов………………………………..16
1. 5. Договор автомобильной перевозки грузов……………………………19
1. 6. Договор централизованной перевозки грузов автотранспортом……22
1. 7. Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении………..23
Глава 2. Ответственность за нарушение транспортных обязательств……
2. 1. Основания ответственности…………………………………………......25
2. 2. Пределы ответственности ………………………………………………26
2. 3.Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза………….. 27
2. 4. Общая и частная авария…………………………………………………28
2. 5. Ответственность грузоотправителя и грузополучателя………………..29
2. 6. Претензии и иски в транспортных обязательствах……………………. 31
Глава 3. Экспедиционные обязательства…………………………………33
3. 1. Понятие и виды экспедиционных обязательств……………………… 33
3. 2. Договор как основание возникновения экспедиционного обязательства…………………………………………………………………..34
3. 3. Содержание и исполнение договора транспортной экспедиции………37
3. 4. Ответственность по договору транспортной экспедиции……………..38
Заключение…………….……………………………………………………..40
Список литературы…………………………………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие  и виды договора перевозки грузов ………………….5

 1. 1 Договор железнодорожной перевозки груза…………………………..7

1. 2 Договор перевозки грузов по внутренним водным путям……………9

1. 3.  Договор морской перевозки грузов…………………………………..12

1. 4.  Договор воздушной перевозки грузов………………………………..16

1. 5. Договор автомобильной перевозки грузов……………………………19

1. 6.  Договор централизованной перевозки грузов автотранспортом……22

1. 7. Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении………..23

Глава 2. Ответственность  за нарушение транспортных обязательств……

2. 1. Основания ответственности…………………………………………......25                                  

2. 2. Пределы ответственности  ………………………………………………26                        

2. 3.Ответственность перевозчика  за просрочку доставки груза………….. 27          

2. 4. Общая и  частная  авария…………………………………………………28                                          

2. 5. Ответственность грузоотправителя  и грузополучателя………………..29                 

2. 6. Претензии и иски  в транспортных обязательствах……………………. 31     

Глава 3. Экспедиционные обязательства…………………………………33

3. 1. Понятие и виды  экспедиционных обязательств……………………… 33                       

3. 2. Договор как основание  возникновения экспедиционного  обязательства…………………………………………………………………..34 

3. 3. Содержание и исполнение  договора транспортной экспедиции………37           

3. 4. Ответственность по  договору транспортной экспедиции……………..38                             

 Заключение…………….……………………………………………………..40

Список литературы…………………………………………………………..41

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Значение транспорта для  страны, занимающей 1/6 часть суши земного  шара, исключительно велико. Он выполняет  важные экономические, политические, социальные, культурные и оборонные функции  в государстве.

Экономическая роль транспорта состоит прежде всего в том, что  он является ограниченным звеном любого производства и материальной базой  для глубокого разделения труда, специализации и кооперирования предприятий, а также для доставки всех видов сырья, топлива и продукции  из пунктов производства в пункты потребления. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.

Политическое значение транспорта заключается в его выполнении роли материальной базы для объединения  республик, краев и областей в  единое государство – Российскую Федерацию. С помощью транспорта осуществляется обмен материальными  и духовными ценностями между  народами, народностями и этническими  группами страны, что особенно ярко проявляется во время стихийных  бедствий (землетрясений, наводнений, неурожаев, и т. п.). Современный транспорт  широко используется и для международных  связей.

 Социальная функция транспорта заключается прежде всего в обеспечении трудовых и бытовых поездок людей, в облегчении их физического труда, в частности, при перемещении значительных объемов материалов в процессе производства и в быту.

Процесс грузовой перевозки  не так прост, как может показаться на первый взгляд. Он включает в себя множество разнообразных функций. Ведь нужно не только перевезти товар, но и запаковать, загрузить и выгрузить  его, а так же состыковать транспортные средства по времени. Для всего этого  требуется большой и опытный  коллектив работников (логистики, грузчики, водители, оценщики и др.). Договор  о грузовой перевозке надо составлять очень тщательно, так как грамотно составленный договор поможет избежать множества проблем, связанных с  ответственностью за грузовую перевозку  и обеспечит защиту прав и интересов  обеих сторон.

В современном обществе существуют несколько вполне самостоятельных  видов транспорта. Их подразделение  обусловлено различием транспортных средств, которые используются для  перемещения груза и пассажиров (воздушное или морское судно, железнодорожный состав), а также разной естественной средой их эксплуатации (например, речной и морской транспорт).

Целью курсовой работы является рассмотрение договора грузовой перевозки, состав участников данного договора, а также проблемы, возникающие при заключении договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  и виды договора перевозки грузов

 

В договоре перевозки грузов участвуют транспортная организация, которая осуществляет перевозку, и  грузоотправитель, сдающий груз для  перевозки и уплачивающий провозную  плату (ст. 785 ГК РФ). Обычно грузоотправитель сдает груз транспортной организации, называя третьего участника транспортного  процесса - грузополучателя, с которым  он связан обязательством и которому груз должен быть выдан в пункте назначения.

Таким образом, договор перевозки  груза можно определить как договор, в соответствии с которым одна сторона - перевозчик обязуется доставить  вверенный ей отправителем груз в  пункт назначения и выдать его  управомоченному на получение груза  лицу (грузополучателю), а вторая сторона - отправитель груза обязуется  уплатить за перевозку установленную плату. Из приведенного определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, т.к. за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату и имеет право на перевозку сданного груза. Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров.

Вместе с тем в отдельных  случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки  считается консенсуальным, когда  перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Например, на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования, или чартером, является консенсуальным. Кроме того, договор перевозки  грузов носит публичный характер. Однако для признания договора перевозки  грузов публичным договором необходимо соблюдение определенных условий, предусмотренных  ст. 789 ГК РФ. К числу таких условий  относится перевозка грузов транспортом общего пользования, в качестве которой признается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого физического или юридического лица. И второе не менее важное условие: перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки грузов, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должен быть обязательно опубликован в установленном порядке.

Коммерческая организация  не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении  заключения договора. Цена услуг, работ, оказываемых коммерческой организацией при перевозке грузов, устанавливается  одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом  или иным правовым актов допускается  предоставление льгот для отдельных  категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения договора при наличии такой возможности  не допускается (ст. 426 ГК).

В зависимости от того, каким  транспортом перевозятся грузы, перевозки подразделяются на железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные. Такая классификация обусловлена  тем, что отношения, связанные с  перевозкой грузов, регулируются законодательством, которое применяется к соответствующему виду перевозки.

Различают перевозки, осуществляемые в местном, прямом и прямом смешанном  сообщении.

Местными называются перевозки  в пределах одного транспортного  предприятия (железной дороги, пароходства  и т.д.).

Прямыми признаются перевозки, в выполнении которых по одному документу  участвует несколько предприятий  одного вида транспорта. Так, прямой будет  перевозка железной дорогой по одному документу (накладной) из Москвы в Иркутск, поскольку груз в этом случае перевозится  несколькими предприятиями железнодорожного транспорта (Московской, Свердловской, Иркутской и другими дорогами).

Прямой смешанной перевозкой считается перевозка, при которой  на основе одного документа груз перевозится  различными предприятиями нескольких видов транспорта. Примером такой  перевозки может служить доставка груза от Москвы до Астрахани по железной дороге, а от Астрахани  до одного из портов на Каспийском море (на территории России) морским транспортом.

 

1.1. Договор железнодорожной перевозки груза.

 

Содержание данного договора составляет комплекс прав и обязанностей перевозчика и грузоотправителя. Эти права и обязанности в  значительной мере определены транспортным законодательством: УЖТ, Правилами, регулирующими  отдельные виды перевозок грузов железнодорожным транспортом, а  также самим договором перевозки.

По договору железнодорожной  перевозки грузы могут перевозиться как в местном, так и в прямом сообщении. Перевозка в местном  сообщении осуществляется в пределах одной железной дороги, а в прямом сообщении - с участием двух и более  железных дорог, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации  и открытых для общего пользования. Железная дорога, заключившая договор  перевозки в прямом сообщении, выступает  в качестве законного представителя  всех других железных дорог, участвующих  в таком сообщении.

Перевозка грузов железнодорожным  транспортом осуществляется в вагонах  и контейнерах перевозчиков, иных юридических и физических лиц (ст. 5 УЖТ).

Железная дорога обязана  подавать под погрузку исправные  вагоны и контейнеры в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. При невыполнении этого требования грузоотправитель вправе отказаться от поданных вагонов или контейнеров. Железная дорога в этом случае обязана подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки таких грузов вагоны, контейнеры (ст. 20 УЖТ).

Пригодность вагонов для  перевозки данного груза в  коммерческом отношении определяется грузоотправителем или железной дорогой в зависимости от того, чьими средствами производится погрузка.

При предъявлении груза к  перевозке отправитель обязан представить  на каждую отправку груза составленную им транспортную железнодорожную накладную. Данная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция  о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза (ст. 25 УЖТ).

Некоторые обязанности железной дороги, обусловленные выполнением  договора перевозки груза, возникают  как в процессе самой перевозки, так и на завершающем ее этапе. Так, железная дорога по заявлению грузоотправителя или грузополучателя обязана  произвести переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя  или станции назначения.

Обязанностью железной дороги является и уведомление грузополучателя  о прибывших в его адрес  грузах не позднее чем в 12 часов  дня, следующего за днем прибытия грузов. Грузополучатель может отказаться от принятия грузов, если качество грузов вследствие повреждения, порчи или  по иным причинам изменилось в такой  степени, что исключается возможность  частичного или полного использования  та-ких грузов по назначению (ст. 34, 36 УЖТ). Обязанностью грузополучателя  является окончательный расчет с  перевозчиком за оказанные ему транспортные услуги.

 

 

 

 

1. 2. Договор перевозки грузов по внутренним водным путям

Речной транспорт, вид транспорта, осуществляющий перевозки  пассажиров и грузов в основном по внутренним водным путям, как естественным (реки, озёра), так и искусственным (каналы, водохранилища, шлюзованные  участки рек).  Выделяются магистральные  речные пути, в том числе международные, обслуживающие внешнеторговые перевозки  нескольких государств (например, Дунай, Одер, Рейн, Амур, Парагвай, Нигер), межрайонные, обслуживающие перевозки между  крупными районами внутри страны (например, Волга, Янцзы, Миссисипи), и местные, обслуживающие внутрирайонные связи.

Благодаря низкой себестоимости речной транспорт  продолжает занимать важное место в  транспортной системе, несмотря на низкие скорости и сезонность.

            На речном транспорте перевозки различаются по видам флота — осуществляемые самоходным и несамоходным флотом, а также на судах смешанного плавания «река—море». Выделяются также прямые и местные (осуществляемые портовым флотом) перевозки. При местных перевозках перевозчиком является порт, во всех остальных случаях — пароходство.

Система документов, их правовое значение и  порядок заключения договора перевозки  груза на внутреннем водном транспорте близки к применяемым на железнодорожном  транспорте. Аналогично решаются и  вопросы исполнения сторонами обязанностей по договору. Основное же различие между ними состоит в следующем.

Прежде  всего, для речной перевозки установлены  сроки приема грузов к перевозке. Если груз адресован в пункт, где  у пароходства нет помещений, пригодных для хранения данного  груза, а грузополучатель к моменту  прибытия груза за ним не явился, хотя и был своевременно извещен, груз может быть доставлен пароходством за счет грузополучателя в ближайший пункт, где имеются необходимые складские помещения.

При отсутствии такой возможности пароходство  обязано уведомить грузоотправителя о неявке грузополучателя и потребовать от отправителя указаний, как поступить с грузом. За время ожидания судном выгрузки и приема груза, а также за время ожидания распоряжения отправителя с него взыскивается штраф за простой судна, а в случае доставки груза в другой пункт — расходы по выгрузке, сборы за хранение груза в пункте вынужденной выгрузки, а также расходы по дополнительной перевозке и реализации груза.

Договор перевозки оформляется соответствующими документами установленной формы, которые имеют юридическое значение для определения взаимных прав и  обязанностей сторон, участвующих в  договоре. К этим документам относятся  накладная и квитанция о приеме груза к перевозке (ст. 67 УВВТ). Накладная  сопровождает груз на всем пути следования, и пароходство обязано выдать ее вместе с грузом получателю в  порту (пристани) назначения. На основании  накладной порт или пристань отправления  составляют дорожную ведомость, которая  следует вместе с грузом и после  выдачи груза в пункте назначения остается у пароходства.

Информация о работе Договора грузоперевозок