Договора грузоперевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Процесс грузовой перевозки не так прост, как может показаться на первый взгляд. Он включает в себя множество разнообразных функций. Ведь нужно не только перевезти товар, но и запаковать, загрузить и выгрузить его, а так же состыковать транспортные средства по времени. Для всего этого требуется большой и опытный коллектив работников (логистики, грузчики, водители, оценщики и др.). Договор о грузовой перевозке надо составлять очень тщательно, так как грамотно составленный договор поможет избежать множества проблем, связанных с ответственностью за грузовую перевозку и обеспечит защиту прав и интересов обеих сторон.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и виды договора перевозки грузов ………………….5
1. 1 Договор железнодорожной перевозки груза…………………………..7
1. 2 Договор перевозки грузов по внутренним водным путям……………9
1. 3. Договор морской перевозки грузов…………………………………..12
1. 4. Договор воздушной перевозки грузов………………………………..16
1. 5. Договор автомобильной перевозки грузов……………………………19
1. 6. Договор централизованной перевозки грузов автотранспортом……22
1. 7. Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении………..23
Глава 2. Ответственность за нарушение транспортных обязательств……
2. 1. Основания ответственности…………………………………………......25
2. 2. Пределы ответственности ………………………………………………26
2. 3.Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза………….. 27
2. 4. Общая и частная авария…………………………………………………28
2. 5. Ответственность грузоотправителя и грузополучателя………………..29
2. 6. Претензии и иски в транспортных обязательствах……………………. 31
Глава 3. Экспедиционные обязательства…………………………………33
3. 1. Понятие и виды экспедиционных обязательств……………………… 33
3. 2. Договор как основание возникновения экспедиционного обязательства…………………………………………………………………..34
3. 3. Содержание и исполнение договора транспортной экспедиции………37
3. 4. Ответственность по договору транспортной экспедиции……………..38
Заключение…………….……………………………………………………..40
Список литературы…………………………………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Спецификой договора перевозки груза автомобильным транспортом является обязательное условие о сопровождении (экспедировании) груза. Экспедировать груз может как отправитель, так и получатель.

Передача груза от отправителя  к перевозчику груза оформляется  в виде товарно-транспортной накладной, которая является формой договора и выполняет те же функции, что и железнодорожная накладная.

Акт замера, акт взвешивания  – оформляется при грузоперевозках  от единственного отправителя груза  к единственному получателю, при  условии, что расстояние неизменно  и грузоперевозки выполняются в  течение рабочей смены. Пользование  автомобилем с оплатой его  работы по повре¬менному тарифу оформляется  обычно записями отправителя (получателя) в путевом листе.

При заключении договора на перевозку груза автомобильным  транспортом стороны (отправитель  и перевозчик) приходят к единому  соглашению об оплате предоставляемой  услуги – по действующему тарифу или  другим способом. В качестве заказчика  услуг перевозки груза могут  выступать как отправители груза, так и получатели, заказчик и производит оплату перевозки груза.

Оплата услуг перевозки  груза автомобильным транспортом  производится до момента сдачи груза  перевозчику. В случае неоплаты грузоперевозки, груз к транспортировке не принимают. 
Сроки доставки грузов установлены только для перевозок в международном сообщении и исчисляются с 24 часов дня приема грузов и оплаты, а по срочным заказам—с момента приема груза и оплаты стоимости перевозки.

Предусмотрено, что перевозка грузов осуществляется по наиболее короткому маршруту. Если, по мнению перевозчика, наиболее эффективна перевозка с увеличением расстояния перевозки (дорожные условия и так далее), то перевозчик обязан предупредить об этом заказчика (отправителя или получателя).

Перевозимый груз может быть выдан как на складе получателя, так и в любом другом месте (оговоренном в заказе перевозки  груза).

Получатель груза имеет  право требовать получение груза  в указанном месте в оговоренный  срок. Получатель груза может отказаться принять предназначенный ему груз (указав причину отказа в товарно-транспортной накладной), если качество или внешний вид (вследствие перевозки) его не удовлетворяют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Договор централизованной перевозки грузов автотранспортом

 

Одним из методов работы автотранспортных предприятий является централизованная перевозка грузов. Имеется несколько видов централизованной перевозки:

- централизованная перевозка  отдельных видов грузов;

- регулярные междугородние  централизованные перевозки;

- централизованный завоз  (вывоз) грузов на станции железных  дорог, в порты (пристани) и  аэропорты.

Сочетание перевозок с  транспортно-экспедиционным обслуживанием является одним из признаков централизованной перевозки грузов. Автотранспортные предприятия в соответствии с договором своим подвижным составом выполняют одновременно перевозку и транспортно-экспедиционное обслуживание (ст. 38 УАТ). При этом отпадает необходимость в выделении грузоотправителями и грузополучателями работников для сопровождения грузов в пути их следования, в передаче груза с одного вида транспорта на другой.

Особенностью централизованных перевозок является и то, что они  осуществляются по согласованным графикам, позволяющим учитывать интересы основного производства грузоотправителя и грузополучателя, ритмично и своевременно завозить грузы на промышленные предприятия, стройки, базы, склады, станции железных дорог, порты, пристани и аэропорты  и вывозить из них.

Централизованные перевозки  грузов, как правило, не выполняются  за счет перемещения отдельных партий или видов грузов, путем периодического обслуживания отдельных грузоотправителей  или грузополучателей, а осуществляются при стабильных, постоянных хозяйственных  связях сторон. Это выражается в  том, что централизованные перевозки  выполняются автотранспортным предприятием от одного грузоотправителя, как правило, ко всем грузополучателям или от всех грузоотправителей к одному грузополучателю.

 

1.7. Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении

 

Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении - один из самостоятельных гражданско-правовых транспортных договоров. Его значение и роль заключаются в правовом регулировании перевозочного процесса, в котором принимают участие  два или более вида транспорта. Экономическая и социальная значимость такого договора объясняется значительным транспортным полем России, различным  техническим уровнем развития отдельных  видов транспорта, что создает  объективную невозможность удовлетворить  потребности грузовладельца в оказании ему транспортных услуг силами одного вида транспорта.

Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении регулируется как транспортным законодательством, так и соглашением сторон (ст. 788 ГК, ст. 68-85 ТУЖД, ст. 147-178 УВВТ, ст. 99-108 УАТ).

Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении  характеризуется рядом присущих ему признаков:

- перевозка осуществляется  несколькими видами транспорта, но по единому транспортному  документу-накладной, которая составляется  на имя определенного грузополучателя,  подписывается грузоотправителем,  сопровождает груз на всем  пути следования и на станции  назначения передается грузополучателю  вместе с грузом;

- договор заключается  единовременно и непосредственно  между грузоотправителем и транспортным  предприятием, принимающим груз  к перевозке. Это транспортное  предприятие является законным  представителем всех транспортных  организаций, включенных в данный  вид сообщения.

Сроки доставки грузов в  прямом смешанном сообщении определяются по совокупности сроков, установленных  для всех участвующих в перевозке  видов транспорта, и исчисляются  в соответствии с правилами, действующими на соответствующих видах транспорта.

Плата за перевозку грузов в прямом смешанном сообщении  взимается с грузоотправителей  на станциях, портах, аэропортах отправления  груза исходя из расстояний, на которые  осуществляется перевозка грузов на соответствующем виде транспорта. Аналогичные  правила платы за перевозку устанавливаются  и для пунктов перевалки грузов с одного вида транспорта на другой.

Ответственность по договору перевозки в прямом смешанном  сообщении определяется транспортными  уставами и кодексами. На этот вид  сообщения распространяются общие  правила и пределы имущественной  ответственности за несохранность  грузов и просрочку их доставки. При установлении виновности железных дорог, пароходств, автотранспортных предприятий  в утрате, недостаче, повреждении  или порче груза ответственность  несут соответственно железные дороги, пароходства и автотранспортные предприятия. Ответственность за сохранность  груза до момента его передачи в пунктах перевалки лежит  на сдающей стороне, после передачи - на стороне, принявшей грузы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Ответственность  за нарушение транспортных обязательств.

 

2.1. Основания ответственности.

                                         

Имущественная ответственность  перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя  за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств по перевозке  груза наступает при наличии  общих оснований, предусмотренных  гражданским законодательством, в  частности ст. 401 ГК. Применительно  к транспортному законодательству вина как одно из оснований ответственности  перевозчика выражается в формуле: "...если не докажет, что утрата, недостача  или повреждение (порча) груза произошли  вследствие обстоятельств, которые  перевозчик не мог предотвратить  и устранение которых от него не зависело" (ст. 796 ГК). Примерно аналогичным  образом закреплено положение о  виновной ответственности перевозчика  в новых транспортных уставах  и кодексах (ст. 108 ТУЖД, ст. 118 ВК, ст. 166 КТМ). Это положение нашло отражение  в ст. 132 УАТ, ст. 191 УВВТ.

Содержание ст. 796 ГК возлагает  бремя доказывания невиновности перевозчика на него самого, а также  не предусматривает оснований, освобождающих  его от имущественной ответственности. согласно ст. 109 нового ТУЖД перевозчик освобождается от имущественной ответственности за утрату, недостачу или повреждение принятого для перевозки груза в случаях, если: груз прибыл в исправном вагоне с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем; несохранность груза произошла вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом подвижном составе, и т.д.

Правила о виновной ответственности  по договорным транспортным обязательствам распространяются и на клиентуру  перевозчика.

 

 

2.2. Пределы ответственности.

 

Перевозчик несет ответственность  за утрату, недостачу, повреждение и  порчу груза за весь период нахождения его во владении перевозчика, т.е. с  момента принятия груза к перевозке  и до выдачи груза грузополучателю  или уполномоченному им на получение  груза лицу.

ГК устанавливает единые для всех видов транспорта пределы  ответственности перевозчика за несохранность груза, сохраняя при  этом правила об ограниченной ответственности: ущерб, причиненный при перевозке  груза, возмещается перевозчиком лишь в размере стоимости утраченного  или недостающего груза либо в  размере суммы, на которую понизилась стоимость груза из-за повреждения  или порчи, произошедших в процессе перевозки по причинам, зависящим  от перевозчика. При невозможности  восстановить поврежденный груз возмещается  его стоимость, которая определяется исходя из его цены, указанной в  счете продавца или предусмотренной  договором. При отсутствии данных о  цене груза в счете продавца и  в договоре стоимость груза определяется по правилам так называемого обычного права, т.е. исходя из цены, которая при  сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (ст. 796 ГК, ст. 110 УЖД).

В транспортных отношениях широко применяется практика объявления ценности груза, сдаваемого к перевозке. Естественно, что при этом повышаются тарифы за перевозку. Однако грузоотправители идут на эти дополнительные расходы, полагая, что, во-первых, перевозчик проявит наибольшую заботу о сохранности такого груза, поскольку при утрате ему придется заплатить грузовладельцу сумму объявленной ценности груза. Во-вторых, владелец груза нередко завышает реальную стоимость своего груза, полагая, что в случае его утраты он может как-то компенсировать возможные убытки, вызванные этим обстоятельством (зная, что обычно возможные убытки перевозчик ему не возместит). Единственное, что можно еще потребовать от перевозчика, - это возвращение платы за перевозку груза, внесенной грузоотправителем при заключении договора перевозки, если данная плата не входит в стоимость утраченного груза.

Транспортное законодательство запрещает любые предварительные  соглашения перевозчика с грузоотправителями или грузополучателями, имеющие  целью ограничить либо устранить  имущественную ответственность, установленную  законодательством. Эти соглашения не имеют силы. И любые отметки  об этом в перевозочных документах недействительны (ст. 793 ГК, ст. 113 ТУЖД). Однако сторонам - перевозчику и  грузоотправителю - предоставлено право  на соглашение, в силу которого повышаются пределы их ответственности по сравнению  с пределами, установленными законодательством (ст. 123 ВК).

 

2.3. Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза.

 

Ответственность за просрочку  наступает в случаях виновного  несоблюдения транспортного времени, установленного законодательством  или соглашением сторон, т.е. времени, в течение которого перевозчик выполняет  совокупность всех необходимых операций в пункте отправления груза, в  пути его следования и в пункте выдачи груза получателю. К категории  таких операций относятся:

- своевременная погрузка, если это обязанность перевозчика;

- отправка груза с территории  станции, порта, аэропорта в  сроки, предусмотренные правилами  перевозки или договором;

- обеспечение перевалочных  работ при смешанных перевозках;

- информирование грузополучателя  о прибывающем или о прибывшем  в его адрес грузе;

- своевременная разгрузка  вагонов, судов, контейнеров, если  это входит в обязанности перевозчика.

Ответственность за просрочку  доставки груза также носит ограниченный характер. Так, железная дорога за просрочку  доставки груза уплачивает лишь пени в размере девяти процентов платы  за перевозку груза за каждые сутки  просрочки, но не более чем в размере  платы за перевозку данного груза (ст. 111 ТУЖД). Несколько иной размер ответственности за просрочку установлен на воздушном транспорте: перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов  провозной платы (ст. 126 ВК).

При длительной просрочке  доставки груза (30 дней со дня истечения  срока доставки, четыре месяца со дня  приема груза для перевозки в  прямом смешанном сообщении) груз признается утраченным. Грузополучателю в этих случаях предоставляется право  требования возмещения ущерба в связи  с несохранностью груза (ст. 796 ГК, ст. 110 ТУЖД, ст. 118 ВК). При прибытии груза  после указанных сроков (просрочке) грузоотправитель вправе отказаться от такого груза либо возвратить перевозчику сумму, полученную за утрату груза.

Информация о работе Договора грузоперевозок