Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 13:01, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное исследование личных неимущественных прав несовершеннолетних, а также способов их реализации и защиты, анализ правового регулирования данных прав детей законодательству в РФ; разработка теоретических положений и практических рекомендаций, касающихся правового регулирования прав детей законодательству в РФ, направленных на совершенствование законодательства в области защиты прав ребенка, и практики применения норм в сложившейся социально-политической обстановке в России.
Введение……………...…………………………………………………….3
Глава 1. Историко-правовые аспекты регулирования личных неимущественных прав детей.......................................................................7
1.1. Законодательное регулирование личных неимущественных прав ребенка в России в дореволюционный период……………………………....7
1.2. Советский опыт правовой регламентации личных неимущественных прав ребенка ………………………………………………14
1.3. Основы международно-правового регулирования личных неимущественных прав детей….…………………………………………….…20
Глава 2. Общая характеристика личных неимущественных прав ребенка по законодательству РФ……………………………………………26
2.1. Понятие и классификация личных прав ребенка…………………26
2.2. Личные неимущественные права детей и их содержание и осуществление…………………………………………………………………..34
Глава 3. Законодательные и правоприменительные проблемы защиты личных неимущественных прав ребенка в семье…………......46
3.1. Формы и способы защиты личных неимущественных прав ребенка……………………………………………………………………………46
3.2. Субъекты защиты личных неимущественных прав ребенка ...…...57
3.3. Пути совершенствования законодательной регламентации защиты личных неимущественных прав детей ….……………………………….…….61
Заключение……………………………………………………………….63
Список использованной литературы………………………………....
Оглавление
Введение……………...……………………………………
Глава 1. Историко-правовые
аспекты регулирования личных неимущественных
прав детей.........................
1.1. Законодательное регулирование личных неимущественных прав ребенка в России в дореволюционный период……………………………....7
1.2. Советский опыт правовой регламентации личных неимущественных прав ребенка ………………………………………………14
1.3. Основы международно-правового
регулирования личных
Глава 2. Общая характеристика личных неимущественных прав ребенка по законодательству РФ……………………………………………26
2.1. Понятие и классификация личных прав ребенка…………………26
2.2. Личные неимущественные
права детей и их содержание и осуществление……………………………………………
Глава 3. Законодательные и правоприменительные проблемы защиты личных неимущественных прав ребенка в семье…………......46
3.1. Формы и способы
защиты личных неимущественных
прав ребенка……………………………………………………………
3.2. Субъекты защиты личных неимущественных прав ребенка ...…...57
3.3. Пути совершенствования законодательной регламентации защиты личных неимущественных прав детей ….……………………………….…….61
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………....69
Введение
Дети - не только будущее, но и настоящее, не только национальная, но и общечеловеческая, ценность. Это особая, со своими интересами социально-демографическая группа, нуждающаяся в силу умственной и физической незрелости в специальной заботе государства и общества. Именно дети оказались незащищенными в ходе социально-экономических реформ. Рост преступности, вооруженные и межнациональные конфликты, инфляционные процессы, безработица, нравственная деградация, снижение уровня жизни и другие пороки сказались, прежде всего, на семьях и детях. Бродяжничество, попрошайничество и беспризорность, бегство детей из семей из-за жестокого с ними обращения, рост количества дел о лишении родительских прав и социального сиротства - неутешительные факты из жизни российского государства постсоветского периода. Подтверждение тому официальная статистика: за последние несколько лет происходит постоянное ухудшение положения детей, отмечается многократный рост посягательств на их права.1
Актуальность темы. Проблема реализации личных неимущественных прав ребенка существовала в России во все времена. К сожалению, она не решена и сегодня. Социально-экономическая ситуация в стране диктует острую необходимость разработки научно-обоснованного комплекса мер, наделяющих ребенка правами, гарантирующими гармоничное развитие его личности и создающих систему правовых условий для реализации этих прав.
Личные неимущественные права ребенка в настоящее время являются одной из важнейших теоретических и практических тем научных исследований, значение которых во всем мире в последнее десятилетие существенно возросло. В России проблемы личных неимущественных прав ребенка - одни из наиболее острых на сегодняшний день - проявляются во всех сферах жизни общества. Построение правового государства неразрывно связано с приоритетом общечеловеческих ценностей, признанием прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы принадлежат ребенку от рождения и гарантируются государством в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.
Дети - наименее защищенная как в социальном, так и в правовом аспектах группа населения. Наделения ребенка только комплексом личных неимущественных прав недостаточно. Ребенку необходимо предоставить также и правовую возможность их осуществления. В то же время действующие нормативные правовые акты не снимают всех правовых и практических проблем, связанных с осуществлением личных неимущественных прав ребенка. Личные неимущественные права ребенка не могут реализовываться в полной мере.
Реализация личных неимущественных прав ребенка, признанного отечественным законодательством самостоятельным участником семейных отношений, связана с множеством проблем теоретического и практического характера. Вызваны они различными обстоятельствами и, прежде всего, недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав ребенка, неприменением некоторых положений законов в области прав детей. Принятые Семейный кодекс РФ, другие Федеральные законы закрепили основные положения многих международных актов в области личных неимущественных прав ребенка, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка. Однако некоторые фундаментальные принципы этого международного правового документа не выполняются: не все российские нормативные правовые акты исходят из принципа приоритета прав ребенка. Не устранено неравенство ребенка как субъекта права по сравнению с другими субъектами, не создана система правовых условий для гармоничного развития детей и реализации их прав, не выработана единая система критериев, которые составили бы основы нормотворческой деятельности в области прав ребенка. Многие положения семейного законодательства не получили научное обоснование. Правоприменительная деятельность в этой сфере имеет свои недостатки и нуждается в научно-обоснованных рекомендациях. Все эти обстоятельства требуют изучения правового положения ребенка, проблем реализации его прав и выявления научно-обоснованной системы мер их решения.
Целью данной работы является комплексное исследование личных неимущественных прав несовершеннолетних, а также способов их реализации и защиты, анализ правового регулирования данных прав детей законодательству в РФ; разработка теоретических положений и практических рекомендаций, касающихся правового регулирования прав детей законодательству в РФ, направленных на совершенствование законодательства в области защиты прав ребенка, и практики применения норм в сложившейся социально-политической обстановке в России.
Достижение поставленной исследователем цели в рамках научно-исследовательской работы по теме «Личные неимущественные права детей, способы их защиты» требует решить следующие задачи:
- провести характеристику законодательного регулирования личных неимущественных прав ребенка в дореволюционный период;
- рассмотреть советский опыт правовой регламентации прав ребенка;
- изучить основы международного регулирования личных неимущественных прав ребенка;
- раскрыть понятие и назвать особенности реализации личных неимущественных прав ребенка;
- изучить систему прав ребенка;
- проанализировать отдельные личные неимущественные права детей (жить и воспитываться в семье, выражать свое мнение, право на общение с родителями и иными родственниками, на имя, отчество, фамилию);
- исследовать виды и способы защиты личных неимущественных прав несовершеннолетних.
- выявить проблемные вопросы защиты личных прав ребенка;
- раскрыть проблемы правового регулирования личных неимущественных прав ребенка на современном этапе;
- разработать пути совершенствования законодательной регламентации личных прав ребенка в семье.
Объектом исследования является система общественных отношений, складывающихся в процессе реализации и защиты личных неимущественных прав детей.
Предметом исследования выступают личные неимущественные права детей как субъективные личные права, объектом которых выступают нематериальные блага.
Методологическую основу исследования составляют как общенаучные, так и частноправовые методы. К общенаучным методам, которые предполагается использовать, относятся, в частности, абстрагирование, анализ и синтез. В работе также используются частноправовые методы, среди которых: формально-юридический метод; метод сравнительного правоведения; исторический метод.
Нормативную правовую базу исследования составляют: прежде всего, нормы Конституции и Семейного кодекса РФ, а также Федеральных законов РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об опеке и попечительстве», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» основанные на принципах и нормах международного права, в частности, Конвенции и правах ребенка ООН и иных международных конвенций и пактов, а также национальной и региональных Стратегиях действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Кроме того, важные положения, касающиеся личных неимущественных прав детей содержатся в Федеральных законах РФ «Об актах гражданского состояния», «О гражданстве» и др., а также национальной и региональных стратегиях действий в интересах детей на 2012-2017 гг.
В качестве теоретической основы исследования при написании работы предполагается использовать основные положения, содержащиеся в трудах ученых-правоведов и юристов-практиков: М.В. Антокольской, Е.Ю. Асташкина, A.M. Беляковой, Е.М. Белогорской, Е.М. Ворожейкин, Ю.А. Королева, Л.В. Кудрявцевой, A.M. Нечаевой, А.И. Пергамент, Е.А. Чефрановой, В.П.Шахматова, К.Б. Ярошенко и других.
Структура работы определена целями и задачами работы, и состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Историко-правовые аспекты регулирования личных неимущественных прав детей
1.1. Законодательное регулирование личных неимущественных прав ребенка в России в дореволюционный период
Дохристианский и начальный период христианства на Древней Руси у историков характеризовался отсутствием каких-либо прав ребенка. Дети не разделялись на законнорожденных и незаконнорожденных, что объяснялось наличием языческих обычаев и традициями многоженства, наложничества. Признавалась власть обоих родителей над детьми. Существовало "право родителей отдавать детей в рабство". Правовой статус детей в дохристианский и начальный период христианства на Древней Руси характеризуется неоднозначно. А. М. Нечаева пишет о полном бесправии детей в дохристианский период и безграничной родительской власти.2 И. Г. Король отмечал, что "в древности от отца зависело признать за родившимся ребенком право на дальнейшую жизнь или нет".3
Другие авторы считают, что о ребенке как о существе полностью бесправном в этот период говорить нельзя. А. М. Нечаева основываясь на летописи Нестора, указывала: "Власть родительская у нас чужда строгой суровости" - при заключении брака "обращалось внимание на собственную волю и желание детей"; родители не имели права ни на жизнь, ни на свободу детей, о чем свидетельствует следующее: "Святослав предоставлял своим сыновьям на волю идти, на княжение в Новгород или отказаться от него".4 О праве ребенка на жизнь во времена язычества у Н. А. Темниковой находим: "Едва ли в то время родителям принадлежало право жизни и смерти над своими детьми, и едва ли они имели право убивать своих детей при рождении. Если бы такой обычай существовал у нас, он был бы отмечен древним летописцем».5
После принятия христианства, ставшего официальной религией после язычества, регулирование семейных отношений на Руси осуществлялось по модели византийского брачно-семейного законодательства Номоканона, который дополнялся постановлениями русских князей и получил название Кормчей книги. В 1551 г. на Руси был принят Свод канонического права. Брачно-семейными делами, как и в Византии, занималась церковь. Православная церковь ввела церковную форму заключения брака, устранила многоженство, установила пределы свободы расторжения брака. Отношение к детям изменилось. На ребенка по-прежнему распространялась обширная власть отеческая, но при этом родители имели право и должны были заботиться о воспитании и устроении судьбы детей, защищать их от обид, родители не имели права ни на жизнь, ни на свободу своих детей. Несмотря на силу и авторитет существующей в то время родительской власти, невозможно отрицать того, что ребенок не имел права на жизнь, на заботу и воспитание родителями. Родительская власть не отличалась у славян особой мягкостью и иногда выражалась весьма в жестоких формах.
Следующий этап развития личных неимущественных прав ребенка связан с таким правовым памятником Московского государства, как Домострой (XVI в.). Домострой содержал сложившееся с течением времени церковное предписание о почитании родителей: "Любите отца своего и матерь свою, и послушайте их, и повинуйтесь им". В качестве домашних мер наказания ребенка Домострой допускает "биение жезлом и сокрушение ребер". "Небрежение" к своим детям Домострой рассматривал в качестве родительского греха. А. М. Нечаева считает это "прообразом современного лишения родительских прав". В то же время Домострой узаконил деспотическую власть главы семейства: муж - единственный авторитет для семьи, он - непогрешимый оракул, и подробно наставлял отца, как следует управлять детьми.6
Соборное уложение 1649 г. указывает возраст совершеннолетия. По наступлении 15 лет кончается "малолетство", а с достижением 20 лет прекращается несовершеннолетие. Уложение 1649 г. предоставляло родителям право отдавать своих детей в услужение "в работу на урочные годы" или записывать вместе с собой детей в кабальное холопство. В то же время была установлена обязанность родителей "давать обучение и заботиться об их кормлении", а "древнее право на жизнь детей" постепенно переходит "в право наказания их в интересах воспитания" Соборное уложение царя Алексея Михайловича запрещало "не только не давать детям суда по жалобам их на родителей, но и бить их кнутом за принесение жалоб, а потом отдавать родителям". По существу, это лишало детей права на обращение в суд с челобитной на родителей, ограничивало право ребенка на защиту. За убийство родителей Уложение 1649 г. предусматривало смертную казнь для детей, а за смертное истязание детей полагалось лишь только тюремное заключение на срок в один год. Это говорит о том, что в середине XVII в. жизнь ребенка ценилась незначительно.7
При Петре I происходит "признание за детьми известных личных прав": "Хотя чада воли родительской подлежат, но не как скоты бессловеснии, в том нипаче, что требует их рассуждения и воли», предпринимаются меры, оказывающие влияние на "поднятие значения личности в семье", замечается некоторое смягчение абсолютизма родительской власти. Петр I ограничил срок отдачи детей своими родителями внаем пятью годами, запретил отдавать детей в монастырь против их воли, женить и отдавать замуж помимо их воли. При Петре I появляются первые госпитали для "зазорных младенцев", начала осуществляться борьба с детским нищенством, предпринимались попытки защитить ребенка, оказавшегося в бедственном положении. В отношении непокорных детей законодательство Петра I допускало ограничение свободы и разрешало применять "домашние исправительные меры", наказывать детей розгами.8