Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 13:01, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное исследование личных неимущественных прав несовершеннолетних, а также способов их реализации и защиты, анализ правового регулирования данных прав детей законодательству в РФ; разработка теоретических положений и практических рекомендаций, касающихся правового регулирования прав детей законодательству в РФ, направленных на совершенствование законодательства в области защиты прав ребенка, и практики применения норм в сложившейся социально-политической обстановке в России.
Введение……………...…………………………………………………….3
Глава 1. Историко-правовые аспекты регулирования личных неимущественных прав детей.......................................................................7
1.1. Законодательное регулирование личных неимущественных прав ребенка в России в дореволюционный период……………………………....7
1.2. Советский опыт правовой регламентации личных неимущественных прав ребенка ………………………………………………14
1.3. Основы международно-правового регулирования личных неимущественных прав детей….…………………………………………….…20
Глава 2. Общая характеристика личных неимущественных прав ребенка по законодательству РФ……………………………………………26
2.1. Понятие и классификация личных прав ребенка…………………26
2.2. Личные неимущественные права детей и их содержание и осуществление…………………………………………………………………..34
Глава 3. Законодательные и правоприменительные проблемы защиты личных неимущественных прав ребенка в семье…………......46
3.1. Формы и способы защиты личных неимущественных прав ребенка……………………………………………………………………………46
3.2. Субъекты защиты личных неимущественных прав ребенка ...…...57
3.3. Пути совершенствования законодательной регламентации защиты личных неимущественных прав детей ….……………………………….…….61
Заключение……………………………………………………………….63
Список использованной литературы………………………………....
Наказание непослушных детей, которые "не повинуются своим родителям", "ведут дурную жизнь и ни к чему доброму не склонны", предусматривалось и при Екатерине II в Указе "Учреждения для управления губерний" 1775 г., который повелевал строить "смирительные дома" для порочных детей. Но вместе с этим в эпоху царствования Екатерины II произошли также существенные изменения, касающиеся защиты прав ребенка их родителями. В 1787 г. родителям было предоставлено право "производить иск узаконенным способом".9
Указ от 1775 г. более подробно регламентировал опеку, установил различия между опекой и попечительством по возрастному критерию: до 14 лет - опека, с 14 до 21 - попечительство, предусмотрел систему органов опеки. При Екатерине II активно развивается система учреждений для детей-сирот: она занимается созданием специальных государственных учреждений - воспитательных домов для оставшихся без семьи, брошенных родителями детей. Несмотря на те преобразования, которые были сделаны в отношении детей при Петре I, а затем во времена царствования Екатерины II, ребенок субъектом правоотношений не стал, а по-прежнему находился в подчинении родителей.10
Далее начинается процесс создания светского права, которое постепенно вытесняет византийское законодательство и русское церковное право. В этом смысле показательны законы, регулирующие семейные отношения конца XIX - начала XX вв. Они объединены книгой 1, том Х Свода Законов Российской Империи (Свод Законов Гражданских), именуемая «О правах и обязанностях семейственных».11
Свод законов устанавливал критерии определения возраста ребенка: до 14 лет - лишены всякой гражданской дееспособности; до 17 лет - "малолетние"; от 17 до 20 лет с годом - несовершеннолетние. Свод законов Российской империи устанавливал, что власть родительская распространяется на "детей обоего пола и всякого возраста", хотя уже в XIX в. существование настолько сильной родительской власти "перестало соответствовать общественным представлениям о правовом статусе отдельной личности". Свод законов гражданских установил право ребенка на жизнь: "Родители не имеют права на жизнь детей, и за убийство их судят и наказывают по уголовным законам". Примечательно, что в Своде законов гражданских особое место уделялось правам незаконнорожденных детей. Например, в соответствии со ст. 152 Свода законов гражданских устанавливалось право усыновляемого ребенка на получение фамилии усыновителя. Для усыновления ребенка, достигшего 14 лет, требовалось его согласие.12
В эпоху правления Александра I признавались дети, рожденные незамужней женщиной, до вступления ее в брак; но такое правило не распространялось на детей, рожденных от прелюбодеяния и рожденных после смерти мужа матери, после расторжения брака, а также в случае признания брака недействительным, по истечении 306 дней. Юридической связи между детьми и родителями в таком случае не возникало, а значит, дети не приобретали взаимных прав и обязанностей. Незаконнорожденные дети не имели права на фамилию отца. При Николае I запрещалось узаконение детей, рожденных женщиной до заключения брака с отцом ребенка.13
Отношение к внебрачным детям изменилось только в 1902 г., когда Законом от 3 июня 1902 г. "Об утверждении правил об улучшении положения незаконнорожденных детей" были внесены изменения в Свод законов Российской империи. Теперь внебрачный ребенок имел право на фамилию, одинаковую с отчеством, но с согласия матери и отца, если они находились в живых. Ребенок имел право носить фамилию матери, которая принадлежала ей при рождении. Матери присваивалась родительская власть над ребенком. Законом от 1902 г. дети, рожденные в недействительном браке, приравнивались к законным детям, но личные отношения между родителями и детьми определялись по-разному. В случае признания брака недействительным ребенок имел право проживания с тем из родителей, вступление в такой брак которого было добросовестно. В отношении другого недобросовестного родителя ребенку принадлежало право свидания с ним, способы и время общения с родителем в случае разногласий между родителями определялись местными судебными учреждениями. Хотя Закон не допускал признание отцовства, тем не менее внебрачный ребенок имел право на воспитание своим отцом. Отец внебрачного ребенка, обеспечивающий его содержание, имел преимущество при назначении опекуна ребенку перед другими лицами. К личным неимущественным правам детей можно отнести не только "приобретение детьми фамильного имени родителей", но и право на определение места жительства, которое определялось по месту жительства родителей. Вероисповедание детей находилось в зависимости от вероисповедания родителей.14
К узаконенным относились внебрачные и дети, чьи родители вступили в брак. Узаконенный ребенок считался законным со дня вступления его родителей в брак и пользовался с этого времени всеми правами законных детей, рожденных от этого брака. Разрешалось усыновлять чужих незаконнорожденных детей, в том числе детей, «прижитых» сыном усыновителя, своих незаконнорожденных детей, ребенка собственного брата, детей иностранного подданного, отчимом — пасынка и т.д.
После усыновления усыновленный, как правило, сохранял права, принадлежавшие ему до рождения. Но усыновленные дворянами и потомственными почетными гражданами, имеющие меньшие права, состояния, приобретали личное почетное гражданство. Кроме того, у усыновленного правовая связь с родителями не прекращалась, если усыновитель был не в состоянии «нести обязанности», вытекающие из усыновления. Считалось, что в противном случае усыновление не улучшало, а ухудшало бы положение усыновленного, что противоречило цели усыновления - служить на пользу усыновленных.
Итак, в дореволюционном праве правовое регулирование прав детей носило фрагментарный характер. К началу революции 1917 года законодательство России, регламентирующее семейное право, а именно, в Своде Законов Гражданских, не содержалось специального раздела, посвященного правам детей.
1.2. Советский опыт
правовой регламентации личных
Коренные перемены в экономических, идеологических основах государства, последовавшие после Октября 1917 г., повлекли за собой принятие новых законов. Становление и развитие личных неимущественных прав ребенка в советский период связаны с изданием в декабре 1917 г. двух декретов: Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. "О гражданском браке, детях и о ведении книг актов состояния" и Декрета от 19 декабря 1917 г. "О расторжении брака". Они полностью "смели все дореволюционное законодательство о браке и семье и впервые сформулировали самые главные принципы семьи и брака, оставшиеся в основном неизменными во всей дальнейшей истории законодательства". Декабрьскими Декретами 1917 г. был отменен церковный и установлен светский, гражданский брак. Для вступления в брак не требовалось согласия или разрешения родителей, при этом перестала иметь значение принадлежность к тому или иному сословию, религии. Декреты провозгласили полное равенство мужчины и женщины в браке и семье и уравняли в правах внебрачных детей и детей, рожденных в браке.15 Вслед за Декретами последовало принятие в октябре 1918 г. появился Семейный кодекс, именуемый Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.
Отцом и матерью ребенка считались лица, записанные родителями в книге записей рождений. При отсутствии записи о родителях, ее неправильности или неполноте можно было доказывать отцовство и материнство в судебном порядке. Родительские права предоставлялись родителям в отношении детей мужского пола до 18 лет, женского пола - до 16 лет. Родительские права надлежало осуществлять родителям совместно. Все мероприятия в отношении детей при согласии родителей предпринимались ими обоими, а при отсутствии согласия - местным судом.16
В числе обязанностей родителей фигурировала забота о личности несовершеннолетних детей, об их воспитании и подготовке их к полезной деятельности. Как родительская обязанность рассматривалась необходимость иметь детей при себе. Отсюда следовало право родителей требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании «постановления закона или суда». Соответственно, можно сказать, что Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве установил право детей в семье на воспитание, их подготовку к полезной деятельности, на проживание в семье. И, наконец, семейный кодекс возлагал защиту прав детей - как личных, так и имущественных - на родителей, которые являлись представителями детей «на суде и вне суда» без назначения их опекунами или попечителями. Но не все нормы Кодекса 1918 г. были удачны и прогрессивны. Глава II документа "Личные права и обязанности родителей и детей" не в полной мере соответствовала своему названию. В ней закреплялись нормы только о правах и обязанностях родителей личного характера в отношении ребенка, например забота о личности ребенка, его воспитание, обязанность по защите личных и имущественных интересов детей. Личных неимущественных прав детей КЗАГС РСФСР не устанавливал.17
Сосредоточив свое
внимание на признании брака,
зарегистрированного в
Одним из выдающихся педагогов XX в. и защитником детей был К.Н. Вентцель. Им еще в 1905 г. была заложена идея создания Великой хартии свободы для детей, которая была реализована только в 1917 г. в проекте "Декларация прав ребенка". Все 18 пунктов этой Декларации и сегодня многозначительны и актуальны, гуманистичнее и оригинальнее современной. По сути, Декларация более чем на сорок лет опередила аналогичную, принятую ООН 20 ноября 1959 г. Декларацию прав ребенка и заложила в нее основные идеи и положения, сформулировала основные социальные, экономические, политические права и свободы ребенка. К.Н. Вентцель впервые "провозгласил равные со взрослыми права и свободы детей".18
Декларации не оказали влияния на принятый в 1926 г. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР. ВЦИК своим постановлением от 19 ноября 1926 г. утвердил и ввел в действие с 1 января 1927 г.
Семейный кодекс 1927 г. сохранял в принципе прежними правила относительно осуществления родительских прав и обязанностей. Но о лишении родительских прав по суду упоминалось как бы вскользь, тогда как отобранию ребенка у родителей (как по суду, так и органами опеки и попечительства) уделялось значительно больше внимания. Видимо, действительность больше нуждалась в менее сложных способах защиты нарушенных прав ребенка. Примечательно также, что этот кодекс оставлял мало места для правил, регулирующих алиментные отношения. Да и те правила, которые существовали, кажутся теперь крайне скупыми. КЗоБСО РСФСР устанавливал, что основанием возникновения взаимных прав и обязанностей родителей и детей - как между ребенком и матерью, так и между отцом и ребенком - является происхождение детей, удостоверенное записью в книге актов гражданского состояния. Установление отцовства внебрачного ребенка осуществлялось матерью после рождения ею ребенка, при этом она могла подать в орган загса заявление с указанием имени отца ребенка. Но после вступления в силу Указа от 8 июля 1944 г. в отношении детей, рожденных одинокой, не состоящей в браке матерью, устанавливался иной порядок: в записи о рождении ребенка указывается только мать - ребенок записывается по фамилии матери, отчество присваивается по ее указанию. Графа об отце оставалась незаполненной. Права и обязанности возникают только между матерью и ребенком. Указ отменил существовавшее ранее право на обращение матери ребенка в суд с иском об установлении отцовства. Отец внебрачного ребенка мог его узаконить только путем вступления в брак с матерью ребенка. Государство, с одной стороны, таким образом признавало "внебрачного ребенка". Но в то же время не совсем верно говорить о равенстве прав ребенка, родившегося в браке, и ребенка, рожденного у одинокой женщины. Косвенно это доказывало наличие дискриминации личных неимущественных прав "внебрачного ребенка".
Следующая модернизация
семейного законодательства
Положение о том, что взаимные права и обязанности родителей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке, теперь сочеталось с допустимостью установления отцовства в добровольном, либо в судебном порядке. В добровольном порядке – то есть по совместному заявлению матери, предполагаемого отца в органы записи актов гражданского состояния. Примечательно, что кодекс 1969 г. выделял права и обязанности родителей в специальную главу. Но речь здесь шла главным образом о родительских обязанностях, содержание которых расширилось. При этом специально подчеркивалось равенство прав и обязанностей обоих родителей, даже если они расторгли свой брак. «Подобного рода уточнение было полно большого смысла, поскольку все чаще и чаще приходилось встречаться с нарушением прав родителя, который после расторжения брака жил отдельно от своих детей. Помочь ему были призваны нормы, регламентирующие его участие в жизни ребенка путем регулярного с ним общения. Обеспечивать же право на это общение призваны были органы опеки и попечительства, а при неподчинении их решению – суд» - отмечает Е.А. Татаринцева.19
Теперь давался более широкий и исчерпывающий, чем раньше, перечень оснований лишения родительских прав и определялись в общих чертах последствия применения столь суровой меры семейно-правовой ответственности. Одновременно допускалось восстановление судом родительских прав. Был введен также институт отобрания детей у родителей в судебном порядке независимо от лишения родительских прав: оно применялось, если оставление ребенка у лиц, у которых он находился, представляло для него опасность. Соответственно обязанностям родителей корреспондирует права детей в семье.
Изменения общественно-политической и экономической ситуации в России, ее правовой системы обусловили новую кодификацию семейного законодательства. Она была осуществлена в форме Семейного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 1996 г. Восприняв многие проверенные жизнью положения Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г., СК РФ существенно обновил правовое регулирование семейных отношений.
Важнейшим достижением Семейного кодекса стал учет положений Конвенции ООН о правах ребенка, в том числе при регулировании так называемого международного усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации. Однако усыновление российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства в настоящее время стало предметом острой критики.