Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 13:01, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное исследование личных неимущественных прав несовершеннолетних, а также способов их реализации и защиты, анализ правового регулирования данных прав детей законодательству в РФ; разработка теоретических положений и практических рекомендаций, касающихся правового регулирования прав детей законодательству в РФ, направленных на совершенствование законодательства в области защиты прав ребенка, и практики применения норм в сложившейся социально-политической обстановке в России.
Введение……………...…………………………………………………….3
Глава 1. Историко-правовые аспекты регулирования личных неимущественных прав детей.......................................................................7
1.1. Законодательное регулирование личных неимущественных прав ребенка в России в дореволюционный период……………………………....7
1.2. Советский опыт правовой регламентации личных неимущественных прав ребенка ………………………………………………14
1.3. Основы международно-правового регулирования личных неимущественных прав детей….…………………………………………….…20
Глава 2. Общая характеристика личных неимущественных прав ребенка по законодательству РФ……………………………………………26
2.1. Понятие и классификация личных прав ребенка…………………26
2.2. Личные неимущественные права детей и их содержание и осуществление…………………………………………………………………..34
Глава 3. Законодательные и правоприменительные проблемы защиты личных неимущественных прав ребенка в семье…………......46
3.1. Формы и способы защиты личных неимущественных прав ребенка……………………………………………………………………………46
3.2. Субъекты защиты личных неимущественных прав ребенка ...…...57
3.3. Пути совершенствования законодательной регламентации защиты личных неимущественных прав детей ….……………………………….…….61
Заключение……………………………………………………………….63
Список использованной литературы………………………………....
Содержание понятия прав ребенка неразрывно связано с развитием категории прав человека.
Так, к первому поколению прав личности относятся политические и гражданские права: на жизнь, свободу мысли, совести и религии, равенство перед законом и т.д. Они сформулированы в процессе буржуазных революций в Европе и Америке и получили закрепление в основополагающих политико-правовых документах, например Декларации прав Вирджинии 1776 г., французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Эти права отражают так называемую негативную свободу - обязанность государства воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы: «...для того, чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное».28 Права первого поколения характеризуются международными и национальными правовыми актами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению. Причем некоторые специалисты склонны рассматривать эти правомочия в качестве собственно «прав человека», полагая, что иные права являются всего лишь «социальными притязаниями», направленными на «перераспределение национального дохода в пользу социально слабых».
Второе поколение прав человека сформировалось в XIX столетии в ходе борьбы за улучшение экономического положения людей. Его связывают с провозглашением государствами социальных и экономических прав: на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, охрану здоровья и т.д. Теория «негативной свободы» была существенным образом пересмотрена. Социально-экономические права получили отражение в соответствующих документах ООН и отдельно взятых стран. В основе изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли наравне с другими людьми. Обладание свободой предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но и наличие определенных возможностей, в частности материальных ресурсов, в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом.
После Второй мировой войны сформировалось третье поколение прав человека: на мир, здоровую окружающую среду, социальное и экономическое развитие, которое принадлежит каждому человеку, народу и человечеству в целом.
При этом высказано мнение, что такие права являются коллективными. Потому, к примеру, право на здоровую окружающую среду является правом индивида, а осуществление права народов на развитие и самоопределение зависит от общности. Влияние на подобный подход к правам человека оказали национально-освободительные движения, сформулировавшие право солидарности, включающее правомочия народов на развитие, мир, независимость, самоопределение, достойную жизнь, здоровую окружающую среду. Основные из этих прав закреплены в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Международных пактах о гражданских и политических, об экономических, социальных и культурных правах, в других международно-правовых документах.
Четвертое поколение прав человека начало формироваться в 90-е годы XX в. Эти правомочия призваны защищать человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетики человека, открытиями в области биологии. Иногда их называют правами человечества на мир, ядерную безопасность, космос, экологическими, на информацию. Речь в них идет о выживании человечества как биологического вида. Светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества.
Приведенные этапы развития прав человека служат основанием классификации и конституционных прав ребенка. Выделение их в значительной мере условно, но оно наглядно показывает эволюцию этого института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области.
В теории российского конституционного права принято различать три основные группы, в том числе прав ребенка.
К первой категории относятся личные права и свободы: на жизнь, охрану достоинства, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и др. Соблюдение таких прав несовершеннолетнего имеет большое значение для их государственно-правовой защищенности.
Вторую группу образуют политические права и свободы, включающие право на свободу мысли и слова, совести, на объединение с другими, проведение собраний, митингов и демонстраций.
Третью группу составляют экономические, социальные и культурные права: право частной собственности, свобода предпринимательства, право на труд, отдых, социальное обеспечение в случаях болезни и инвалидности, жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, свободу творчества, участия в культурной жизни и доступ к культурным ценностям.29
В правовой науке предлагается и иная классификация конституционных прав несовершеннолетних.
Первый вид их включает положения Конституции РФ, относящиеся к защите прав: провозглашение прав и свобод человека независимо от возраста высшей ценностью и возложение на государство обязанности их признания, соблюдения и защиты (ст. 2). Одновременно государственная политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие любого человека (ч. 1 ст. 7). Предусмотрен также механизм реализации социальной политики в интересах детей путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7).
Вторую группу конституционных норм образуют защита детства государством (ч. 1 ст. 38) и отнесение заботы о детях и их воспитания к обязанностям родителей (ч. 2 ст. 38).
И, наконец, конституционные права ребенка составляют закрепленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина. Используя формулу «каждый», они в равной степени касаются как взрослых, так и несовершеннолетних, выражают «наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений».
В гражданском и семейном праве права несовершеннолетних подразделяются на имущественные и личные неимущественные. Причем последние возникают по поводу благ, лишенных экономического содержания, тесно связаны с личностью и имеют особенности оснований возникновения и прекращения. Семейное право включает в число таких прав ребенка: возможность жить и воспитываться в семье, получать воспитание и образование, общаться с родителями и другими родственниками, иметь защиту своих прав и интересов, выражать собственное мнение, право на имя, отчество, фамилию. Кроме того, за ребенком признаются личные права, предусмотренные Конвенцией ООН о правах ребенка: на сохранение индивидуальности и на определенный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития и др.
В научной литературе предлагаются различные классификации личных неимущественных прав детей. Так, в зависимости от целевой направленности различают личные неимущественные права, направленные:
Ребенок является также носителем имущественных прав, которые предоставляют ему возможность иметь материальные блага, необходимые для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.
Завершая рассмотрение вопроса, стоит заметить, что практическую значимость имеет классификация гражданских и семейных прав несовершеннолетних на личные и имущественные, поскольку для их осуществления, охраны и защиты требуются различные механизмы. В частности, имущественные права ребенка могут осуществляться, как правило, через его представителя. Личные неимущественные права реализуются только непосредственно и не могут передаваться другим лицам. В зависимости от того, какое субъективное право нарушено (имущественное или неимущественное), применяются разные способы защиты.
Кроме того, имеющееся различие между имущественными и неимущественными правами отразилось и на правилах о сроках исковой давности. Так, в отличие от имущественных прав, для защиты которых законом установлен срок исковой давности, нарушенные личные неимущественные права могут быть защищены в любое время.
2.2. Личные неимущественные права детей и их содержание
Согласно Всеобщей декларации прав человека30 дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенции о правах ребенка31 и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года32, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года33.
Впервые же в истории российского семейного права СК РФ устанавливает личные права детей в семье. Он рассматривает детей не как объект родительской власти, а как самостоятельных участников отношений с отцом и матерью, другими родственниками. В этой части семейное п.раво приведено в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка, участником которой Россия является с 15 сентября 1990 г. Конвенция признает ребенка личностью, имеющей право на физическое, умственное и социальное развитие в самом полном объеме, а также на свободное выражение своего мнения. Она подтверждает общеизвестную истину, что надежды на будущее любой страны связаны с молодым поколением ее граждан.
СК РФ, как и Конвенция ООН о правах ребенка, признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, и устанавливает основные права детей в семье, реализация которых обеспечивает ребенку возможности для нормального развития и получения надлежащего воспитания. С момента рождения каждый ребенок приобретает способность иметь права, которые предусмотрены семейным законодательством. Глава 11 СК РФ посвящена правам несовершеннолетних детей, которые принято делить на личные неимущественные и имущественные права (право на получение содержания; право собственности ребенка). К личным неимущественным правам детей относятся:
- право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ);
- право на общение с
родителями и другими
- право на защиту (ст.56 СК РФ);
- право выражать своё мнение (ст.57 СК РФ);
- право на имя, отчество и фамилию (ст.58 СК РФ).
Однако в комплекс личных прав ребенка необходимо включать не только те, что закреплены в СК РФ, но также права, всех несовершеннолетних, в том числе и права детей, утративших родительское попечение предусмотренные Конвенцией о правах ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельного субъекта права и предоставляет ему весь спектр прав человека и гражданина. Речь идет о следующих правах:
- на выживание и здоровое развитие (ст.6);
- на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);
- на сохранение своей индивидуальности (ст.8), в том числе права на имя (ст.7), гражданство (ст.7) и семейные связи (ст. 8);
- знать своих родителей и заботу с их стороны (ст.8);
- на общение с родителями в случае их раздельного проживания, если это не противоречит его интересам (ст.9);
- свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его интересы (ст. 12), а также свое мнение (ст. 13);
- быть заслушанным в
ходе любого судебного или
административного
- на защиту от всех
форм физического или
- на образование (ст.28).
Вместе с тем Конвенция обращает внимание на необходимость особой заботы государства о детях, утративших родительское попечение: « Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» (ст.20)34.
Право ребенка жить и воспитываться в семье, занимает лидирующие положение среди личных неимущественных прав детей и заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье, так как в ней он прежде всего получает физическое и духовное развитие, находит поддержку и понимание. В истории человеческого развития не было выявлено лучшей формы воспитания ребенка, чем воспитание в семье. В таком случае государство выполняет лишь охранительную функцию, оберегая семью от внешних посягательств. Даже в отношении ребенка, лишившегося своей семьи, лучшей, «приоритетной» формой воспитания является - передача ребенка на усыновление, в приёмную семью, опекуну (попечителю). В случаях, когда подобное устройство ребенка не представляется возможным, он передаётся на воспитание в детские учреждения. В последнем случае приоритет также отдается детским домам семейного типа.