Защита права коммерческой организации на фирменное наименование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотрение вопросов, связанных с осуществлением коммерческими организациями права на фирменное наименование и деловую репутацию и их защитой. Достижение поставленной цели связано с решением таких теоретических и научно-практических задач, как:
- исследование понятия деловой репутации юридического лица;
- изучение способов защиты деловой репутации юридических лиц;
- рассмотрение исключительного права коммерческих организаций на фирменное наименование;

Содержание

Введение................................................................................................................3
1. Защита права коммерческой организации на деловую репутацию...........5
1.1. Понятие деловой репутации юридического лица......................5
1.2. Способы защиты деловой репутации юридических лиц..........11
2. Защита права коммерческой организации на фирменное наименование 20
2.1. Исключительное право коммерческих организаций на фирменное наименование.................................................................................20
2.2. Защита исключительного права на фирменное наименование.25
Заключение........................................................................................................30
Список использованной литературы...............................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Коммерческое право. Фирменное наименование и деловая репутация коммерческих организаций.docx

— 65.75 Кб (Скачать файл)

        Конституционный Суд  РФ в своем Определении сослался на решение Европейского суда по правам человека от 6 апреля 2000 г. по делу «Компания Комингерсол С.А.» против Португалии». В данном решении Европейский суд указал, что суд не может исключить возможность присуждения коммерческой компании компенсации за нематериальные убытки.

        Стоит отметить, что  термин «нематериальные убытки» не свойствен российскому законодательству, поскольку в соответствии со ст. 15 ГК РФ убытки всегда материальны. С другой стороны, данный термин отражает специфику причиненного юридическому лицу вреда.

        В этом отношении  весьма показательным является судебный спор между ОАО «Альфа-Банк» и ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» (дело № А40-40374/04-89-467). Поводом для судебного разбирательства послужила публикация в газете «Коммерсантъ» статьи, порочащей, по мнению ОАО «Альфа-Банк», его деловую репутацию. Стоит отметить, что Арбитражный суд г. Москвы, Девятый арбитражный апелляционный суд  и Федеральный арбитражный суд Московского округа  одобрительно высказались по вопросу взыскания репутационного (нематериального) вреда, причиненного юридическому лицу умалением его деловой репутации.

        Арбитражный суд  г. Москвы, удовлетворяя требование о  взыскании репутационного (нематериального) вреда, указал, что вред репутации  ОАО «Альфа-Банк» выразился в утрате доверия к банку со стороны его клиентов, что повлекло значительный отток денежных средств из банка. Также суд согласился с доводом ОАО «Альфа-Банк» относительно того, что мерой умаления деловой репутации является сумма уменьшения объема депозитной базы.

        Девятый арбитражный  апелляционный суд указал, что ст. 12 ГК РФ содержит такой способ защиты, как компенсация морального вреда, а также предусматривает возможность на уровне федерального законодательства устанавливать и другие способы защиты. В развитие указанной нормы п. 5 ст. 152 ГК РФ указывает на возможность гражданину требовать помимо опровержения сведений и возмещения убытков также возмещения морального вреда, причиненного умалением его деловой репутации. А п. 7 этой же статьи указывает, что эти правила применяются и к защите деловой репутации юридического лица. Кроме этого, Девятый арбитражный апелляционный суд сослался на Определение КС РФ № 508-О относительно того, что применимость конкретного способа защиты деловой репутации юридического лица должна решаться с учетом природы юридического лица.

        Таким образом, Девятый арбитражный апелляционный суд фактически сделал вывод о том, что такой способ защиты, как взыскание репутационного вреда, содержится в законодательстве, правда, под другим названием – «компенсация морального вреда». Другими словами, под компенсацией морального вреда подразумевается взыскание репутационного вреда (учитывается правовая природа юридического лица)19.

        Возможность взыскания  репутационного вреда предусматривается  в уже указанном Постановлении  ВС РФ № 3. Противоречивая судебная практика, которая складывается при компенсации  морального вреда юридическому лицу, отчасти обусловлена скудностью правового регулирования этого вопроса ГК РФ. Стоит иметь в виду, что первая часть ГК РФ была принята в 1994 г., когда рыночные отношения в нашем государстве находились в зачаточном состоянии. В то время разработчики ГК РФ навряд ли предполагали, что деловая репутация для юридического лица будет иметь огромнейшее значение. Рыночные отношения постепенно развивались, и со временем возникла острая необходимость в детальной разработке вопроса защиты деловой репутации юридического лица.

        Защита деловой  репутации юридического лица может  осуществляться также и в рамках уголовного судопроизводства. Так, ст. 42 УПК РФ20 предусматривает, что в случае причинения преступлением вреда деловой репутации юридическое лицо может быть признано потерпевшим. Для этого необходимо установить факт совершения общественно опасного деяния и факт причинения вреда деловой репутации юридического лица. Преступлениями, которые могут причинить вред деловой репутации юридическому лицу, к примеру, являются незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ)21, незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ). С целью защиты деловой репутации юридическое лицо вправе предъявить требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением (ст. 44 УПК РФ).  
 

 

     

     2. Защита права коммерческой организации на фирменное наименование  

     2.1. Исключительное право  коммерческих организаций  на фирменное наименование 

        В части четвертой  ГК РФ22 в качестве объектов правовой охраны указаны фирменные наименования (§ 1 гл.76 ГК). Последние относятся к так называемым средствам индивидуализации, на которые законодатель распространил тот же правовой режим, что и на результаты интеллектуальной деятельности.

        Следует отметить, что  как ранее действовавшее законодательство, так и ч.4 ГК не содержат легального определения фирменных наименований. Существует только перечень условий, которым  оно должно отвечать. В частности, фирменное наименование должно быть словесным обозначением, должно иметь  индивидуализирующую функцию, не должно вводить в заблуждение.

        Фирменное наименование (фирма) - это разновидность средств  индивидуализации коммерческих юридических  лиц. Под этим наименованием юридические  лица приобретают и осуществляют имущественные и неимущественные  права и обязанности, ведут производственную и (или) иную основанную на законе деятельность, выступают истцом и ответчиком в  суде (арбитраже). Главное его назначение - индивидуализировать участника  гражданского оборота - предпринимателя - среди других лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью. Такая способность  к индивидуализации должна базироваться на некоторых общих положениях, касающихся требований, обязательных по отношению  к фирменным наименованиям.

        Следует обратить внимание на то, что некоммерческим организациям в РФ прямо не запрещено иметь  фирменные наименования. Так, если согласно п.4 ст.54 ГК РФ для коммерческих организаций  требование иметь фирменное наименование является императивным, то можно прийти к выводу, что некоммерческие организации, которые в соответствии со своими уставными документами осуществляют предпринимательскую деятельность, могут также зарегистрировать фирменные  наименования23.

        Как уже сказано, основная функция фирменного наименования состоит в индивидуализации коммерческой организации, что сближает указанный  объект с товарным знаком. Так же как и товарный знак, фирменное  наименование организации, имеющей  хорошую деловую репутацию, может  выполнять и рекламную функцию24. При этом фирменное наименование может как полностью, так и частично входить в товарный знак25.

        Согласно ст.138 ГК РФ на фирменные наименования возникают исключительные права. Поэтому порядок их регистрации и использования должен определяться законом и иными правовыми актами. Поскольку пока такого закона и иного правового акта не принято, фирменное наименование коммерческих организаций должно регистрироваться в составе их учредительных документов при регистрации самих организаций. В настоящее время органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, согласно Положению от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе»26, является Федеральная налоговая служба. Она же и осуществляет государственную регистрацию фирменных наименований.

        С момента такой  регистрации у юридического лица возникает исключительное право  на использование фирменного наименования (право на фирму).

        В соответствии с  Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»27 в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о полном и (в случае, если оно имеется) сокращенном наименовании, в том числе фирменном наименовании на русском языке для коммерческих организаций. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. На налоговые органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц, не возложены полномочия по осуществлению проверок фирменных наименований юридических лиц.

        Фирменное наименование входит в состав предприятия как  имущественного комплекса (ст.132 ГК РФ). В данном случае предприятие рассматривается как объект права, а не как субъект.

        Структурно фирменное  наименование включает два компонента: указание на организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица. Наряду с полным фирменным наименованием допускается  также сокращенная форма наименования в виде логотипа и т.п. По существу собственно наименование юридического лица и является средством индивидуализации, необходимым для отличия данной организации от других. При этом последнее не может состоять из слов, составляющих только род деятельности (например, ликероводочный завод). В  качестве такого наименования может  быть использовано любое оригинальное слово или словосочетание за установленными изъятиями.

        В частности в  п.4 ст.1473 ГК РФ установлены следующие ограничения на использование фирменных наименований. Так, согласно указанному пункту в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

        - полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

        - полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований;

        - полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

        - полные или сокращенные наименования общественных объединений;

        - обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

        Фирменное наименование государственного (муниципального) унитарного предприятия может содержать  указание на принадлежность такого предприятия  соответственно Российской Федерации  или субъекту Российской Федерации.

        Включение в фирменное  наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации  или субъекта Российской Федерации, а также слов, производных от таких  наименований, допускается по разрешению соответственно Правительства Российской Федерации или уполномоченного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации, если более семидесяти пяти процентов акций акционерного общества принадлежит соответственно Российской Федерации или субъекту Российской Федерации.

        Особые требования предъявляются к фирменным наименованиям  банковских организаций. Согласно ст.7 Закона о банках и банковской деятельности28 кредитная организация имеет фирменное (полное официальное) наименование на русском языке, может иметь наименование на другом языке народов Российской Федерации, сокращенное наименование и наименование на иностранном языке. Кредитная организация имеет печать со своим фирменным наименованием.

        Фирменное наименование кредитной организации должно содержать  указание на характер деятельности этого  юридического лица посредством использования  слов «банк» или «небанковская кредитная организация», а также указание на его организационно-правовую форму.

        Банк России обязан при рассмотрении заявления о  государственной регистрации кредитной  организации запретить использование  наименования кредитной организации, если предполагаемое наименование уже  содержится в Книге государственной  регистрации кредитных организаций. Использование в наименовании кредитной  организации слов «Россия», «Российская Федерация», «государственный», «федеральный» и «центральный», производных от них слов и словосочетаний допускается в порядке, устанавливаемом законодательными актами Российской Федерации.

        Действующее российское законодательство определяет правила  построения фирменных наименований для отдельных видов коммерческих организаций.

        Так, согласно п.1 ст.5 Закона о производственных кооперативах фирменное наименование кооператива  должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель». В соответствии со ст.4 Закона об ООО общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранных языках.

Информация о работе Защита права коммерческой организации на фирменное наименование