Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 23:05, курсовая работа
Цель работы - рассмотрение вопросов, связанных с осуществлением коммерческими организациями права на фирменное наименование и деловую репутацию и их защитой. Достижение поставленной цели связано с решением таких теоретических и научно-практических задач, как:
- исследование понятия деловой репутации юридического лица;
- изучение способов защиты деловой репутации юридических лиц;
- рассмотрение исключительного права коммерческих организаций на фирменное наименование;
Введение................................................................................................................3
1. Защита права коммерческой организации на деловую репутацию...........5
1.1. Понятие деловой репутации юридического лица......................5
1.2. Способы защиты деловой репутации юридических лиц..........11
2. Защита права коммерческой организации на фирменное наименование 20
2.1. Исключительное право коммерческих организаций на фирменное наименование.................................................................................20
2.2. Защита исключительного права на фирменное наименование.25
Заключение........................................................................................................30
Список использованной литературы...............................................................33
Распоряжение
Аналогичное мнение
приведено в Письме Минэкономразвития
России от 12.11.2008 N Д05-498030: исключительное
право ограничивается только двумя правомочиями
- правом владения (п. 1 ст. 1473 ГК РФ) и правом
пользования (п. 1 ст. 1474 ГК РФ). Какое-либо
распоряжение исключительным правом на
фирменное наименование не допускается
(п. 2 ст. 1474 ГК РФ). Это означает запрет на
любое предоставление своего фирменного
наименования другому лицу.
2.2.
Защита исключительного
права на фирменное
наименование
Исключительное право на использование и защиту фирменного наименования принадлежит только коммерческим организациям. Некоммерческие организации, в том числе имеющие право заниматься предпринимательской деятельностью, лишены такого средства индивидуализации и, следовательно, не имеют возможности распространить на свое наименование правовую охрану, предусмотренную четвертой частью Гражданского кодекса РФ. Такая позиция была разъяснена высшими судами: Пленумом Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в совместном Постановлении №5/№29 от 26.03.2009 г. и Конституционным Судом РФ в Определении от 10.02.2009 г. № 244-О-О31.
Исключительное право
использования фирменного наименования
юридического лица принадлежит правообладателю
и реализуется посредством
Закон запрещает использовать тождественное или сходное до степени смешения фирменное наименование другого юридического лица (п.3.ст.1474 ГК РФ). При этом различие в организационно-правовых формах не имеет правового значения при разрешении вопроса о схожести фирменных наименований.
Так, Федеральный
арбитражный суд Западно-
Кроме того, при оценке такого критерия как схожесть до степени смешения, важную роль играет особенность написания фирменного наименования в документации. Руководствуясь данным основанием, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа Постановлением от 02.04.2009 N А74-1448/08-Ф02-1057/09 по делу N А74-1448/08 отменил решение нижестоящего суда, не усмотревшего нарушения исключительного права по мотиву отсутствия схожести наименований до степени смешения. При этом суд кассационной инстанции указал, что в деловых бумагах сторон графически выделяется именно семантически значимое слово, тогда как вносящие отличие в фирменные наименования элементы располагаются ниже и напечатаны более мелким шрифтом.
Вопрос о схожести
фирменных наименований подлежит рассмотрению
в каждом судебном деле исходя из конкретных
обстоятельств. Однако представляется
возможным отметить положительную
тенденцию применения п.3.ст. 1474 ГК РФ
и расширительное толкование понятия
схожести, поскольку иной подход приводил
бы к ограничению возможности
защиты интересов правообладателя,
при использовании схожего
Приоритет в использовании фирменного наименования имеет та организация, которая была зарегистрирована в качестве юридического лица ранее. Наименование организации вносится в реестр в момент создания юридического лица. То есть, какой либо специальной процедуры регистрации фирменного наименования действующее законодательство РФ не предусматривает. Следовательно, правовая охрана на фирменное наименование распространяется с момента создания самого юридического лица.
Данное правило корреспондирует с положениями Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 года, участником которой Российская Федерация является с 01.07.1995 года. В силу ст. 8 данной Конвенции фирменное наименование охраняется без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.
Следует отметить, что
в регулировании правоотношений
в данной сфере российское законодательство
проявило преемственность с
В силу п.4 ст. 1474 ГК РФ
организация вправе защитить свои интересы
посредством предъявления требований
о запрете использования
Права обладателя фирменного
наименования могут быть признаны нарушенными,
если организация со сходным или
тождественным наименованием
Таким образом, при возникновении спора об использовании фирменного наименования следует учесть следующие условия, предъявляемые гражданским законодательством:
- тождественность или схожесть фирменных наименований до степени смешения;
- момент возникновения исключительного права на фирменное наименование (определяется датой регистрации самого юридического лица);
- осуществление организациями аналогичной деятельности.
Обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Следует отметить, что законодатель расширил сферу правовой охраны исключительного права на фирменное наименование, указав в п.6 ст. 1252 ГК РФ следующее правило: если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.
Таким образом, обладатель фирменного наименования вправе требовать запрета использования любого средства индивидуализации, если такое средство отвечает признакам тождественности или схожести до степени смешения34. Приоритет в таком случае законодательно отдан исключительному праву, возникшему ранее других.
Данная ноpма гражданского
законодательства была применена рядом
арбитражных судов при
Исключительное право
юридического лица на фирменное наименование,
как правило, ограничивается предметом
его деятельности. Следовательно, юридические
лица, обладающие статусом коммерческой
организации, занятые в различных областях
хозяйственной деятельности или оказывающие
различные услуги, могут выступать в гражданском
обороте под одним и тем же фирменным наименованием35.
Заключение
Благодаря таким атрибутам, как фирменное наименование, и деловая репутация, коммерческая организация индивидуализируется в деловом обороте.
Под деловой репутацией коммерческой организации понимают совокупность качеств и оценок, с которыми она ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей и среди других юридических лиц.
Гражданско-правовая защита деловой репутации регулируется ст. 152 ГК РФ; статьей 33 АПК РФ установлена специальная подведомственность дел арбитражным судам по делам о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Юридическое лицо вправе обратиться за судебной защитой деловой репутации, если в совокупности имеют место три обстоятельства: факт распространения сведений о юридическом лице, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности.
В случае если распространение сведений, порочащих деловую репутацию, произошло в средствах массовой информации, то юридическое лицо вправе требовать опровержения этих сведений в тех же СМИ. Если же сведения содержатся в документе, исходящем от организации, то юридическое лицо вправе требовать замены или отмены этого документа.
Законодатель помимо возможности опровержения сведений, порочащих деловую репутацию, предоставляет юридическому лицу право требовать возмещения убытков, под которыми подразумеваются реальный ущерб и упущенная выгода. В последние годы возникла возможность взыскания репутационного вреда.
Защита деловой репутации юридического лица может осуществляться также и в рамках уголовного судопроизводства.
Фирменное наименование
(фирма) - это разновидность средств
индивидуализации коммерческих юридических
лиц. Под этим наименованием юридические
лица приобретают и осуществляют
имущественные и
Федеральная налоговая
служба осуществляет государственную
регистрацию фирменных
Структурно фирменное
наименование включает два компонента:
указание на организационно-правовую
форму и собственно наименование
юридического лица. Наряду с полным
фирменным наименованием
Действующее российское
законодательство определяет правила
построения фирменных наименований
для отдельных видов
Распоряжение
Исключительное право на использование и защиту фирменного наименования принадлежит только коммерческим организациям.
В силу п.4 ст. 1474 ГК РФ
организация вправе защитить свои интересы
посредством предъявления требований
о запрете использования
- тождественность или схожесть фирменных наименований до степени смешения;
Информация о работе Защита права коммерческой организации на фирменное наименование