Защита прав потребителей при продаже товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 01:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы состоит в том, чтобы изучить законодательство, регулирующее отношения связанные с защитой прав потребителей, определить его полноту, эффективность, а также обозначить проблемы, возникающие при осуществлении своих прав потребителями.

Содержание

Введение….…………………………………………………… ......…….......................3

1.Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей............5

2.Защита прав потребителей при продаже товаров.………………………………...…7

2.1 Право потребителя на безопасность товара.......................................................7

2.2 Право на полную и достоверную информацию о товарах и продавце............8

2.3 Право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей...12

3. Государственная и общественная защита прав потребителей............……….……..14

Заключение……………………….....…………………......................…………………18

Список использованных источников…….....………………………......................…..21

Вложенные файлы: 2 файла

осн текст.docx

— 56.14 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Темой моей контрольной работы является «Защита прав потребителей при продаже  товаров». Эта тема на сегодняшний  день является одной из наиболее актуальных, в силу качественного изменения  статуса участников рыночных отношений.

В январе 1992 года правительство освободило цены на большинство товаров от государственного контроля. Это было трудное, но необходимое  решение в условиях пустой государственной казны, при отсутствии товарных запасов. Был введен новый порядок внешэкономической деятельности. На первое место была поставлена задача бездефицитного бюджета. В условия так называемой «шоковой терапии» появилась возможность получения крупных кредитов от Международного валютного фонда. В данном случае это представление связывалось с реализацией стандартной классической стабилизационной программы. В соответствии с ней, в переходный период отпускались цены, вводилась свободная торговля, осуществлялась приватизация, т.е. большая часть государственной собственности продавалась частным лицам, что является одним из основополагающих качественного изменения статуса участников рыночных отношений.

Как следствие вышеперечисленного, вся политика сводилась к увеличению заработной платы и инфляции. Постепенно начался приток в страну импортных товаров, т.е. потребители получили более широкий доступ к товарам, как отечественного производства, так и импортного. А, если появились новые товары, то стали появляться новые предприятия, а, следовательно, - и рост оказываемых услуг.

 Потребителями указанного многообразия товаров являются рядовые граждане, обращающиеся к хозяйственным субъектам за удовлетворением своих нужд. Именно это и призван регулировать Закон РФ «О защите прав потребителей».

Последние изменения в Закон  были внесены 21 декабря 2004 г.

Базой проведения моих исследований стали такие нормативные правовые акты, как:

- Гражданский  кодекс Российской Федерации  от 30.11.1994 г. №51-ФЗ. Часть первая (с  изм. от 21.07.2005 г.).

- Гражданский  кодекс Российской Федерации  от 26.01.1996 г. №14-ФЗ. Часть вторая (с  изм. от 18.07.2005 г.).

- Кодекс  Российской Федерации об административных  правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. от 22.07.2005 г.).

- Закон  РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (с изм. от 21.12.2004 г.).

- Закон  от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. от 09.05.2005 г.).

Цель  данной контрольной работы состоит  в том, чтобы изучить законодательство, регулирующее отношения связанные  с защитой прав потребителей, определить его полноту, эффективность, а также  обозначить проблемы, возникающие при  осуществлении своих прав потребителями.

В соответствии с целью выдвигаются следующие  задачи:

  • Изучить права потребителей в торговом обслуживании;
  • Проанализировать законодательство, регулирующее отношения связанные с защитой прав потребителей;
  • Определить роль государственной и общественной защиты прав потребителей.

Предметом  данного исследования является защита прав потребителей при  продаже товаров, объектом – защита прав граждан. При написании работы использованы следующие методы исследования: сравнительно-правовой, системный анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав        потребителей

Практически каждый гражданин в  течение своей жизни выступает  в роли потребителя, участника отношений, складывающихся на потребительском  рынке. При этом права потребителей зачастую нарушаются. В результате им причиняется существенный материальный и моральный вред.

Правовое  регулирование потребительских  отношений осуществляется при помощи законодательства о защите права  потребителей. Под ним понимается совокупность разноотраслевых нормативных  правовых актов, в которых определяются основные субъективные права потребителей, нормируется механизм реализации этих прав, в том числе закрепляются разноотраслевые гарантии их реализации, а также устанавливаются юридические  последствия нарушения названных  прав.

Законодательство  о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем –  гражданином, имеющим намерение  заказать или приобрести либо заказывающим,  приобретающим или использующим товары исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением  прибыли, с одной стороны, и организацией, производящей товары для реализации потребителям, реализующей товары потребителям по договору купли – продажи с  другой стороны.1

 При помощи  законодательства о защите прав потребителей экономически более слабой стороне общественных отношений – потребителю предоставляются правовые льготы и гарантии, вследствие чего происходит выравнивание положения потребителя и его контрагентов.

В Российской Федерации потребительское движение основывается на действующем законодательстве о защите прав потребителей. Это  законодательство включает не только нормы, направленные собственно на защиту прав потребителей, но и нормы, определяющие права потребителей и механизм их реализации.

На реализацию таких норм ориентированы как  специальные акты, например Закон  «О защите прав потребителей», так и иные нормативные документы, имеющие различную правоотраслевую принадлежность.

Так, Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. и являющаяся основным законом государства, содержит ряд статей (17, 41, 42, 43, 45, 46), направленных на обеспечение гражданам их прав, в том числе прав на охрану здоровья, благоприятную среду, безопасность, образование, судебную защиту и др.

___________________________________________________________

1 Защита прав потребителей: Законодательно – нормативная база - М.:Экзамен,2003

С принятием и введением в  действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации граждане-потребители получили в свое распоряжение очень мощный правовой механизм по защите своих имущественных прав. При этом другие акты гражданского законодательства не должны противоречить Гражданскому кодексу, а, напротив, должны быть приведены по своему содержанию в соответствие с этим документом.

За нарушение  прав потребителей установлена административная и уголовная ответственность, что  нашло отражение в таких документа, как в Кодексе РФ об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе РФ.

Во исполнение законов издаются другие нормативные  акты в виде постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и распоряжений государственных  органов, которые после их регистрации  в установленном порядке и  опубликования являются обязательными  для исполнения на всей территории государства.

Таким образом, законодательство о защите прав потребителей представляет собой комплексное  законодательство, состоящее из нормативных  актов и отдельных правовых норм различных отраслей права: государственного, административного, гражданского, уголовного и др.

Основой законодательства о защите прав потребителей является Закон «О защите прав потребителей».

Первый  в Российской Федерации Закон  «О защите прав потребителей» был принят Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 г. и вступил в действие с 7 апреля 1992 года. Роль этого закона чрезвычайно важна. Он впервые в российской действительности юридически закрепил права потребителей, ранее уже признанные международным сообществом: право на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья потребителей, право на полную и достоверную информацию, право на надлежащее качество приобретаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, право на возмещение ущерба, причиненного потребителю, право на судебную защиту его прав и интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Защита прав потребителей  при продаже товаров

2.1 Право потребителя на безопасность товара 

 В статье 7 Закона «О защите прав потребителей» специально и подробно урегулированы порядок установления требований по безопасности товара, права потребителя, обязанности изготовителя (продавца) и его ответственность.

Согласно  этой статье потребитель имеет право  на то, чтобы товар при обычных  условиях его использования, хранения, транспортировки  и утилизации был  безопасен для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также  не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара являются обязательными  и устанавливаются законом или  в установленном им порядке.   

Изготовитель  обязан обеспечивать безопасность товара в течение установленного срока  службы или срока годности товара. Если изготовитель не установил срок службы в отношении товара длительного  использования, он обязан обеспечить безопасность товара в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

Вред, причиненный  жизни, здоровью или имуществу потребителя  вследствие необеспечения безопасности товара, подлежит возмещению  в полном объеме в 

соответствии  со статьей 24 Закона «О защите прав потребителей».

Если  установлено, что при соблюдении потребителем правил использования, хранения, транспортировки  товара, причинен вред  жизни, здоровью или имуществу  потребителя, окружающей среде, изготовитель обязан незамедлительно приостановить  его производство до устранения  причин вреда, а в необходимых  случаях принять меры по изъятию  его из оборота и отзыву от потребителей. Если причины вреда устранить  невозможно, изготовитель обязан снять  такой товар с производства. При  невыполнении изготовителем  этой обязанности  снятие товара с производства, изъятие  из оборота и отзыв от потребителей производится по предписанию соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством  и безопасностью товаров. Основанием для принятия установленных мер  могут быть сообщения потребителей, средств массовой информации, контролирующих и других органов, а также результаты испытаний, проведенных самим изготовителем. Полученная информация, особенно о  потенциальной опасности товара, должна быть тщательно проверена. При  этом должна быть установлена причина, вызвавшая  причинение или возможность  причинения вреда (нарушение потребителем правил пользования, хранения, транспортировки, конструктивные, технологические нарушения) и возможность ее устранения.  Убытки, причиненные отзывом товара, подлежат возмещению изготовителем  в полном объеме. Если установлено, что продавец реализует товары, представляющие опасность для жизни, здоровья и  имущества потребителей, такие товары подлежат изъятию у продавца. Факт реализации опасных товаров должен быть установлен документально. Акты о реализации опасных товаров могут быть составлены контролирующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями потребителей в соответствии с их компитенцией.

В соответствии со статьей 169 ГК, договор по реализации опасного товара как заключенный  с нарушением требований закона, является недействительным. Если продавец заведомо знал об опасности товара или допускал ее наличие (например, при продаже  товара без сертификата соответствия), то есть действовал умышленно, то в  этом случае договор является ничтожным, то есть недействительным с момента  его заключения.

Безопасность  использования товара  является важнейшим элементом обеспечения  возможности использовать товар  по назначению. Праву потребителя  на безопасность товара соответствует  обязанность изготовителя. Изготовитель обязан обеспечить безопасность товара не бесконечно, а в течение определенных сроков, установленных им самим в  зависимости от характера товара. Этими сроками являются установленные  срок службы или срок годности.

Одним из способов обеспечения безопасности товара Закон «О защите прав потребителей» (пункт 3 статьи 7) предусматривает  разработку, и доведение до потребителя специальных  правил использования товара, его  хранения, транспортировки и утилизации. Эти правила должны быть разработаны изготовителем, если они необходимы для обеспечения безопасности товара.

2.2 Право на полную и  достоверную информацию о товарах  и продавце 

Предоставление  розничному покупателю необходимой  и достоверной информации о товаре закреплено в статье 495 ГК как обязанность  продавца.           Согласно статье 8 Закона потребитель  вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об  изготовителе (продавце), режиме его работы и реализуемых товарах. Данная информация в наглядной и  доступной форме доводится до сведения потребителя при заключении договора способами, принятыми в отдельных  сферах обслуживания потребителей, на русском языке, и дополнительно, по усмотрению изготовителя (продавца) на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ. Специфика доведения информации обычно определяется в правилах торговли отдельными видами товаров.

Закон устанавливает  право потребителя на информацию по широкому кругу вопросов, включая  ту, которая непосредственно не связана  с качеством товара. В Законе не раскрывается содержание понятия «необходимая информация» и при возникновении  споров следует исходить из обычно предъявляемых требований, имея в виду, прежде всего интересы потребителя, но в это понятие должна входить информация, которая в соответствии с Законом является обязательной. Право потребителя требовать предоставления информации означает обязанность соответствующих организаций ее предоставить, и невыполнение этой обязанности влечет ответственность.

Содержание.docx

— 12.10 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Защита прав потребителей при продаже товаров