Защита прав потребителей при продаже товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 01:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы состоит в том, чтобы изучить законодательство, регулирующее отношения связанные с защитой прав потребителей, определить его полноту, эффективность, а также обозначить проблемы, возникающие при осуществлении своих прав потребителями.

Содержание

Введение….…………………………………………………… ......…….......................3

1.Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей............5

2.Защита прав потребителей при продаже товаров.………………………………...…7

2.1 Право потребителя на безопасность товара.......................................................7

2.2 Право на полную и достоверную информацию о товарах и продавце............8

2.3 Право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей...12

3. Государственная и общественная защита прав потребителей............……….……..14

Заключение……………………….....…………………......................…………………18

Список использованных источников…….....………………………......................…..21

Вложенные файлы: 2 файла

осн текст.docx

— 56.14 Кб (Скачать файл)

Согласно  статье 9 Закона «О защите прав потребителей»  изготовитель (продавец) обязан довести  до сведения потребителя фирменное  наименование своей организации, место  ее нахождения (юридический адрес) и  режим ее работы. Продавец размещает  эту информацию на вывеске.  Для  индивидуальных предпринимателей также  должна быть предоставлена  информация о государственной регистрации  и наименование зарегистрировавшего  органа. Если вид осуществляемой деятельности подлежит лицензированию, то потребителю  должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также о выдавшем ее органе.

Режим работы государственных и муниципальных  организации устанавливается по решению органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления, для других устанавливается  ими самостоятельно.1 Он доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному. Общие требования к информации о товарах изложены в статье 10 Закона «О защите прав потребителей». Согласно этой статье изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Достоверная информация означает ее точное соответствие действительным свойствам товара. Примером достоверной информации может служить 

телевизионная реклама  порошка «Ариэль Автомат», которая утверждает, что

данный  продукт продлевает жизнь одежды. Исследования Центрального научно-исследовательского  института хлопчатобумажной промышленности показали, что этот порошок при  стирке в современных  стиральных машинах очень бережно относится  к тканям.2 

Информация  о товарах в обязательном порядке  должна содержать:

  1. обозначения стандартов,  обязательным требованиям которых должны соответствовать товары;

____________________________________________________________________________________________

1Примерные правила работы предприятия розничной торговли. Утвержденные Письмом Комитета РФ по торговле от 17.03.1994 года №1-314/32-9.

2 Ф.Р.Шахурин Защита прав потребителей: учебное пособие. -М.: Маркетинг,2002 

 

  1. сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания – сведения о составе, весе и объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания при отдельных видах заболеваний.
  2. цену и условия приобретения товаров
  3. гарантийный срок, если он установлен;
  4. правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  5. срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя  по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
  6. место нахождения, фирменное наименование изготовителя и место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на

принятие  претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

  1. информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров;
  2. информацию о правилах продажи товаров;1

Данная  информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой  к товарам, на этикетках, маркировкой  или иным способом, принятым для  отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям по безопасности товара, представляется в виде маркировки товаров в установленном порядке  знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми  актами или обычно предъявляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации  его выдавшей.

Закон «О защите прав потребителей»  устанавливает, что основная задача предоставления информации о товаре – обеспечение  его компетентного выбора. Компетентность выбора обеспечивается предоставлением  информации о назначении товара, его  качестве, условиях использования, гарантиях  и так далее. Продавец (изготовитель)  сам должен определять необходимый  объем этой информации, памятуя о  своей ответственности за неполноту  предоставленной информации.

По отдельным  видам товаров перечень информации и способы ее доведения 

______________________________________________________________________________________________

1 Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1

 

до потребителя  могут устанавливаться Постановлениями  Правительства РФ.

Правительство РФ Постановлением от 27 декабря 1996 года №1575  запретило с 1 мая 1997 года продажу  на территории РФ импортных продуктов  питания без информации о них  на русском языке. Аналогичный порядок  введен другим

Постановлением  с 1 июля 1998 года в отношении непродовольственных  товаров. Наличие такой информации должны обеспечить организации и  индивидуальные предприниматели, которые  осуществляют импорт товаров в Россию.

Недостоверный перевод информации об импортных  товарах на  русский язык рассматривается  как предоставление недостоверной  информации.

Непредставление информации о предприятиях, выполняющих  функции

изготовителя  или продавца для рассмотрения претензий  потребителей, ремонта и технического обслуживания товаров является нарушением права потребителя на обеспечение  возможности использования товара по назначению и права на информацию, что может повлечь ответственность  изготовителя и продавца.

Пунктом 12 Правил продажи отдельных видов  товаров, установлено, что при продаже  товаров продавец обязан довести  до сведения покупателя информацию о  подтверждении соответствия товаров  установленным требованиям путем  их маркировки знаком соответствия и  ознакомить потребителя по его требованию с одним из следующих документов: с сертификатом или декларацией  о соответствии; с копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, его выдавшим; с товарно-сопроводительными  документами, оформленными изготовителем  или поставщиком (продавцом) и содержащими  по каждому наименованию товара сведения  о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер  сертификата соответствия, срок его  действия,  наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца), с указанием  его адреса и телефона.1

Маркирование  товаров прошедших сертификацию, знаком соответствия установлено Законом  о сертификации. Согласно статье 6 Закона о сертификации знак соответствия, зарегистрированный в порядке –  это знак, которым  подтверждается соответствие маркированной им продукции  установленным требованиям. Он является формой доведения до всех заинтересованных сторон информации о проведении сертификации маркированной им продукции.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства от 19.01.98   №55.

Важность  для потребителя достоверной  и полной информации о товаре, а  также об изготовителе (продавце) подчеркивается установлением в Законе «О защите прав потребителей» специальной  ответственностью за правонарушения в  этой области. Эта ответственность  является гражданско-правовой ответственностью предпринимателей. Ответственность  работников организаций за соответствующие  правонарушения регулируется трудовым, административным и уголовным законодательством.

В Законе предусмотрена ответственность  за факт непредоставления возможности   незамедлительно получить при заключении договора информации о товаре. Это  усиливает защиту прав потребителя  и ответственность его контрагента. В этом случае потребитель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных  необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок его расторгнуть  и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При расторжении договора потребитель обязан возвратить товар.

За непредоставление полной и достаточной информации о товаре может наступить ответственность  за недостатки товара, возникшие после  его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации. Изготовитель (продавец) не может быть освобожден  от ответственности, даже если появление недостатка объективно вызвано действиями самого потребителя. В этом случае отсутствует его вина и есть вина организации, ответственной за  предоставление недостоверной и неполной информации.

Закон «О защите прав потребителей»  практически лишает заинтересованную сторону при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных предоставлением  недостоверной  или недостаточно полной информации о товаре, возможности ссылаться  на осведомленность потребителя  в соответствующих вопросах. Необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках  товара.

2.3 Право потребителей на просвещение в области защиты прав                        потребителей

Одной из причин введения в  Закон новой статьи о просвещении  потребителей является слабое знание ими своих прав.

Право потребителей на просвещение  в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения  соответствующих требований в государственные  образовательные стандарты и  общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством  организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых  действиях по защите этих прав.

Статья не только провозглашает  право потребителей на просвещение  в области защиты их прав, но и  обеспечивает реализацию этого права  путем включения соответствующих  требований в государственные образовательные  стандарты и программы.

Согласно ст. 7 Закона РФ "Об образовании" государственный образовательный  стандарт определяет обязательный минимум  содержания основных образовательных  программ. Порядок разработки, утверждения  и введения государственных образовательных  стандартов определяется Правительством РФ (за исключением случаев, предусмотренных  законом).

Система информации потребителей об их правах обеспечивается обязательной информацией, предусмотренной Законом, а также путем проведения консультаций, семинаров государственными, муниципальными органами и общественными организациями  потребителей, изданием соответствующих  журналов и другой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственная и общественная  защита прав потребителей

Равная  и реальная защита интересов потребителей повсеместно на территории РФ может  быть обеспечена только развитой и  крепкой системой защиты прав потребителей при эффективном взаимодействии всех составляющих ее ветвей и разграничении и конкретизации их задач, полномочий, сфер действия.

Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 30 июня 2004 г. № 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее Роспотребнадзор), в соответствии с которым служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Роспотребнадзор (его территориальные органы) вправе:

- направлять  в лицензирующий орган материалы  о нарушении прав потребителей  для рассмотрения вопросов о  приостановлении действия или  об аннулировании соответствующей  лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- направлять  в органы прокуратуры и другие  правоохранительные органы по  подведомственности материалы для  решения вопросов о возбуждении  уголовных дел по признакам  преступлений, связанных с нарушением  установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ прав потребителей;

- обращаться  в суд с заявлениями в защиту  прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ прав потребителей.

Роспотребнадзор (его территориальные органы) может  быть привлечен судом к участию  в деле или вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей1.

Большая работа по рассмотрению жалоб потребителей, их консультированию, оказанию практической помощи потребителям в восстановлении их нарушенных прав, в том числе и в судебном порядке, проводится органами местного самоуправления.

В связи  с тем, что именно органы местного самоуправления решают вопросы местного значения, они могут обеспечить оперативную  защиту интересов потребителей по месту жительства на основе безвозмездности, беспристрастности и индивидуального подхода к каждому потребителю.2

Содержание.docx

— 12.10 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Защита прав потребителей при продаже товаров