Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 01:48, контрольная работа
Цель данной контрольной работы состоит в том, чтобы изучить законодательство, регулирующее отношения связанные с защитой прав потребителей, определить его полноту, эффективность, а также обозначить проблемы, возникающие при осуществлении своих прав потребителями.
Введение….…………………………………………………… ......…….......................3
1.Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей............5
2.Защита прав потребителей при продаже товаров.………………………………...…7
2.1 Право потребителя на безопасность товара.......................................................7
2.2 Право на полную и достоверную информацию о товарах и продавце............8
2.3 Право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей...12
3. Государственная и общественная защита прав потребителей............……….……..14
Заключение……………………….....…………………......................…………………18
Список использованных источников…….....………………………......................…..21
Сформировавшаяся система
Общественная защита прав потребителей осуществляется организациями потребителей, которые создаются как по территориальному признаку (городские, районный, областные и др.), так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей (например, Общество потребителей автомобильной техники России; клуб потребителей «Привереда» и др.) Общества потребителей могут объединяться в союзы, конфедерации (например, Московский союз потребителей).
Такие общественные объединения наделены правами (ст. 45 Закона):
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров, соответствия потребительских свойств товаров информации о них; проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях и направлять их для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления; вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров, по приостановлению производства и реализации товаров, по отзыву с внутреннего рынка товаров, не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством РФ о техническом регулировании обязательным требованиям и др. Одним из распространенных мероприятий по защите прав потребителей является «контрольная закупка», основная цель которой - проверить, как работает продавец:пробивает ли он чеки, не допускает ли обмера, обвеса или обсчета покупателей.
На сегодняшний
день проводить контрольные закупки
вправе только представители
Если
в ходе контрольной закупки или
дальнейшей проверки торговой деятельности
индивидуального
Так, если
протокол подписал продавец, когда
самого индивидуального
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено иное. Если административное правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью, индивидуальный предприниматель несет ответственность как гражданин3.
Таким
образом, Закон РФ «О защите прав потребителей»
устанавливает важнейшие
По сообщению Роспотребнадзора, ежегодно 15 марта под эгидой Всемирной организации союзов потребителей (CI) отмечается Всемирный день защиты прав потребителей!4.
Заключение
В результате проведенного исследования можно отметить, что на сегодняшний день тема «Защита прав потребителя при продаже товаров» является одной из наиболее значимых в силу осуществления сильной потребительской политики, реформирования рыночных отношений, потому как в связи с этим возникла острая необходимость наведения порядка в части полного и достоверного информирования потребителей о товарах, их изготовителях, продавцах (как отечественных, так и зарубежных); необходимость в упорядочении государственной политики, обеспечении безопасности и качества товаров, работ, услуг.
Объектом исследования можно выделить:
- отношения, возникающие между потребителем и изготовителем, исполнителем, продавцом при продаже товаров;
- установление прав потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей;
- получение информации о товарах и об их изготовителе (продавце);
- государственная и общественная защита интересов потребителей и определение механизма реализации этих прав.
В настоящее время в РФ сформирована комплексная система норм и правил, направленная на защиту прав потребителей. Она призвана защищать интересы лиц, которые, не обладая специальными познаниями и возможностями в области прав, приобретают товары и услуги у профессионально подготовленных участников рынка, как предпринимателей.
Законодательство в области защиты прав потребителей включает в себя нормы разных законных и подзаконных нормативных актов, основным из которых является Федеральный закон «О защите прав потребителей». Он регулирует отношения с участием потребителей, определяет права потребителей и механизм их реализации.
В сравнении с прежним законом
новая редакция Закона уточнила и
конкретизировала основные понятия, используемые
законодательством в рамках возникающих
на потребительском рынке
В Законе «О защите прав потребителей» уделяется большое внимание установлению и реализации таких прав, как: - право на удовлетворение основных нужд; - право на безопасность; - право на информацию; - право выбора; - право быть выслушанным; - право на возмещение; - право на потребительское просвещение; - право на здоровую окружающую среду.
Закон осуществляет защиту путем установления указанных прав потребителей и обязанностей продавцов, изготовителей, а также путем установления норм, регулирующих вопросы права потребителей при их нарушении и ответственность.
Дополнительной гарантией
Основным и наиболее эффективным способом защиты интересов потребителя является обращение в суд. Учитывая особый характер потребительских отношений, российским законодательством установлен ряд условий при обращении потребителей в суд: альтернативная подсудность рассмотрения споров, то есть потребителю предоставляется право выбора предъявления исковых требований, а также освобождение потребителя от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав. В судебном порядке может быть взыскана не только стоимость товара, но и возмещены убытки в целом, причиненные потребителю, а также компенсация морального вреда, причиненного вследствие нарушения изготовителем (продавцом) прав потребителя, предусмотренные законами и правовыми актами РФ.
Четкое установление прав потребителей,
порядка разрешения споров, сроков,
размера ответственности
Действующим законодательством установлена нормативная ответственность (гражданско-правовая (имущественная), административная, уголовная), которая создает серьезную гарантию от нарушения прав потребителей, несмотря на существующие пробелы в них.
Вместе с тем, имея продуманный, усовершенствующий Закон РФ «О защите прав потребителей», реализация соответствующих норм, на мой взгляд, во многом зависит от уровня правовой культуры потребителей. Так, например, в г. Саров давно работает Отдел по защите прав потребителей при администрации города, в практику которого вошла положительная тенденция - повышение уровня правовой культуры путем проведения семинаров, конференций, совещаний. Данные семинары, конференции проводятся для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан-потребителей как отдельно, по группам, так и вместе. Цель всех этих мероприятий – донести до всех групп правоотношений разъяснения по сложным, наиболее интересующим вопросам, касающихся области законодательства защиты прав потребителей.
Вторым, немаловажным пунктом работы Отдела являются публикации в местных городских газетах, статьи которых имеют аналогичную направленность. Отдел также подготавливает статьи выступлений на местном радио, что также немаловажно для тех, кто еще не знает о существовании такого органа либо не знает каким образом связаться с ним.
При поступлении жалоб потребителей на действия продавцов (например, по обвесу или обсчету граждан) работниками Отделов совместно с сотрудниками УВД проводятся рейды (так называемые «контрольные закупки») на данные торговые точки для выявления и пресечения подобных нарушений.
Существует ряд телепередач, таких, как «Экспертиза РТР», «Впрок», «Час суда», которые рассказывают о самых насущных проблемах. Очень популярен и известен широкой массе журнал «Спрос», кстати говоря, аналог телепередач, «Стандарты и качество», «Домашний адвокат», которые целиком и полностью посвящены этой проблеме. Но, кроме этого журнала есть еще множество юридической литературы, с которой граждане просто не знакомы.
В заключении хочется отметить, что в настоящее время в РФ сложилась комплексная система норм, в области регулирования прав потребителей, которая представляет собой серьезную гарантию защиты прав потребителей, а также при высоком уровне правовой культуры потребителя и продавца - способна реально обеспечить реализацию этих прав.
Список используемых источников
Информация о работе Защита прав потребителей при продаже товаров