История развития института гражданства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 02:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе действующего законодательства о гражданстве, выявление особенностей и специфики Федерального закона «О гражданстве РФ», а также перспективы действия этого закона в политико-правовом пространстве государства для иностранных граждан и лиц без гражданства.
В связи с этим в работе поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теорию института и историю становления гражданства в РФ
2) проанализировать основание и процедуру возникновения и прекращения гражданства в России
3) изучить органы и должностные лица, занимающиеся вопросами гражданства РФ
4) анализ способов приобретения гражданства и проблемы иностранных граждан при этом.

Содержание

Введение 4
1 История развития института гражданства в России
1.1 Особенность становления института гражданства в России 6
1.2 Эволюция конституционного закрепления политических прав и свобод граждан РФ 15
2 Иностранные граждане как неотъемлемый элемент миграционной политики государства
2.1 Права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации 21
2.2 Трудовые права иностранных граждан в Российской Федерации 30
2.3 Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства
в России 34
2.4 Граждане Российской Федерации за пределами государства как иностранцы, их права и обязанности 40
3 Органы и должностные лица, занимающиеся вопросами гражданства РФ 46
4 Вопросы и трудности приобретения гражданства Российской Федерации 52
Заключение 66
Список литературы 71

Вложенные файлы: 1 файл

диплом исправлен и готов.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

                                                                            

Содержание

 

Введение                                                                                                                4

1 История развития института  гражданства в России

1.1 Особенность становления института гражданства в России                      6

1.2 Эволюция конституционного закрепления   политических   прав и свобод граждан РФ                                                                                                                15

2 Иностранные граждане  как неотъемлемый элемент миграционной  политики государства     

2.1 Права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации                                        21

2.2 Трудовые права иностранных граждан в Российской Федерации       30

2.3 Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

 в России                                                                                                          34

2.4 Граждане Российской Федерации за пределами государства как иностранцы, их права и обязанности                                                                40

3 Органы и должностные лица, занимающиеся вопросами гражданства РФ  46

4 Вопросы и трудности приобретения гражданства Российской Федерации  52

Заключение                                                                                                                 66

Список литературы                                                                                               71

 

Введение

 

Дипломная работа нацелена на рассмотрение проблем  связанных с правами, свободами и обязанностями иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев и вынужденных переселенцев.

Каждый гражданин своего государства, в том числе и граждане России, не только вправе, но и обязаны знать в полном объёме весь набор прав и обязанностей, т.к. гражданство является важнейшим государственно-правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, первоосновой правового статуса личности. Обусловлено это, прежде всего тем, что закрепленный конституцией и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с гражданством. Во всей полноте лицо может их использовать, только будучи гражданином соответствующего государства. В связи с этим возникает вопрос о правах, свободах и обязанностях тех лиц, которые не являются гражданами Российской Федерации, а именно какие правомочия у иностранных граждан и у лиц без гражданства.

          Институт гражданства может быть  отнесен к одному из наиболее  чувствительных, чрезвычайно показательных  и емких критериев истинного  отношения государства к своим  гражданам или не гражданам.

Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых и суверенных государств, взамен союзных республик привело к росту интенсивности международных отношений Российской Федерации с другими государствами, в особенности  с бывшими союзными республиками  в  различных областях, что стало причиной  значительного увеличения числа иностранных граждан, приезжающих в Россию. В международном рейтинге Россия занимает третье место по миграционной привлекательности. При этом туристы занимают не  основную часть мигрантов, что еще раз подтверждает актуальность выбранной тематики.

Учитывая большое и  все возрастающее число мигрантов  в мире, 4 декабря 2000 года Генеральная  Ассамблея провозгласила 18 декабря  Международным днем мигранта (резолюция 55/93). В этот день в 1990 году Ассамблея приняла Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (резолюция 45/158), это показывает необходимость и значимость международной миграционной политики.

Кроме этого, актуальность тематике подтверждается заинтересованностью многих авторов в данном вопросе, о чем говорит большое количество источников по указанной тематике. В чем проявляется особенность гражданства Российской Федерации для иностранных граждан и для лиц без гражданства, заинтересовались такие  авторы как Коваленко А.И., Баглай М. В.,          Авакъян С.А., Габричидзе Б. Н., Марышев Н.И., Маликов М.К., Библер В. и многие другие.

           Изучение и анализ  прав, свобод и обязанностей  иностранных граждан и лиц без гражданства является объектом рассмотрения данной дипломной работы.

Цель работы заключается  в анализе действующего законодательства о гражданстве, выявление особенностей и специфики Федерального закона «О гражданстве РФ», а также перспективы действия этого закона в политико-правовом пространстве государства для иностранных граждан и лиц без гражданства.

В связи с этим в  работе поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть теорию института и историю становления гражданства в РФ

 2) проанализировать основание и процедуру возникновения и прекращения гражданства  в   России

 3) изучить органы и должностные лица, занимающиеся вопросами гражданства РФ

4) анализ способов  приобретения гражданства и  проблемы иностранных граждан  при  этом.

 

1 История развития института гражданства в России

1.1 Особенность  становления института гражданства  в России

 

  Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте.

В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых, феодальных начал, не основывалось, в отличие от законодательства демократических государств того времени, на юридическом равенстве подданных.

В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

1) природные подданные,  в составе которых, выделялись:

 а) дворяне (потомственные  и личные);

 б) духовные лица (делились по вероисповеданиям);

 в) городские обыватели  (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые);

 г) сельские обыватели

2) инородцы (евреи и  восточные народы);

3) финляндские обыватели.1

Первым актом советской  власти по вопросам гражданства был  Декрет ВЦИК от 11 (24) ноября 1917 г. «Об  уточнении сословий и гражданских чинов». В нем провозглашалось, что существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения  России наименование – граждане Российской  Республики. 1 апреля 1918г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства».2

Конституция РСФСР 1918 г. отнесла  к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики. Местным Советам были даны полномочия предоставлять права российского гражданства тем иностранцам, которые проживали на территории РСФСР для трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или к трудовому крестьянству.

С образованием Союза  ССР было установлено гражданство  СССР. В ст.7 Конституции СССР 1924 года были приняты три основных акта, регулирующие вопросы гражданства: Положение о союзном гражданстве 1924 года и Положения о гражданстве Союза ССР 1930 и 1931 годов.

Конституция СССР 1924 г. установила  единое союзное гражданство для граждан союзных республик. Были приняты акты, регулирующие вопросы гражданства.

Обобщая характерные  черты, свойственные правовой регламентации  данной сферы отношений, необходимо отметить следующие его особенности:

    1. необычайно решался вопрос о принадлежности к гражданству СССР. Гражданами СССР считались все лица, проживающие в пределах СССР, если они не имели доказательств принадлежности к иностранному гражданству. Таким образом, отсутствовал институт «лицо без гражданства», т.е. апатрид.
    2. Хотя закреплялось наличие гражданства союзных республик, правовое определение признания такого гражданства в Положениях не содержалось. Поэтому гражданство союзных республик, в том числе и РСФСР, имело чисто формальный характер.
    3. Признавался и широко использовался институт лишения гражданства. Государство само по своей инициативе выдворяло и лишало гражданства многих представителей творческих профессий – ученых, профессоров и представителей иных творческих профессий – как нежелательный элемент.
    4. Не признавалось право инициативного свободного выезда за пределы СССР его граждан и не допускалось их проживание за границей. Граница СССР была огорожена «железным занавесом».
    5. Органами, уполномоченными решать вопросы приема, выхода из гражданства и лишения гражданства, являлись: Президиум ЦИК СССР, Президиумы ЦИКов союзных республик.
    6. Предусматривалось, что иностранные граждане – рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР.3

Приложение о гражданстве 1931г. облегчало прием в гражданство  СССР и выход из него: вопрос решался ЦИКом союзной республики, а в отдельных случаях и исполкомами областных Советов.

По Конституции СССР 1936 г. и принятому на ее основе Закону «О гражданстве СССР» 1938 г. вопросы гражданства были исключительной компетенцией Президиума Верховного Совета СССР.4 При этом, сохраняя сложившиеся основные принципы гражданства, Закон предусмотрел ряд принципиально новых положений.

Главные из них следующие:

    1. Закон изменил основания, определяющие принадлежность к гражданству СССР
    2. Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении.

В последующие годы принимались  многочисленные акты, связанные с  решением отдельных вопросов приобретения гражданства СССР и восстановления в гражданстве. К ним относятся  указы Президиума Верховного Совета СССР «О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик» (1940г), «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Маньчжурии» (1945г) и ряд других актов.

Следующий этап в развитии законодательства о гражданстве  был ознаменован принятием Конституции  СССР 1977г.

Согласно Конституции 1977 г. и  изданного на его основе Закона «О гражданстве СССР» 1978 г. принятие в гражданство СССР и выход из него, а также его лишении  входило в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР. И надо признать, что право Президиума Верховного Совета СССР лишать гражданства СССР было реализовано (и не раз) в отношении инакомыслящими лиц  (М. Росторопович, А. Солженицына и др.). Правовым основанием для таких решений были «действия, порочащие звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или национальной безопасности СССР».

Начавшаяся в СССР «перестройка», учреждение поста Президента СССР обусловили изменения союзного законодательства о гражданстве. В мае 1990 г. был принят новый Закон «О гражданстве СССР»: полномочия по вопросам гражданства, которые прежде осуществлялись Президиумом Верховного Совета СССР, теперь перешли к Президенту СССР. Были сделаны определенные шаги по пути демократизации правового регулирования отношений гражданства. Главное – отныне запрещалось лишать человека гражданства.

 В настоящее время в Российской Федерации вопросы гражданства регламентируются Конституцией РФ 1993 г. и Законом «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями 2008 г.

В них устанавливаются  общие основы и принципы, которые  определяют сущность отношений гражданства.

Под гражданством понимают устойчивую правовую связь лица с  государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод человека.5 В этой дефиниции выделены главные, сущностные черты, характеризующие гражданство.

Правовой характер связи  лица с государством, образующей отношение  гражданства, выражается в юридическом  оформлении этой связи. Гражданство  – правовое, а не просто фактическое  состояние.

Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке.

К конституционно-правовым принципам гражданства РФ относятся следующие.

  1. Гражданство Российской Федерации является единым и равным, независимо от оснований приобретения.
  2. Гражданство носит открытый и свободный характер, что выражается в том, что каждый человек имеет право на гражданство, и что каждый гражданин РФ имеет право изменять свое гражданство.6

Информация о работе История развития института гражданства в России