История развития института гражданства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 02:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе действующего законодательства о гражданстве, выявление особенностей и специфики Федерального закона «О гражданстве РФ», а также перспективы действия этого закона в политико-правовом пространстве государства для иностранных граждан и лиц без гражданства.
В связи с этим в работе поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теорию института и историю становления гражданства в РФ
2) проанализировать основание и процедуру возникновения и прекращения гражданства в России
3) изучить органы и должностные лица, занимающиеся вопросами гражданства РФ
4) анализ способов приобретения гражданства и проблемы иностранных граждан при этом.

Содержание

Введение 4
1 История развития института гражданства в России
1.1 Особенность становления института гражданства в России 6
1.2 Эволюция конституционного закрепления политических прав и свобод граждан РФ 15
2 Иностранные граждане как неотъемлемый элемент миграционной политики государства
2.1 Права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации 21
2.2 Трудовые права иностранных граждан в Российской Федерации 30
2.3 Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства
в России 34
2.4 Граждане Российской Федерации за пределами государства как иностранцы, их права и обязанности 40
3 Органы и должностные лица, занимающиеся вопросами гражданства РФ 46
4 Вопросы и трудности приобретения гражданства Российской Федерации 52
Заключение 66
Список литературы 71

Вложенные файлы: 1 файл

диплом исправлен и готов.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

Конституция РФ 1993 г. и  Закон о гражданстве закрепляют те принципы, которые определили содержание отношений гражданства в нашей  стране. Коротко остановимся на каждом из этих принципов.

  1. Гражданство Российской Федерации является единым. На территории какого бы субъекта Федерации ни проживал или ни находился российский человек, он является гражданином государства – Российской Федерации.
  2. Равенство граждан РФ независимо от оснований приобретения гражданства. Для сравнения интересно обратить внимание на тот факт, что если по Конституции США Президентом может быть избран только прирожденный гражданин США, то Конституция РФ (ч. 2 ст. 81) не устанавливает каких-либо различий по основаниям приобретения гражданства РФ.
  3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Суть этого принципа выражается, прежде всего, в том, что согласно ст. 1 Закона о гражданстве человек имеет право на гражданство. Иностранные граждане и лица без гражданства  могут приобрести гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке, который предусматривает вполне доступные для этого основания.
  4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права его изменить.
  5. Принцип двойного гражданства означает, что гражданин Российской Федерации может иметь и гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или  международным договором Российской Федерации с этим иностранным государством.
  6. Гражданство Российской Федерации сохраняется за лицами, проживающими за пределами России. Такой принцип вытекает из права человека  свободного избрать место жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться (ст. 27 Конституции РФ).
  7. Сохранение гражданства Российской Федерации при заключении и расторжении брака. В соответствии со ст. 6 Закона о гражданстве заключение и расторжение брака гражданином Российской Федерации с лицом,  не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой автоматического изменения гражданства.
  8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительства за ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ).
  9. Закон о гражданстве впервые в истории России ввел институт почетного гражданства. Предоставляется оно Президентом РФ лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, но имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом.7

Впервые Конституция  РФ предоставляет гражданину РФ возможность  иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Вопрос о двойном гражданстве решается в соответствии с федеральным законом и международным договором РФ.

Важным принципом является также сохранение гражданства ВФ лицами,  проживающими за пределами  Российского государства, при этом Российская Федерация гарантирует защиту почетного гражданства, которое может быть предоставлено лицу, имеющему выдающие заслуги перед Россией.8

        Таким образом, гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей.

Принадлежность лица к гражданству того или иного  государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми  правами и свободами, а государство  защищает своего гражданина, где бы он ни находился. Гражданство - это наделение гражданина не только соответствующими правами и свободами, но и обязанностями.

          В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Следует отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти РФ и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать  отечество и нести некоторые другие обязанности.

          Одной из важных гарантий использования гражданином Российской Федерации своих прав и свобод является закрепление в ст. 6 Конституции РФ положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан другому государству иначе как на основании закона или между народного договора РФ. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и за ее пределами. В конституции РФ указывается, что в Российской Федерации признаются и гарантируются  права и свободы человека и гражданина, они неотчуждаемы и являются непосредственно действующими.9 Таким образом, можно сказать, что государство признаёт и гарантирует не только права и свободы своих граждан, но и иностранных граждан и лиц без гражданства согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с  Конституцией РФ.

          Таким образом, можно сказать, что уже в Российской империи существовали институты  гражданства (подданства) и государство различало граждан и иностранных граждан (инородцев), у которых правовой статус был различным от подданных. Приход советской власти принесли новые основания и принципы  причисления лица к иностранцам или гражданам, в частности,  Конституция РСФСР 1918 года оставила за местными Советами право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства. Закон 1938 г.  о гражданстве СССР не назвал вообще никаких оснований лишения гражданства СССР, указав только, что оно возможно по приговору суда в случаях, предусмотренных законом, или в силу особого в каждом случае Указа Президиума Верховного Совета СССР (ст. 7). Одноименный закон 1978 года  определил, что лишить гражданства СССР можно в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР10 .

          Установление в России демократического режима стало основанием коренных изменению в регулировании вопросов гражданства. Отныне в Российской Федерации никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

 

 

1.2 Эволюция конституционного закрепления политических   прав и свобод граждан РФ

 

          В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это и есть различие, отражаемое Конституцией: "личные права" - каждому, политические - "гражданам". Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят вторичный характер, производны от воли государства и не являются естественными правами каждого гражданина демократического государства. В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же как и личные права человека, государство их признает, соблюдает и защищает. Политические права  и свободы  -  отражают возможность участвовать в политической жизни и осуществлении государственной власти. Однако этот критерий дает возможность рассматривать многие из так называемых  личных  прав  в числе прав гражданских и политических – например, право на свободу мысли и слова, получение, производство и распространение информации (ст. 29). В качестве критерия выделения данной группы прав и свобод в относительно самостоятельную группу, думается, целесообразно рассматривать такое понятие как “гражданство”, данное в Законе о гражданстве РФ.11 Кроме того, нужно отметить что, несмотря на естественность и неотчуждаемость этих прав, в полном объеме они могут быть осуществлены по достижении лицом, наделенным гражданством РФ 18 лет (ст. 60 Конституции РФ) – т.е. возраста полной дееспособности. Следует также отметить, что осуществление некоторые политических прав регулируется другими статьями Конституции. Так,  депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин по достижению им возраста 21 года (ст. 97 КРФ),  для избрания Президентом установлен возрастной ценз в 35 лет (ст. 81 КРФ). Такие ограничения оправданы тем, что, достигнув определенного возраста, гражданин осознает и предвидит последствия своих действий, обладает жизненным опытом и в состоянии нести обязательства, которые, как известно всегда сопутствуют правам.   Политические права являются непременным условием реализации всех других прав граждан, поскольку они образуют основу системы демократии  и выступают как средство контроля за властью.

          Развитие российского конституционного права прошло три периода и находится на четвёртом: 1) создание предпосылок конституционного права (до Октябрьской социалистической революции 1917 г.);  2) действие тоталитарного социалистического конституционного (государственного) права (1917 г. – конец 80-х гг.); 3) процесс демонтажа тоталитарного права и перехода к демократическому конституционному праву (конец 80-х гг. – 1993г.); 4) создание современного конституционного права на основе Конституции России 1993 г.

          В условиях революции 17 октября 1905 г. император Николай 2-й издал Высочайший Манифест “Об усовершенствовании государственного порядка”. Он впервые провозглашал “незыблемые основы гражданской свободы” (неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов). В соответствии с Манифестом в 1906 г. были приняты законы о выборах в Государственную Думу и о создании Государственного Совета, а также Свод основных государственных законов. Это были первые отчётливо выраженные конституционные документы России. Манифест 1905 г. и законы 1906 г. положили начало конституционному развитию страны, в общем, и развитию политических прав и свобод граждан в частности, был создан парламент, стали действовать политические партии. Вместе с тем, Основные законы по-прежнему устанавливали, что “императору … принадлежит верховная самодержавная власть”, повиноваться его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает (Статья 4 «Основных законов Российской империи»). Статья 9 гласила, что император “утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения”.         

          Начало созданию тоталитарного конституционного права было положено декретами Октября – актами первого советского правительства. Первым актом победившей в октябре 1917 г. социалистической революции был Декрет о власти. В середине 1918 г. Всероссийский Съезд Советов принял первую в истории страны Конституцию Российской Федеративной Советской Республики. Она провозгласила Россию республикой советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (ст. 1). Была провозглашена диктатура пролетариата (в союзе с беднейшим, а затем – со всем крестьянством). Основной задачей провозглашалось уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победа социализма во всех странах (ст. 3). Также было постановлено, что “эксплуататорам не должно быть места  ни в одном из органов власти” (ст. 7). Политические права и свободы (свобода слова, собраний, объединения и др.), а также некоторые социально – экономические права (например на образование) предоставлялось только трудящимся. Активного и пассивного избирательного права были лишены лица, прибегающие к наёмному труду в целях извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовые доходы (проценты с капитала и др.); частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи, служители церкви; служащие и агенты бывшей полиции, охранного отделения, жандармерии, члены царствовавшего дома; осуждённые за корыстные и порочащие преступления; умалишённые.

          Переломным моментом в развитии советского конституционного (государственного) права стал 1936 г. Генеральный секретарь ЦК Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ВКП(б)) И.В.Сталин, в руках которого к тому времени сосредоточилась огромная власть , заявил, что социализм в СССР победил. В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, отражавшая эту установку. В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. была принята Конституция РСФСР 1937 г. В соответствии с Конституцией 1936 г.(а отчасти ещё до её принятия и принятия Конституции РСФСР 1937 г.) всем гражданам были предоставлены избирательные и другие политические права, провозглашено равноправие. Были установлены равные основы для представительства в советах городского и сельского населения, преимущества для рабочего класса в этой части были отменены. Демократизация же политического строя имела, однако, преимущественно внешний характер.

          В 1977 г. была принята новая Конституция СССР и в соответствии с ней – Конституция РСФСР 1978 г. Они внесли некоторые изменения в регулирование экономической и политической систем общества, правового статуса личности. Конституция 1977 г. перенесла главу о правах и обязанностях граждан в первую часть текста, чем подчёркивалось значение этих положений в новой обстановке. Однако по-прежнему права гражданам (особенно политические) предоставлялись только в целях укрепления социалистической системы и строительства коммунизма. Использование их по иному назначению признавалось правонарушением с вытекающими отсюда суровыми наказаниями (например, за антисоветскую пропаганду и агитацию).

          В сфере политических прав и свобод было разрешено создание других партий, создана относительно свободная пресса, допущен идеологический плюрализм, перестали выносится суровые приговоры за антисоветские высказывания, а затем соответствующие статьи были вообще исключены из уголовного законодательства.

          После принятия Конституции 1993 г. закрепившей права человека на основе общечеловеческих ценностей и общих принципов международного права, каждый гражданин Российской Федерации стал обладать широким спектром политических прав и свобод в связи с чем П.2 ст. 6 Конституции гарантирует, что “каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации”.

          “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав  свобод человека и гражданина - обязанность государства”.12 (ст.2 КРФ)                                                                             

Информация о работе История развития института гражданства в России