История развития института гражданства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 02:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе действующего законодательства о гражданстве, выявление особенностей и специфики Федерального закона «О гражданстве РФ», а также перспективы действия этого закона в политико-правовом пространстве государства для иностранных граждан и лиц без гражданства.
В связи с этим в работе поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теорию института и историю становления гражданства в РФ
2) проанализировать основание и процедуру возникновения и прекращения гражданства в России
3) изучить органы и должностные лица, занимающиеся вопросами гражданства РФ
4) анализ способов приобретения гражданства и проблемы иностранных граждан при этом.

Содержание

Введение 4
1 История развития института гражданства в России
1.1 Особенность становления института гражданства в России 6
1.2 Эволюция конституционного закрепления политических прав и свобод граждан РФ 15
2 Иностранные граждане как неотъемлемый элемент миграционной политики государства
2.1 Права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации 21
2.2 Трудовые права иностранных граждан в Российской Федерации 30
2.3 Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства
в России 34
2.4 Граждане Российской Федерации за пределами государства как иностранцы, их права и обязанности 40
3 Органы и должностные лица, занимающиеся вопросами гражданства РФ 46
4 Вопросы и трудности приобретения гражданства Российской Федерации 52
Заключение 66
Список литературы 71

Вложенные файлы: 1 файл

диплом исправлен и готов.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

       Иностранные  граждане и лица без гражданства  в  РФ  имеют право на обращение  в суд и иные государственные  органы для защиты принадлежащих  им личных, имущественных, семейных  и иных прав. Процессуальные права  применяются такие же как и  к гражданам России.

       Избирательного  права иностранные граждане и  лица без гражданства не имеют,  они не могут избирать и  быть избранными в  Федеральное  Собрание  и  другие  выборные  государственные   органы,  а   также  принимать  участие   во  всенародных  голосованиях   (референдумах).

       Так  же они не несут  обязанности  воинской службы в рядах Вооруженных  Сил  РФ.

Различия в правовом положении  имеются не только между гражданами и иностранными гражданами (лицами без гражданства), но и между разными  категориями иностранных граждан. В целом, различают иностранных граждан:

- временно пребывающих   в Российской Федерации;

- временно проживающих  на территории Российский Федерации;

- постоянно проживающих  на территории. 

          У каждой категорий иностранных граждан имеется некоторые особенности правового положения.

          Временно пребывающий в Российской  Федерации иностранный гражданин  - лицо, прибывшее в Российскую  Федерацию на основании визы  или в порядке, не требующем  получения визы, и получившее  миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Основанием для выдачи иностранному гражданину (лицу без гражданства) визы либо основанием для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем поучения визы, является приглашение на въезд в Российскую Федерацию. Приглашение на въезд в РФ выдается Министерством иностранных дел РФ либо Министерством внутренних дел РФ или ее территориальным органом. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина (лица без гражданства) в целях обучения в образовательном учреждении выдается территориальным органом Министерства внутренних дел по ходатайству образовательного учреждения.  Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника, за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган. Квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

          Срок временного пребывания иностранного  гражданина в Российской Федерации  определяется сроком действия  выданной ему визы, который  не может превышать девяносто суток  для иностранных граждан прибывших  в Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, за исключением случаев, когда иностранный гражданин   заключил трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Федерального закона (продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год), и случаев   предусмотренных Федеральным законом.

          Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание. Под понятием  разрешение на временное проживание  понимается  подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

           В соответствии с пунктом 1 статьи 61 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России» иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается без учета  квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Этот же Федеральный закон предусматривает в статье 7 основания  отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание.

          Срок действия разрешения на  временное проживание составляет  три года.

          Постоянно проживающий в Российской  Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Под понятием вид на жительство понимается  документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

          Вид на жительство  может быть  выдан  иностранному гражданину  по его заявлению в  территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции  в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных  оснований, при условии, что иностранный гражданин проживал в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание и обратился с заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению  иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений  срока действия вида на жительство не ограничено. При этом постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

 

 

2.2 Трудовые права иностранных граждан в Российской Федерации

 

         Российская Федерация очень сложное государство не только по административно-территориальному устройству, национальному и языковому критерию, но и своей миграционной политикой, которая достаточно активна, причем и внутренняя и внешняя. Поэтому лица, приезжающие на территорию России наделены не только правами, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, но и иными нормативными правовыми актами, например, Трудовым кодексом.

 В статьях 21-22 ТК  РФ исчерпывающим образом перечислены  права и обязанности работника  и работодателя.

          Согласно статье 11 Трудового кодекса  РФ17 на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются, в частности, на трудовые отношения с участием иностранных граждан.

          В соответствии  с абзацем 5 статьи 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

          Трудовой  кодекс РФ не содержит никаких  ограничений для иностранцев  в их правовом статусе и не исключает их из сферы трудового законодательства России. Другими словами, иностранные граждане имеют право на осуществление трудовой деятельности в РФ. Однако оформление трудовых отношений зависит от статуса проживания иностранного гражданина в РФ. В соответствии с законом18, временно проживающий (получивший разрешение на временное проживание в РФ сроком на 3 года) или постоянно проживающий (получивший вид на жительство в РФ сроком на 5 лет) в России иностранный гражданин, оформляется по трудовому договору в том же порядке, что и гражданин РФ.

          На иностранцев полностью распространяются положения законодательства об охране труда, обеспечивающие рабочим и служащим безопасность для жизни и здоровья, постановления, запрещающие сверхурочные работы, и другие правила трудового законодательства. В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 125-ФЗ19 иностранные лица и лица без гражданства подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, причем этот закон не содержит ограничений в связи с их правовым положением в РФ.

          На иностранных работников распространяется  положение статьи 91 ТК РФ о  нормальной продолжительности рабочего  времени не более 40 часов в  неделю. Конкретная продолжительность  рабочего времени определяется  в трудовом договоре в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации.  В зависимости от условий и характера выполнения работы с иностранным работником может быть заключен трудовой договор либо договор гражданско-правового характера.

На иностранных работников, работающих по трудовому договору, распространяются положения статьи 115 ТК РФ о продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска.

          Размер и сроки выплаты заработной  платы иностранным работникам  устанавливаются при заключении трудового договора по соглашению сторон.

          Иностранные граждане, постоянно  проживающие в РФ пользуются  
медицинской помощью наравне с гражданами России, а временно пребывающим в РФ иностранным гражданам медицинская помощь оказывается в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ. В социальном обеспечении иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами РФ. Временно пребывающие имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на основаниях в порядке, установленных законодательством РФ.

          Иностранец вправе осуществлять  трудовую деятельность в командировке  на территории иного субъекта РФ или исполнять трудовые обязанности при разъездном характере работы вне пределов того субъекта, на территории которого ему разрешено проживание или выдано разрешение на работу.

          Основанием для прекращения трудового  договора с иностранным работником является пункт 12 части 1 статьи 83 ТК РФ. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон не предусматривает предварительного предупреждения. Кроме того, трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, независящим от воли сторон, в связи с приведением общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствии с допустимой долей таких работников, установленной Правительством Российской Федерации20 для работодателей, осуществляющих на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности. При этом, согласно части 3 статьи 83 ТК РФ трудовой договор по указанному основанию прекращается не позднее окончания срока, установленного Правительством Российской Федерации для приведения работодателями, осуществляющими на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности, общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствии с допустимой долей таких работников. 

          Работодатель (за исключением физического  лица - непредпринимателя) обязан  оформлять трудовые книжки на  каждого работника. В том числе  и на иностранца, проработавшего  у него более пяти дней21, если эта работа является для него основной. Такая обязанность предусмотрена статьей 66 ТК РФ. Организация не имеет права принимать от работников трудовые книжки иностранных государств. Записи об общем (непрерывном) трудовом стаже из трудовой книжки иностранного образца в трудовую книжку российского образца не переносятся. Такое разъяснение приведено в письме Роструда22.

 

 

2.3 Ответственность иностранных  граждан и лиц без гражданства

в России

 

 На территории государства  могут быть совершены преступления  иностранными гражданами или лицами без гражданства, но не смотря на то, что такие лица не являются гражданами Российской Федерации, они подлежат ответственности.

        Иностранные граждане и лица  без гражданства, совершившие         преступления,  административные или иные правонарушения  на  территории РФ, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РФ.

         За нарушение иностранными гражданами  правил пребывания в  РФ, то  есть проживание без документов  на право жительства в РФ  или проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации или прописки либо передвижения и   выбора места жительства, уклонения от выезда по истечении   определенного им срока пребывания, а также несоблюдение правил   транзитного проезда через территорию РФ к ним могут быть применены   в качестве меры административного взыскания предупреждения или штраф   в размере до одной второй минимального размера оплаты труда. Эти взыскания налагаются органами внутренних дел.

        Злостное нарушение иностранными гражданами правил пребывания  в РФ и транзитного проезда через территорию РФ влечет за собой   уголовную ответственность.

        Иностранному гражданину, нарушающему  законодательство о   правовом  положении иностранных граждан  в РФ, может быть сокращен   определенный ему срок пребывания в РФ.

        Срок пребывания  иностранного  гражданина  в  РФ  может   быть   сокращен также в случаях,  когда отпали основания для  его дальнейшего   пребывания. Решение о сокращении срока  пребывания принимается  органами   внутренних дел.

       Иностранный  гражданин может быть выдворен из пределов РФ:

        1) если его действия противоречат  интересам обеспечения   государственной  безопасности или охраны общественного  порядка;

Информация о работе История развития института гражданства в России