Коммерческая концессия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является анализ института коммерческой концессии в гражданском праве РФ, выявление и научное осмысление наиболее спорных вопросов, а также анализ научно-теоретических предложений по совершенствованию гражданского законодательства РФ, регулирующего данный институт.

Содержание

Целью настоящего исследования является анализ института коммерческой концессии в гражданском праве РФ, выявление и научное осмысление наиболее спорных вопросов, а также анализ научно-теоретических предложений по совершенствованию гражданского законодательства РФ, регулирующего данный институт.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

   ВВЕДЕНИЕ 

   Актуальность  исследования. Сегодня в России уже  никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными  знаками таких фирм как "Кока-Кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "Макдональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг.

   Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является малоизвестный у нас франчайзинг. Если обратиться с вопросом “Что такое франчайзинг?” к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии, или франчайзинга, т.е. путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот.

   Целью настоящего исследования является анализ института коммерческой концессии в гражданском праве РФ, выявление и научное осмысление наиболее спорных вопросов, а также анализ научно-теоретических предложений по совершенствованию гражданского законодательства РФ, регулирующего данный институт.

   В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие основные задачи: исследовать процесс развития законодательства о франшизе в РФ; раскрыть правовую природу института коммерческой концессии; выявить проблемы правового регулирования института франчайзинга.

   Объектом исследования является гражданско-правовой институт франчайзинга и правоотношения, возникающие в сфере коммерческой концессии. Предмет исследова-ния – нормы права, регулирующие правоотношения, связанные с франшизой. Исследо-вание проводилось с использованием общенаучного, частно-научного, аналитического, описательного, диалектического, сравнительно-исторического методов.

   Структурно  работа состоит из введения,

   ГЛАВА I. КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ  И ФРАНЧАЙЗИНГ 

    1. Определение и сущность.

   Термин  франчайзинг образован от английского «franchising» - право, привилегия. Термин франшиза образован от французского «franchise» - льгота, привилегия. По своей сути эти термины равнозначны (равноценны), и различия в их наименовании обусловлены особенностями транскрипции терминов при переводе на русский язык англоязычной и франкоязычной литературы.

   В частности, Толковый экономический  и финансовый словарь Ив Бернара  и Жан-Клода Колли определяет франчайзинг как «контракт, по которому предприятие за вознаграждение предоставляет другим самостоятельным предприятиям право исполь-зования его фирменного имени и торговой марки для продажи товаров и услуг». По сложившейся в России практике термин «франчайзинг» используется преимуществен-но для обозначения определенной системы организации рыночных отношений в целом, а термин «франшиза» - для определения договорных отношений (договора) между конкретными партнерами при реализации этой системы отношений на практике.1

   По  своему содержанию термины «франчайзинг»  и «франшиза» соответствуют содержанию определенных в главе 54 Гражданского кодекса Российской Федерации терминов коммерческая концессия и договор коммерческой концессии, т.е. системы отношений по организации промышленного использования в предпринимательской деятельности объектов исключительного права в целомконтракта, по которому одно лицо (правообладатель), имеющее отработанную в практике систему ведения определенной промышленной (коммерческой) деятельности, предоставляет другому лицу (правопользователю) право на использование этой системы (объекта исключительного права) за определенное вознаграждение на определенных договором  условиях. Соответственно лицо, предоставляющее франшизу, именуется франчайзер (правообладатель), а лицо, получающее франшизу, -  франчайзи (пользователь).2

   Правообладатель (франчайзер) предоставляет пользователю (франчайзи) весь комплекс принадлежащих ему прав интеллектуальной собственности (один или несколько товарных знаков, фирменное наименование, изобретения и промышленные образцы, ноу-хау, произведения, охраняемые авторским правом). Исключительные права одна сторона предоставляет другой на льготной, привилегированной основе. Наряду с указанной передачей права франчайзер оказывает постоянную организацион-ную, техническую, коммерческую помощь, опекает франчайзи в сфере предпринима-тельства и рыночных отношений.

   Зависимость франчайзи от исключительных прав франчайзера  и принятые им на себя обязательства  придерживаться в своей деятельности стандартов и качества не ниже франчайзера  позволяют последнему контролировать франчайзинговую сеть до такой степени, как если бы это была его собственная фирменная дистрибьюторская сеть. Франчайзи в неменьшей степени заинтересован в совместной деятельности. На отведенной ему территории он надежно защищен фирменным наименованием франчайзера, его торговой маркой, пользуется его технологическими разработками, коммерческими приемами и опытом.3 

    1. Сфера распространения  и область применения

   Рассматриваемая нами форма организации продажи  товаров и оказания услуг сегод-ня популярна во многих странах мира, главным образом в США и Великобритании. Франчайзинг – наиболее динамичный вид бизнеса и характеризуется комитетом Пала-ты представителей Конгресса США по малому бизнесу как «доминирующая сила в сфере распределения товаров, услуг», «волна будущего на американском рынке».

   Основная  сфера распространения франчайзинга - распределение товаров и услуг  системы бензозаправочных станций, автомастерских, автошкол, пунктов  проката, ре-монтно-строительных предприятий, салонов моды и косметических услуг, аптек, цент-ров профориентации и переподготовки рабочей силы, химчисток и прачечных, пунктов по оказанию компьютерных услуг, ремонту бытовой и электронной аппаратуры, гостиничного хозяйства и др. В качестве примера можно привести деятельность таких широко известных компаний, как «МакДоналдс», «Кока-Кола», «Пепсико», «Баскин Роббинс».

   Популярность  франчайзинга объясняется эффективностью и высокой устойчивос-тью бизнеса вновь образующихся предприятий. Так, по данным фирмы «Мr. Doors Home Inc», в США после 5 лет деятельности на рынке выживают лишь 23% частных предприятий, а после 10 лет их остается лишь 18%, в то время как среди предприятий, работающих по системе франчайзинга, через 5 лет распадается только 8 предприятий из 100, а через 10 лет - 10 из 100.

   Франчайзинг, являясь определенным типом организации  бизнеса, предполагает создание широкой  сети однородных предприятий, имеющих  единую торговую марку (товарный знак) и соблюдающих одинаковые условия, стиль, методы и формы продаж товаров  или оказания услуг, наиболее важными из которых являются единые требова-ния к качеству товаров (услуг) и единые цены, устанавливаемые и регулируемые централизованно. Система рыночных отношений типа франчайзинга в настоящее время интенсивно формируется также и в России.4 

    1. Классификация франчайзинга

   Франчайзинг имеет свои виды и формы. Традиционно  франчайзинг подразделяется на следующие  виды: сбытовой, товарный, промышленный, деловой. По формам можно выделить региональный франчайзинг и субфранчайзинг. Рассмотрим каждый из видов подробнее.

   1.3.1. Виды франчайзинга

   а) Сбытовой франчайзинг – используется производителем товаров для построения единой разветвленной сбытовой сети, функционирующей под его контролем;

   б) Товарный франчайзинг. «Первыми, кто стал применять товарный франчайзинг были фирма Singer Sewing Machine Company (фирма, производившая швейные машинки) и General Motors Corp». Данный вид франчайзинга представляет собой передачу исключительных прав на реализацию продукции, выпускаемой франчайзером и под его товарным знаком, на определенной территории. Франчайзи – единственный продавец данного товара на закрепленной территории и эксклюзивный представитель торговой марки франчайзера. Основное условие данной сделки – то, что франчайзи обязуется закупать продукцию только у своего франчайзера и полностью отказывается от реализации аналогичных товаров других фирм, которые могут составить конкуренцию. Таким образом, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. Также присуща относительно невысо-кая степень регламентации обязанностей за счет однородности деятельности. Исполь-зуя товарный франчайзинг, франчайзер не только увеличивает сбыт своей продукции, но и регулирует распределение объема продаж между различными регионами, расши-ряя географию рынка сбыта. Основные различия между товарным франчайзингом и дилерством – большая привязанность к товарному знаку франчайзера, больший объем предоставления услуг франчайзером франчайзи и исключительный сбыт продукции;

   в) Промышленный франчайзинг – передача прав на производство и сбыт под торго-вым знаком франчайзера продукции с использованием запатентованной технологии производства, материалов, сырья или исходного компонента продукции. Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков (Coca Cola, Pepsi). «Первым договором коммерческой концессии, содержащим объекты промышленной собственности и зарегистрированным в Патентном ведомстве России (Роспатенте) в июне 1996 года, стал договор между компанией «Колгейт-Палмолив» США (правообладатель) и АО «Колгейт-Палмолив» РФ (пользователь), по которому наряду с правом использования фирменного наименования российскому пользователю было передано на использование 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое «ноу-хау»;5

   г) Деловой франчайзинг подразумевает передачу не только товарного знака, но и технологию ведения бизнеса отработанной и апробированной франчайзером фирмой. Применение делового франчайзинга (“бизнес-формат”) характерно для предприятий общественного питания, проката и бытового обслуживания, деловых и профессиональ-ных услуг бизнесу и населению. В данном случае, франчайзи берет на себя обязательс-тва действовать в соответствии с рыночной стратегией франчайзера, с его правилами планирования и организации управления, соблюдать технические требования, стандар-ты и условия обеспечения качества, участвовать в программах обучения и развития производства, целиком отвечать за экономические результаты своей работы. Этот вид франчайзинга предусматривает безусловно тесный контакт франчайзера и франчайзи, постоянный обмен информацией, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности фирмы франчайзи. Следует отметить, что в некоторых системах франчайзинга разница между товарным и деловым франчайзингом порой не столь очевидна (например, магазины мороженого “Баскин-Роббинс”).6

   1.3.2. Формы коммерческой концессии

   а) Региональный франчайзинг – форма организации франшизного бизнеса, при ко-торой франчайзи получает право на освоение определенного района (создание фран-шизной системы) и контроль над ним в соответствии с оговоренным количеством пре-дприятий и графиком их открытия. Открываемые предприятия не имеют независимого юридического статуса и являются отделениями или филиалами франзайзи;

   б) Субфранчайзинг – форма организации франшизного бизнеса, при которой фран-чайзер передает другой стороне – главному франчайзи – права (иногда исключитель-ные) в пределах строго установленной территории на продажу франшиз третьим лицам – субфранчайзи. В соглашении может предусматриваться, что некоторые субфранчайзи имеют право управлять более чем одной торговой единицей.  В таком случае договор на субфраншизу называют «многоэлементной франшизой».7

   1.3.3. Бизнес-формат франчайзинга

   В настоящее время в зависимости  от размеров первоначального капитала франшизы бизнес-формат делят на следующие основные подгруппы:

   а) франшиза - рабочее  место (рабочая франшиза, Job franchise), где франчайзер создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции направляются на покупку прилавка-фургона;

   б) франшиза-предприятие (коммерческая франшиза, Busines franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих поме-щений, дополнительного наемного персонала; инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой – возврат первоначальной суммы инвестиций.

   в) Созданная в 1977 г. Британская франчайзинговая ассоциация (БФА) (British Franchise Аssociation) определяет франшизу как контрольную лицензию, выданную одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи), которая:

   дает  разрешение или обязывает франчайзи заниматься в течение периода франшизы определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащее или ассоциируемое с франчайзером;

   дает  право франчайзеру осуществлять контроль в течение всего периода  франшизы за качеством ведения бизнеса, являющегося предметом франшизы;

   обязывает франчайзера предоставлять франчайзи  помощь при ведении бизнеса, являющегося  предметом франшизы (помощь в организации  предприятия, обучение персонала, управление продажами и т.д.);

Информация о работе Коммерческая концессия