Коммерческая концессия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является анализ института коммерческой концессии в гражданском праве РФ, выявление и научное осмысление наиболее спорных вопросов, а также анализ научно-теоретических предложений по совершенствованию гражданского законодательства РФ, регулирующего данный институт.

Содержание

Целью настоящего исследования является анализ института коммерческой концессии в гражданском праве РФ, выявление и научное осмысление наиболее спорных вопросов, а также анализ научно-теоретических предложений по совершенствованию гражданского законодательства РФ, регулирующего данный институт.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

   обязывает франчайзи регулярно в течение всего периода франшизы выплачивать франчайзеру определенные денежные суммы в оплату франшизы или товаров, услуг, предоставляемых франчайзером франчайзи; не является обычной сделкой между холдинговой и ее дочерней компаниями или между частным лицом и компанией, контролируемой им.8 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ГЛАВА II. ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА

   Современный франчайзинг – относительно новое явление в экономике, хотя его кор-ни уходят в средневековье. До сих пор юридический термин "франшиза" в США и Авс-тралии обозначает передачу кому-либо прав государственной власти, а в Великобрита-нии – передачу прав от имени короля. В Оксфордском словаре английского языка (1933 г.) указано, что «franchising» – это все права и свободы епископатов, пожалованные ко-ролевской короной в 1559 г., а «franchises» - это ярмарки, рынки и другие места, отве-денные для торговли. В свое время в Британии король предоставлял баронам право со-бирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги, например такие, как обязанность поставлять солдат для армии. Гражданам давались разрешения (франшиза) продавать товары на рынках, участвовать в ярмарках. Эти элементы права, или привилегий, позволяющие эксплуатировать положение на определенной террито-рии за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков.9

   И в наши дни в Великобритании продолжают действовать древние франшизы, пре-доставляющие их владельцам права на содержание рынков, проведение ярмарок, содер-жание паромов и мостов. Издревле власть делегировала часть своих полномочий в об-мен на капитал или требуемые услуги, тем самым закладывая фундамент современного франчайзинга на протяжении веков. Что касается торговой практики, то в Лондоне XVII века были учреждены системы торговых гильдий, отдаленно похожих на современные системы франчайзинга. В начале XIX века в той же Великобритании была введена сис-тема «связанных домов», сущность которой заключалась в предоставлении властями права на торговлю спиртными напитками только владельцам постоялых дворов по спе-циальной лицензии. Большинство владельцев не имело достаточно средств для приведе-ния постоялых дворов в порядок и оплату лицензии. Это прекрасно использовали пиво-вары, предоставляя владельцам постоялых дворов заем или сдавая им в аренду имущес-тво, а получая взамен рынок сбыта пива и других спиртных напитков. Эта система оказалась эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор.

   И все-таки огромный толчок в развитии именно коммерческих систем франчайзинга произошел на другом континенте - в США, где франчайзинг после Гражданской войны использовался американской компанией «Singer Sewing Machine Company» по произ-водству швейных машин "Зингер". Зингер развернул серийное производство, позволя-вшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако домохозяйки не-охотно приобретали новое механическое оборудование, а создание сети собственных продавцов на огромной территории США требовало значительных затрат. Тогда вла-делец компании стал продавать право на продажу и обслуживание швейных машин компании на определенной территории независимым продавцам. Причем последние платили за машину 60$, а продавали ее за 125$. Хотя данная система и перестала дейс-твовать до конца века, многие люди благодаря ей стали богатыми, а передовые пред-приниматели уяснили еще один способ повышения конкурентоспособности за счет резкого расширения рынка сбыта. Эти первые франшизы по своей сути были действу-ющими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию.

   Аналогичная система была разработана в 1898 г. компанией «Дженерал Моторс» (General Motors), в соответствии с которой  дилеры не имели права продавать  машины других производителей и были обязаны вложить в дело собственный  капитал для обес-печения высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы - продавца франшиз. Продажа автомашин через систему франшиз ведется и в наше время. Примеру «Дженерал Моторс» последовал Рексол (Rexall), который удачно продавал франшизы на организацию своих аптек.

   Эффективно  франчайзинг применялся и применяется  в настоящее время в индуст-рии бутылочных безалкогольных напитков компаниями «Кока-Кола» (Coca-Cola), «Пе-пси» (Pepsi), «Севен-Ап» (7-UP). Благодаря франшизе подобные компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемым франча-йзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж. Франча-йзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки. В 1920-х годах в США идея франчайзинга как формы ведения бизнеса сместилась в сторону отношений «оптовик - розничный продавец». Оптовый продавец (франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.10

   С 1930 г. в США после кризиса в  экономике нефтеперерабатывающие  компании пе-решли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчайзи, нефтеперерабатывающие компа-нии получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то вре-мя как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и соответственно увеличилась прибыль.

   В конце 1940-х годов братья Макдональд, владельцы небольшого придорожного кафе, решили улучшить обслуживание клиентов и увеличить доход. С этой целью они сократили число наименований блюд до трех, стандартизировали технологию их при-готовления и унифицировали рецептуру. Такая реорганизация значительно повысила эффективность и снизила затраты, а единообразное меню «McDonald's»  создало новое поколение клиентов, которые знали, что в любом ресторане «МакДональдс» их ждут быстрое обслуживание и привычный набор блюд. Вплоть до 1950-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод распределения продукции и услуг. Это примеры традиционного франчайзинга, или франчайзинга первого поколения.

   В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 г. закон  о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование своих това-рных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяло владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса. Франчайзинг используется в самых различных видах бизнеса.

   Наиболее  быстро франчайзинг развивался в  США в 50-60-е годы в юридической  об-становке политики невмешательства, соответствующей нынешнему состоянию в зако-нодательстве России. Первая российская франчайзинговая  фирма возникла в 1990 г. в Тольятти. Непосредственно франчайзингом “Дока” занялась с 1993 г., став членом ме-ждународной франчайзинговой ассоциации. Сейчас успешно действуют франчайзин-говые сети фирм России, как "Русское бистро", "Русская трапеза" (быстрое питание);  "Синий кристалл" (прачечные); "Хлебное дело"; "Партнер" (детское питание); "1С" (программные продукты); "Модный трикотаж" (розничная торговля).11 
 
 

   ГЛАВА III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

   Франшиза – это, прежде всего контракт, в котором выражены условия ведения бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменных техноло-гий франчайзера. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности правового регули-рования коммерческой концессии (франчайзинга) по законодательству России, а также провести анализ основных экономических условий договора коммерческой концессии (франшизы) и определить подходы к обоснованию и оценке коммерческой концессии.

   Гражданский кодекс Российской Федерации ввел новый договорный институт – «коммерческая концессия» (в международной практике используется термин «франчайзинг»). Договор коммерческой концессии регулируется главой 54 ГК РФ.

   Сторонами договора коммерческой концессии (правообладатель  и пользователь) могут быть только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Обе стороны заключают данный Договор именно в связи с осуществлением ими предп-ринимательской деятельности. Право заключить договор возникает с момента гос. реги-страции коммерческой организации или индивидуального предпринимателя.

   Суть  Договора, согласно ГК РФ, заключается  в следующем: одна сторона (правооб-ладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (ст.1027 ГК РФ). Комплекс прав (право на фир-менное наименование, право на коммерческое обозначение правообладателя, право на охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау), на товарный знак, знак обслужива-ния и пр.) позволяет пользователю выступать в гражданском обороте под именем «пра-вообладатель». Существенный признак франчайзинга – постоянное консультационное содействие, оказываемое правообладателем пользователю, – рассматривается в ГК как диспозитивный (п. 2 ст. 1031). Предусматривается лишь своего рода обязательный вводный инструктаж, который правообладатель должен провести с пользователем и его работниками (п. 1 ст. 1031). Такое решение позволит включить в сферу применения норм о коммерческой концессии различные договоры, которые, при всем своем сходст-ве с франчайзингом, трактуются законодательством и судебной практикой некоторых стран как отдельные виды предпринимательских договоров.

   Нужно отметить, что нормы Гражданского кодекса о праве собственности на объек-ты исключительных прав (интеллектуальной собственности) не распространяются.12 

   3.1. Экономический смысл  договора

   Заключение  Договора дает возможность правообладателю  расширить свое влияние на рынке (вытеснить конкурирующую продукцию) без необходимости открывать фили-алы или организовывать дочерние общества, нанимать дополнительных работников, изучать незнакомый рынок и др. не только без дополнительных финансовых вложений, но даже и получая при этом прибыль от платежей франчайзи. При этом правооблада-тель сохраняет достаточно сильный контроль над пользователями, поскольку пользова-тель зависит от исключительных прав правообладателя и принимает на себя обязательс-тва придерживаться в своей деятельности стандартов и качества не ниже франчайзера.

   Пользователю  Договор позволяет вести предпринимательскую  деятельность под именем и по технологии известной на рынке компании, что не требует значительных интеллектуальных затрат на организацию нового дела, снижает предпринимательский риск, ускоряет окупаемость капиталовложений. Пользователь находится под покровите-льством правообладателя, одновременно сохраняя формальную независимость от него. Использование известного имени дает возможность пользователю экономить и на зат-ратах по рекламе своей продукции. Наконец, дополнительные возможности дает право на предоставление субконцессий (если оно предусмотрено Договором), т.е. право поль-зователя передавать вторичным пользователям комплекс прав, полученный от правообладателя (ст. 1029). В этом случае пользователь приобретает все выгоды право-обладателя. Таким образом он еще более тесно интегрируется с правообладателем.

   Результат, аналогичный системе субконцессий, может быть достигнут также с  помо-щью комбинации франчайзинга с другими договорами. Например, стороны могут дого-вориться о том, что пользователь по договору коммерческой концессии будет привле-кать других пользователей и впоследствии выполнять по отношению к ним отдельные организационные и управленческие функции, действуя как представитель правооблада-теля (то есть его поверенный или агент). В этом случае, однако, все новые пользователи будут связаны договорами коммерческой концессии не с первичным пользователем, а непосредственно с правообладателем.13

   Как уже отмечалось, для договоров  коммерческой концессии характерны ограничи-тельные условия, то есть условия, реализация которых может привести к ограничению конкуренции на соответствующем рынке. Чаще всего такие условия связаны с закрепле-нием за пользователем определенной территории, на которой не могут действовать ни другие пользователи, ни сам правообладатель, либо с запретом для пользователя всту-пать с правообладателем в конкуренцию как самостоятельно, так и путем получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя (причем этот запрет может действо-вать в течение определенного срока и после прекращения договора).14 

Информация о работе Коммерческая концессия