Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:52, курсовая работа
Целью настоящего исследования является анализ института коммерческой концессии в гражданском праве РФ, выявление и научное осмысление наиболее спорных вопросов, а также анализ научно-теоретических предложений по совершенствованию гражданского законодательства РФ, регулирующего данный институт.
Целью настоящего исследования является анализ института коммерческой концессии в гражданском праве РФ, выявление и научное осмысление наиболее спорных вопросов, а также анализ научно-теоретических предложений по совершенствованию гражданского законодательства РФ, регулирующего данный институт.
обязывает
франчайзи регулярно в течение всего периода
франшизы выплачивать франчайзеру определенные
денежные суммы в оплату франшизы или
товаров, услуг, предоставляемых франчайзером
франчайзи; не является обычной сделкой
между холдинговой и ее дочерней компаниями
или между частным лицом и компанией, контролируемой
им.8
ГЛАВА II. ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА
Современный франчайзинг – относительно новое явление в экономике, хотя его кор-ни уходят в средневековье. До сих пор юридический термин "франшиза" в США и Авс-тралии обозначает передачу кому-либо прав государственной власти, а в Великобрита-нии – передачу прав от имени короля. В Оксфордском словаре английского языка (1933 г.) указано, что «franchising» – это все права и свободы епископатов, пожалованные ко-ролевской короной в 1559 г., а «franchises» - это ярмарки, рынки и другие места, отве-денные для торговли. В свое время в Британии король предоставлял баронам право со-бирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги, например такие, как обязанность поставлять солдат для армии. Гражданам давались разрешения (франшиза) продавать товары на рынках, участвовать в ярмарках. Эти элементы права, или привилегий, позволяющие эксплуатировать положение на определенной террито-рии за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков.9
И в наши дни в Великобритании продолжают действовать древние франшизы, пре-доставляющие их владельцам права на содержание рынков, проведение ярмарок, содер-жание паромов и мостов. Издревле власть делегировала часть своих полномочий в об-мен на капитал или требуемые услуги, тем самым закладывая фундамент современного франчайзинга на протяжении веков. Что касается торговой практики, то в Лондоне XVII века были учреждены системы торговых гильдий, отдаленно похожих на современные системы франчайзинга. В начале XIX века в той же Великобритании была введена сис-тема «связанных домов», сущность которой заключалась в предоставлении властями права на торговлю спиртными напитками только владельцам постоялых дворов по спе-циальной лицензии. Большинство владельцев не имело достаточно средств для приведе-ния постоялых дворов в порядок и оплату лицензии. Это прекрасно использовали пиво-вары, предоставляя владельцам постоялых дворов заем или сдавая им в аренду имущес-тво, а получая взамен рынок сбыта пива и других спиртных напитков. Эта система оказалась эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор.
И все-таки огромный толчок в развитии именно коммерческих систем франчайзинга произошел на другом континенте - в США, где франчайзинг после Гражданской войны использовался американской компанией «Singer Sewing Machine Company» по произ-водству швейных машин "Зингер". Зингер развернул серийное производство, позволя-вшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако домохозяйки не-охотно приобретали новое механическое оборудование, а создание сети собственных продавцов на огромной территории США требовало значительных затрат. Тогда вла-делец компании стал продавать право на продажу и обслуживание швейных машин компании на определенной территории независимым продавцам. Причем последние платили за машину 60$, а продавали ее за 125$. Хотя данная система и перестала дейс-твовать до конца века, многие люди благодаря ей стали богатыми, а передовые пред-приниматели уяснили еще один способ повышения конкурентоспособности за счет резкого расширения рынка сбыта. Эти первые франшизы по своей сути были действу-ющими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию.
Аналогичная система была разработана в 1898 г. компанией «Дженерал Моторс» (General Motors), в соответствии с которой дилеры не имели права продавать машины других производителей и были обязаны вложить в дело собственный капитал для обес-печения высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы - продавца франшиз. Продажа автомашин через систему франшиз ведется и в наше время. Примеру «Дженерал Моторс» последовал Рексол (Rexall), который удачно продавал франшизы на организацию своих аптек.
Эффективно франчайзинг применялся и применяется в настоящее время в индуст-рии бутылочных безалкогольных напитков компаниями «Кока-Кола» (Coca-Cola), «Пе-пси» (Pepsi), «Севен-Ап» (7-UP). Благодаря франшизе подобные компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемым франча-йзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж. Франча-йзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки. В 1920-х годах в США идея франчайзинга как формы ведения бизнеса сместилась в сторону отношений «оптовик - розничный продавец». Оптовый продавец (франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.10
С
1930 г. в США после кризиса в
экономике
В конце 1940-х годов братья Макдональд, владельцы небольшого придорожного кафе, решили улучшить обслуживание клиентов и увеличить доход. С этой целью они сократили число наименований блюд до трех, стандартизировали технологию их при-готовления и унифицировали рецептуру. Такая реорганизация значительно повысила эффективность и снизила затраты, а единообразное меню «McDonald's» создало новое поколение клиентов, которые знали, что в любом ресторане «МакДональдс» их ждут быстрое обслуживание и привычный набор блюд. Вплоть до 1950-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод распределения продукции и услуг. Это примеры традиционного франчайзинга, или франчайзинга первого поколения.
В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 г. закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование своих това-рных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяло владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса. Франчайзинг используется в самых различных видах бизнеса.
Наиболее
быстро франчайзинг развивался в
США в 50-60-е годы в юридической
об-становке политики невмешательства,
соответствующей нынешнему состоянию
в зако-нодательстве России. Первая российская
франчайзинговая фирма возникла в
1990 г. в Тольятти. Непосредственно франчайзингом
“Дока” занялась с 1993 г., став членом ме-ждународной
франчайзинговой ассоциации. Сейчас успешно
действуют франчайзин-говые сети фирм
России, как "Русское бистро", "Русская
трапеза" (быстрое питание); "Синий
кристалл" (прачечные); "Хлебное дело";
"Партнер" (детское питание); "1С"
(программные продукты); "Модный трикотаж"
(розничная торговля).11
ГЛАВА III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
Франшиза – это, прежде всего контракт, в котором выражены условия ведения бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменных техноло-гий франчайзера. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности правового регули-рования коммерческой концессии (франчайзинга) по законодательству России, а также провести анализ основных экономических условий договора коммерческой концессии (франшизы) и определить подходы к обоснованию и оценке коммерческой концессии.
Гражданский кодекс Российской Федерации ввел новый договорный институт – «коммерческая концессия» (в международной практике используется термин «франчайзинг»). Договор коммерческой концессии регулируется главой 54 ГК РФ.
Сторонами договора коммерческой концессии (правообладатель и пользователь) могут быть только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Обе стороны заключают данный Договор именно в связи с осуществлением ими предп-ринимательской деятельности. Право заключить договор возникает с момента гос. реги-страции коммерческой организации или индивидуального предпринимателя.
Суть Договора, согласно ГК РФ, заключается в следующем: одна сторона (правооб-ладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (ст.1027 ГК РФ). Комплекс прав (право на фир-менное наименование, право на коммерческое обозначение правообладателя, право на охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау), на товарный знак, знак обслужива-ния и пр.) позволяет пользователю выступать в гражданском обороте под именем «пра-вообладатель». Существенный признак франчайзинга – постоянное консультационное содействие, оказываемое правообладателем пользователю, – рассматривается в ГК как диспозитивный (п. 2 ст. 1031). Предусматривается лишь своего рода обязательный вводный инструктаж, который правообладатель должен провести с пользователем и его работниками (п. 1 ст. 1031). Такое решение позволит включить в сферу применения норм о коммерческой концессии различные договоры, которые, при всем своем сходст-ве с франчайзингом, трактуются законодательством и судебной практикой некоторых стран как отдельные виды предпринимательских договоров.
Нужно
отметить, что нормы Гражданского
кодекса о праве собственности на
объек-ты исключительных прав (интеллектуальной
собственности) не распространяются.12
3.1. Экономический смысл договора
Заключение
Договора дает возможность правообладателю
расширить свое влияние на рынке
(вытеснить конкурирующую
Пользователю
Договор позволяет вести
Результат,
аналогичный системе
Как
уже отмечалось, для договоров
коммерческой концессии характерны ограничи-тельные
условия, то есть условия, реализация которых
может привести к ограничению конкуренции
на соответствующем рынке. Чаще всего
такие условия связаны с закрепле-нием
за пользователем определенной территории,
на которой не могут действовать ни другие
пользователи, ни сам правообладатель,
либо с запретом для пользователя всту-пать
с правообладателем в конкуренцию как
самостоятельно, так и путем получения
аналогичных прав у конкурентов правообладателя
(причем этот запрет может действо-вать
в течение определенного срока и после
прекращения договора).14