Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:52, курсовая работа
Целью настоящего исследования является анализ института коммерческой концессии в гражданском праве РФ, выявление и научное осмысление наиболее спорных вопросов, а также анализ научно-теоретических предложений по совершенствованию гражданского законодательства РФ, регулирующего данный институт.
Целью настоящего исследования является анализ института коммерческой концессии в гражданском праве РФ, выявление и научное осмысление наиболее спорных вопросов, а также анализ научно-теоретических предложений по совершенствованию гражданского законодательства РФ, регулирующего данный институт.
– правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в Российской Федерации;
–
правообладатель
В первом случае договор регистрируется в органе, осуществившем регистрацию правообладателя. Во втором – в органе, осуществившем регистрацию пользователя.
«Несмотря
на указание пункта 1 статьи 165 ГК РФ, закон
не устанавливает, что не зарегистрированный
таким образом договор
3.4.2. Изменение и расторжение договора
Договор
коммерческой концессии может быть
изменён по общему правилу с согласия
обеих сторон (п.1 ст. 450 ГК РФ). Изменить
его в одностороннем порядке
можно лишь в случаях существенного
нарушения условий данного
При изменении Договора стороны вправе ссылаться на это изменение в отношениях с третьими лицами лишь с момента регистрации этого изменения, если не докажут, что третье лицо знало или должно было знать об изменении Договора (ст.1036 ГК РФ). Изменение Договора должно быть оформлено в письменной форме согласно п.1 ст. 452 ГК РФ.
Досрочное расторжение Договора, заключенного на срок, а также расторжение Договора, заключенного без указания срока, подлежит регистрации в том же порядке (п. 2 ст. 1037 ГК РФ).
3.4.3. Продление и перезаключение договора
Статья 1035 предусматривает право пользователя по срочному договору коммерческой концессии на заключение договора на новый срок. Данное положение защищает интересы пользователя как более слабой стороны договора. Находясь в зависимости от правообладателя, пользователь по окончании срока действия договора рискует оказаться в сложном положении: ему практически придется начинать свое дело с нуля, так как он более не сможет пользоваться средствами индивидуализации и коммерческим опытом правообладателя. Это было бы несправедливо, ведь пользователь вкладывал свои собственные средства в развитие предпринимательской деятельности правообладателя (в продвижение на рынок его товаров, работ или услуг, увеличение объемов его производства). Тем самым пользователь оказал услугу не только правообладателю, но и тому лицу, которое по окончании договора может занять его место в коммерческой системе правообладателя. Если в отношениях между пользователем и правообладателем выгода была по крайней мере взаимной, то за услугу, оказанную другому лицу, пользователь, разумеется, ничего не получит.
Таким образом, предоставление пользователю преимущественного права на заключение нового договора вытекает из экономического содержания франчайзинга и требований справедливости. Однако подобное преимущество пользователя не должно быть безусловным. В противном случае могут пострадать уже интересы правообладателя. Ведь нежелание правообладателя заключить с пользователем новый договор может объясняться достаточно вескими причинами: например, у правообладателя могут быть к пользователю претензии по исполнению прекратившегося договора. Правообладатель может также утратить интерес к тому рынку, в рамках которого работал пользователь, что в условиях современной экономики случается не так уж редко. Очевидно, что в подобных ситуациях не следует принуждать правообладателя к возобновлению с пользователем отношений по истечении срока договора.
Согласно статье 1035 правообладатель может отказать в заключении с пользователем нового договора в двух случаях:
-
если он докажет, что
-
если он обязуется в течение
трех лет не предоставлять
другим пользователям
Условие о надлежащем исполнении договора пользователем (п. 1 ст. 1035) имеет характер общего требования. Отдельные мелкие упущения и нарушения, которые могли иметь место при исполнении договора, не должны приниматься во внимание, если они не нанесли правообладателю сколько-нибудь серьезного ущерба и есть основания полагать, что в дальнейшем (после заключения нового договора) они не повторятся.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1035 правообладатель может отказать пользователю в заключении нового договора без объяснения причин, однако он не должен в течение трех лет после этого заключать аналогичные договоры применительно к той же территории с другими лицами. При нарушении правообладателем этого запрета пользователь получает право требовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду. Указанное право возникает у пользователя во всех случаях, когда территория исполнения нового договора, заключенного правообладателем с другим лицом, хотя бы частично совпадает с территорией, на которую распространялся прекратившийся договор.
Сложнее обстоит дело, если в прекратившемся договоре территория его исполнения не была определена. В этом случае она должна быть установлена исходя из общего смысла договора и фактических обстоятельств, относящихся к предпринимательской деятельности пользователя. Опосредуя прежде всего деятельность в сфере розничной торговли и обслуживания, «франчайзинг чаще всего имеет территориальный характер независимо от того, содержит ли договор специальное условие о территории использования комплекса исключительных прав»1.
Следует отметить также, что преимущественное право пользователя на заключение нового договора распространяется исключительно на договор коммерческой концессии. Если правообладатель, не заключивший с ним новый договор, в течение трехлетнего срока организует на той же территории сбыт своей продукции на основе комиссионных или агентских договоров с другими лицами, пользователь будет не вправе требовать возмещения убытков.
3.5. Прекращение договора коммерческой концессии
Договор коммерческой концессии прекращается как по общим основаниям прекращения обязательств, так и по специальным основаниям, указанным в главе 54. Одно из таких специальных оснований - несостоятельность (банкротство) любой из сторон договора (п. 4 ст. 1037). Поскольку договор коммерческой концессии относится к чисто предпринимательским договорам, действие его не может продолжаться, если одна из сторон утрачивает статус предпринимателя.
Договор коммерческой концессии также прекращается вследствие отпадения существенных элементов предоставленного по договору комплекса исключительных прав. К существенным элементам комплекса относятся права на фирменное наименование и коммерческое обозначение. Эти права считаются отпавшими, если правообладатель утратил их без приобретения других аналогичных прав. Право на фирменное наименование прекращается при ликвидации юридического лица (что согласно ст. 419 является общим основанием прекращения обязательств) или его реорганизации (за исключением случаев реорганизации, не влекущих прекращения юридического лица - обладателя фирменного наименования). Право на коммерческое обозначение утрачивается в случае его неиспользования в течение длительного срока.
Изменение правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения само по себе не влечет прекращения договора. «Однако учитывая, что при изменении существенного элемента комплекса исключительных прав договор в значительной степени утрачивает для пользователя ценность, он вправе потребовать уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения либо расторжения договора и возмещения убытков (ст. 1039)»31.
В
качестве оснований прекращения
концессионного договора допускается
его досрочное расторжение при
условии уведомления другой стороны
не менее чем за шесть месяцев. При этом
досрочное расторжение, как и прекращение
концессионного договора, заключенного
без указания срока, подлежат обязательной
государственной регистрации (п. 2 ст. 1037
ГК), как и соответствующее прекращение
пользования зарегистрированным объектом
исключительного права. С этого момента
договор считается утратившим силу для
третьих лиц, включая заказчиков пользователя.
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы отметить, что применение франчазинга в предпринима-тельской деятельности дает существенные преимущества как правообладателю (лицу, предоставляющему право использования своих средств индивидуализации и ноу-хау), так и пользователю (лицу, которому эти права предоставляются).
Для правообладателя франчайзинг является наиболее удобным средством расши-рения своего бизнеса, в том числе и в международном масштабе. Франчайзинг избав-ляет его от необходимости открывать огромное число филиалов или регистрировать предприятия на удаленных от него территориях, инвестировать средства в приобрете-ние недвижимости и других основных фондов, необходимых для осуществления соответствующей деятельности, нанимать работников. Вместе с тем предприятия, соз-данные пользователями, вливаются в интегрированную систему правообладателя, ко-торый сохраняет над ними практически такой же контроль, как если бы они в действи-тельности были его подразделениями или филиалами. Все это и дает возможность в течение относительно короткого срока создавать разветвленные сети фирменных магазинов, ресторанов или гостиниц.
Для
пользователя франчайзинг существенно
снижает предпринимательский
Нельзя не отметить и то, какие последствия имеет для потребителя широкое использование франчайзинга. С одной стороны, франчайзинг способствует насыще-нию рынка доброкачественными товарами и услугами. С другой - франчайзинговые соглашения могут привести к нарушению прав и интересов потребителей. Ведь сама идея франчайзинга основана на своеобразной подмене субъекта, когда пользователь выступает в обороте фактически под чужим именем - именем правообладателя, используя его фирменное наименование и товарные знаки. С этой точки зрения наиболее опасным для потребителя является производственный франчайзинг. Когда потребитель покупает товар, произведенный по лицензии (лицензионный товар), он, по крайней мере, отдает себе отчет в том, что этот товар произведен не обладателем товарного знака, а совсем посторонней фирмой, которая может и не обеспечивать ожи-даемого качества. Если же потребитель покупает товар, произведенный пользователем по договору коммерческой концессии, он чаще всего полагает, что товар произведен если не самим обладателем товарного знака, то хотя бы его дочерней компанией.
Необходимость защиты интересов потребителей и, в широком смысле, общест-венных интересов – одно из оснований законодательного регулирования франчайзин-га. В ГК эта задача реализуется через нормы о регистрации договора коммерческой ко-нцессии (п.2 ст.1028), об информировании потребителей и обеспечении надлежащего качества предлагаемых пользователем товаров, работ и услуг (ст.1032), об ответствен-ности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю (ст.1034).
Второе основание,
тесно связанное с первым, состоит
в необходимости защиты конкурентного
рынка от злоупотреблений, возможных
в связи с реализацией
Наконец, третье основание, характерное именно для нашей страны с ее переходной экономикой и своеобразным правовым менталитетом, заключается в том, что в отсутствие легального определения института и хотя бы исходного регулирования связанных с ним правоотношений (в том числе прав и обязанностей сторон по договору, условий его изменения и прекращения) практическое развитие этого института было бы существенно затруднено.