Конституционные основы организации судебной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Опыт цивилизованных стран свидетельствует о том, что чем выше положение суда в обществе, тем выше уровень законности и демократии в государстве, тем надежнее защищаются права и свободы человека и гражданина. Поэтому расширение компетенции судебной власти – необходимый процесс.

Содержание

Введение 2
1. Понятие и назначение судебной власти 5
2. Конституционные основы судебной власти 8
3. Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями 13
4. Президент Республики Беларусь и судебная власть 15
5. Правосудие, его отличительные черты 35
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaa_konstitucionnoe.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

курсовая конституционное

 

Конституционные основы организации судебной власти

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

 

Конституция  Республики Беларусь предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в пределах своих полномочий:они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.(ст.6 Конституции). Раздел 4 Конституции предоставляет право осуществления госуарственной власти Президенту Республики Беларусь, Парламенту, Правительству, Суду.

Таким образом, Конституцией определено, что судебная власть- один из видов государственной власти.

Термин «судебная власть»  употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть - это суд, система соответствующих  учреждений, тот или иной суд или  все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. В ряде случаев можно встретить рекомендации «обратиться к судебной власти» для защиты тех или иных интересов, разрешения спора и т. д. Глава 6 Конституции Республики Беларусь, носящая название «Суд», содержит статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, основы правового положения судей, ряд принципов судебной деятельности.

  Судебная власть - вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть- это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова «власть» истолковывается в основном значении как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования», «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо», «могущество, господство, сила».

Правовое  демократическое государство придерживается совершенно иных представлений о роли судебных учреждений. Рыночное хозяйство, основанное на частной собственности и свободе предпринимательства, безмерно расширяет сферу действия судов. Важнейшая задача государственной власти - охранять права и свободы человека- требует демократизации уголовного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование действий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуществления всех функций государства, она в то же время обретает независимость по отношению к другим ветвям власти. Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а также судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.

Судебная  власть в Беларуси весьма молода, но уже вполне утвердилась в нашей  стране. Об этом заявил президент А.Лукашенко, выступая перед участниками совместного  заседания президиума Верховного Суда и коллегии Министерства юстиции, посвященного анализу работы судов общей юрисдикции в минувшем году и определению путей их деятельности в 2001 году1. Президент отметил, что перед судейским корпусом стоит важная задача – сформировать целостную программу практической реализации изменений в республиканском законодательстве. Только за последнее время в силу вступили 18 новых кодексов, отвечающих современным тенденциям развития общества, подчеркнул он. В целом судейский корпус работает стабильно, являясь независимым и подчиненным только закону институтом государства. К одним из основных целей деятельности судей относятся качественное и своевременное рассмотрение дел, соблюдение этических норм поведения судей во время судебного заседания, строгой дисциплины. Несовместимы со статусом судьи коррупция, использование двойных стандартов. Глава государства отметил также необходимость повышения эффективности реализации решений судов. Президент призвал также более активно вводить в практику новые принципы судопроизводства.

Опыт цивилизованных стран свидетельствует о том, что чем выше положение суда в обществе, тем выше уровень законности и демократии в государстве, тем надежнее защищаются права и свободы человека и гражданина. Поэтому расширение компетенции судебной власти – необходимый процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и назначение судебной власти

 

Судебная власть представляет собой систему независимых  судов и судей как носителей  судебной власти. Содержанием судебной власти является юрисдикционная, правоприменительная  деятельность по разрешению правовых споров и конфликтов а также осуществление иных полномочий, связанных с отправлением правосудия.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть принадлежит только судам, образованным в установленном  порядке, и осуществляется независимо от законодательной, исполнительной властей. Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. Суды обеспечивают осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, хозяйственного, уголовного и административного судопроизводства, действуя на основе единых конституционных принципов правосудия.

В правовом государстве особое место занимает судебная власть как независимая, самостоятельная  ветвь государственной власти. Речь идет о суде (судах) как о судебной власти в силу того, что судебные органы, не подменяя законодательные и исполнительные органы государственной власти, являются эффективным элементом в механизме сдержек и противовесов, разрешая конфликты между ними и другими субъектами общественных отношений на основе конституции и закона. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений.

Суды  в правовом государстве, во-первых, разрешают конфликты, споры между  участниками общественных отношений  на основе Конституции и законов; во-вторых, осуществляют конституционный  контроль, т.е. проверку на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов, должностных лиц принципам и нормам Конституции; в-третьих, защищают, восстанавливают нарушенные права и свободы граждан и других субъектов общественных отношений;    в-четвертых, применяют меры юридической ответственности (конституционной, гражданской, административной, уголовной и т.п.) в виде наказания за содеянные правонарушения на основе закона и в установленном законом порядке, т.е. в форме конституционного, гражданского,  административного, уголовного судопроизводства.

Социальное  назначение судов - обеспечение надлежащего  правового режима во всех областях общественной жизни. По своим задачам  суды - правоохранительные органы, и  им принадлежит ведущее место  среди других органов государства, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка.

Существенное  значение в контексте действия принципов  правового государства имеет  институт судебного конституционного контроля за правомерностью законов  и других правовых актов и действий всех властей для обеспечения верховенства и прямого действия конституции в обществе и государстве.

В Конституции  РБ термин "судебная власть" раскрывается через ряд положений, охватывающих как организацию судебной системы, так и принципы деятельности судов. Наряду с этим термином в Конституции РБ употребляется термин "правосудие" (ст.115), которым обозначается содержание судебной деятельности, если она соответствует всем требованиям закона. Но следует иметь в виду, что в литературе оба термина нередко употребляются как идентичные.

Место судебной власти в системе органов государственной  власти Республики Беларусь в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 7 Конституции РБ. Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РБ и закону (ст.110 Конституции РБ ). В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит  судам и осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный Суд. Конституционный Суд даёт заключения о конституционности нормативных актов по предложениям Президента, Национального Собрания, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Совета Министров Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Конституционные основы судебной власти

 

Все конституции мира содержат разделы (главы) о судебной власти. Признание  этой ветви власти самостоятельным  предметом конституционного регулирования объясняется тем, что судебная власть является составной частью государственной власти. К тому же эта власть - власть, а не ординарная деятельность судебных органов - непосредственно воздействует на права и свободы человека, что требует конституционного установления ее пределов и принципов. Конституции обычно закрепляют гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью, организацию судебной системы и статус судей. Смысл возведения этих вопросов на уровень конституционного регулирования состоит в необходимости исключить возможность судебного произвола по отношению к гражданам, закрепить гарантии правосудия, создать иерархическую структуру, способную обеспечить возможность обжалования судебных решений и приговоров, а также - гарантировать независимость и высокий статус деятелей юстиции.

 Конституционные основы судебной власти в Республике Беларусь устанавливаются Конституцией Республики Беларусь, в частности, главой 6.

Статья 109 Конституции закрепляет принципы осуществления судебной власти только судом, определения судоустройства законом; построения системы судов на принципах территориальности и специализации. Осуществление правосудия только судом, установленный порядок образования суда, строго регламентируемая процедура рассмотрения дел обеспечивает законность и обоснованность судебных постановлений. Отступление от установленного порядка правосудия, в том числе создание чрезвычайных судов, недопустимо.

Статья 110 Конституции провозглашает принцип  независимости судей и подчинения их только закону. В законе “О судоустройстве и статусе судей” закреплены основные гарантии судейской независимости. Судьи разрешают переданные им дела самостоятельно, беспристрастно, без какого-либо постороннего влияния при соблюдении тайны совещательной комнаты. Судебная процедура служит гарантией всестороннего, объективного и полного рассмотрения всех вопросов судебного характера и одновременно ограждает суды от какого-либо неправомерного вмешательства в процесс отправления правосудия.

Статья 111 Конституции закрепляет принцип недопустимости совмещения судебной работы с предпринимательской деятельностью. Судьям не разрешается также выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской, не связанной с занятием штатной должности, быть депутатом.

Конституцией  установлен также принцип деполитизации  и департизации судей. Согласно статьи 36 судьи не могут быть членами  политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Подобная норма закреплена и  в Российской Федерации, где в Кодексе чести судьи установлено, что судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или иных политических акциях.

Статья 112 Основного Закона закрепляет принцип  законности применительно к судебной деятельности. Правосудие осуществляется на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных  актов. В Конституции 1994 года впервые закреплено положение о том, что если при решении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Таким образом, наряду с Конституционным Судом суды осуществляют контроль над конституционностью нормативных актов в государстве.

Одним из основных принципов судебной деятельности является принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел (ст.113 Конституции). Судебное  рассмотрение дел, как правило, осуществляется коллегиально (тремя и более судьями). Этим обеспечивается всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, вынесение законных и обоснованных судебных постановлений.

Единоличное рассмотрение обеспечивает соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дел, сокращает  расходы на судебное производство, повышает эффективность судебных решений, обеспечивает персональную ответственность за вынесенное решение. Такая форма судопроизводства экономична при разрешении мелких, очевидных правовых споров и конфликтов. Отечественный и мировой опыт показывает целесообразность сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел. Этот принцип Концепция судебно-правовой реформы 1992 года предусматривает в качестве одного из принципов модернизации белорусского судоустройства и судопроизводства

  Статья 114 Конституции закрепляет  принцип открытого разбирательства  дел во всех судах. Рассмотрение дел в судах осуществляется открыто, то есть в присутствии граждан, не являющихся участниками судебного процесса. Открытое судебное заседание предполагает возможность широкого осведомления общественности о ходе и результатах судебной деятельности путем публикации в печатных изданиях, теле и радиотрансляции, использовании иных средств массовой информации. Гласность судебного разбирательства является необходимым условием для осуществления общественного контроля за судебной деятельностью, выполнения судом его предупредительных и воспитательных задач.

Информация о работе Конституционные основы организации судебной власти