Заключение
Из всего вышеизложенного
можно сделать следующие выводы.
Судебная власть есть предоставленные специальным органами государства
- судам - полномочия по разрешению отнесенных
к их компетенции вопросов, возникающих
при применении права, и реализация этих
полномочий путем конституционного, гражданского,
уголовного, административного судопроизводства
с соблюдением процессуальных форм, создающих
гарантию законности и справедливости
принимаемых судами решений.
Судебная власть как
определенная функция суда обладает
рядом основных признаков:
1.Судебная
власть - вид государственной власти.
Она осуществляется государственными
органами, выражает государственную волю,
ее составляют государственно-властные
полномочия. В отличие от других видов
власти, реально влияющих на жизнь людей
(родительская власть, власть воспитателя,
«власть толпы», власть общественного
мнения, власть средств массовой информации-
«четвертая власть»), судебная власть-
одна из трех ветвей государственной власти,
установленная 'Конституцией и другими
законами.
2. Судебная власть
принадлежит только судам-государственным
органам, образуемым в установленном законом порядке,
формируемым из людей, способных на основе
соответствующей подготовки и своих личных
качеств осуществлять правосудие и реализовывать
судебную власть в иных формах. В состав
суда помимо судей, действующих на профессиональной
основе, могут входить представители народа,
временно исполняющие свои функции по
участию в отправлении правосудия.
3. Характерными чертами
судебной власти являются её
независимость, самостоятельность,
обособленность. При выполнении
своих функций судьи подчиняются только Конституции Республики
Беларусь и закону (ст. 110 Конституции РБ
). Никто не вправе давать судьям указания
о том или ином разрешении конкретного
дела, находящегося в их производстве.
Вмешательство в разрешение судебных
дел является преступлением против правосудия
и влечет за собой уголовную ответственность.
Независимость судебной власти одновременно
означает запрет каждому суду и судье
подчиняться воздействию с чьей-либо стороны
при рассмотрении конкретных дел и принятию
по ним решений, обязанность противостоять
попыткам такого воздействия. Самостоятельность
судебной власти означает, что судебные
функции суд не делит с какими-либо другими
органами, а решения суда не требуют чьих-либо
санкций или утверждения. Суды, осуществляющие
судебную власть, образуют самостоятельную
ветвь государственной власти.
4. Обособленность
судебной власти означает, что
суды образуют систему государственных
органов, не входящую в какую-либо
другую государственную структуру,
систему, не подчиненную при
выполнении своих функций кому-либо,
действующую в своей специфической сфере.
Это не означает, что суды изолированы
от законодательной я исполнительной
власти. Но их взаимодействие с другими
ветвями государственной власти осуществляется
в пределах законов, гарантирующих независимость
судей, выделивших суды в самостоятельную,
обособленную систему.
Список использованной литературы
- Конституция Республики Беларусь 1999 года с изменениями и дополнениями
- Уголовно – процессуальный кодекс Республики Беларусь.
- Закон “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” от 13января1995г.
- Закон “О Президенте Республики Беларусь ”от 21 февраля 1995 г.
- Закон “О хозяйственных судах в Республике Беларусь” от 9 декабря1998 г.
- Закон “О Конституционном Суде Республики Беларусь” от 30 марта 1994 г.
- Декрет от 9 сентября 1997г. №16 “О некоторых мерах по упорядочению материального и социального обеспечения служащих государственного аппарата и приравненных к ним лиц”
- Декрет от 21 октября 1997г. №20 “О съезде судей Республики Беларусь”
- Декрет от 4 декабря 1997г. №23 “О квалификационных коллегиях и дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь”
- Декрет от 21 января 1999г. №1 “О численном составе судей Верховного Суда”
- Декрет от 24 ноября 1999г. №41 “О военных судах Республики Беларусь и Военной коллегии Верховного Суда”
- Указ от 4 декабря 1997г. №625 “Об упорядочении оплаты труда судей, материально-техническом и кадровом обеспечении судов Республики Беларусь”
- Указ от 4 декабря 1997г.№626 “О некоторых мерах по упорядочению деятельности судов Республики Беларусь”
- Указ от 30 июня 1998г. №348 “О создании института переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции”
- Указ от 10 ноября 1998г. №540 “О создании хозяйственного суда г.Минска”
- Указ от 28 декабря 1999г. №772 “Об утверждении размеров надбавок к должностным окладам и окладов по воинским (специальным) и персональным званиям”
- Указ от 4 мая 1999г. №250 “О преобразовании судов районнов и городов обласного подчинения, имеющих общий административный центр”
- Указ от 21 апреля 1999г. №227 “Об увеличении численности судей по административным делам и исполнительным производствам в районных (городских) судах”
- Указ от 24 июня 1998г. №337 “Об увеличении численности судей и специалистов хозяйственных судов Республики Беларусь”
- Указ от 6 августа 1997г. №424 “Об увеличении количества судей в некоторых судах Республики Беларусь”
- Указ от 3 мая 19997г. №269 “Об установлении количества судей по административным делам и исполнительным производствам в районных (городских) судах”
- Указ от 19 февраля 1996г. №81 “О реорганизации военных судов Республики Беларусь”
- Указ от 25 января 1999г. №54 “О некоторых вопросах деятельности Верховного Суда”
- Положение о порядке осуществления помилования граждан, осужденных судами Республики Беларусь, утв. Указом ПРБ 03.12.1994 № 250.
- Судебная власть в Беларуси независима и подчинена только закону// Судовы веснiк, 2001г, №1 с.3.
- Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. –М., 1999 г.
- Судоустройство и правоохранительные органы в РФ./Швецов В. - М., 1996 г.
- Конституционное право Республики Беларусь: Курс лекций/ Сост. С.М. Сивец. – Мн.: БГУ, 2001.
1 Судебная власть в Беларуси независима
и подчинена только закону// Судовы веснiк,
2001г, №1 с.3.
1ООН: Права человека и борьба с преступностью.
Мн.,1990. С.279-281
1Советская Белоруссия, 12 июля 1996г.
1В.Карбалевич. Приватизированное государство//
Iнфармацыйна-аналiтычны бюлетэнь. 1998,
№5(107)