Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 21:51, курсовая работа
Опыт цивилизованных стран свидетельствует о том, что чем выше положение суда в обществе, тем выше уровень законности и демократии в государстве, тем надежнее защищаются права и свободы человека и гражданина. Поэтому расширение компетенции судебной власти – необходимый процесс.
Введение 2
1. Понятие и назначение судебной власти 5
2. Конституционные основы судебной власти 8
3. Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями 13
4. Президент Республики Беларусь и судебная власть 15
5. Правосудие, его отличительные черты 35
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Судьи Республики Беларусь обеспечиваются бесплатной форменной одеждой в порядке и на условиях, определяемых Президентом.
В целях обеспечения единых принципов и условий материального и социального обеспечения служащих государственного аппарата и приравненных к ним лиц Декрет Президента №16 от 9 сентября 1997 года установил, что вознаграждения государственных служащих за публикацию и за выступление в качестве государственного служащего, а также за публикации и выступления, в которых использованы материалы (сведения), полученные в связи с исполнением служебных обязанностей, могут выплачиваться в порядке, определяемым Правительством, по согласованию с Президентом. Декретом урегулировано время выхода в отставку служащих госаппарата. Так, Председатели Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда имеют право на отставку в определенном законодательством порядке независимо от времени нахождения в должности. Судьи Конституционного Суда, общих, хозяйственных и иных предусмотренных законами судов - при наличии общего трудового стажа для мужчин не менее 30 лет, для женщин – не менее 25 лет и стажа работы в качестве госслужащего не менее 20 лет. Право на отставку по указанному основанию может быть реализовано только один раз.
Декрет также определяет порядок предоставления служебных помещений судьям и прокурорским работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Лицам, проработавшим на должностях, дающих право на получение служебных жилых помещений, от 10 до 20 лет (судьям Конституционного Суда – от 8 до 11 лет) , жилое помещение предоставляется (предоставляемое служебное помещение передается) в пользование по договору найма, а проработавшим на указанных должностях свыше 20 лет (из них не менее 10 лет после вступления в силу указанного Декрета) передается в собственность бесплатно с учетом жилищной квоты (суммы квот), установленной законодательством. В случае освобождения от исполнения обязанностей (увольнения) судьи или прокурорского работника в связи с невозможностью исполнения своих обязанностей по состоянию здоровья или признания его недееспособным в определенном законом порядке, ликвидации госоргана, сокращения численности или штатов, а также в случае гибели (смерти) судьи или прокурорского работника в связи с исполнением служебных обязанностей предоставленные служебные помещения передаются в пользование по договору найма независимо от стажа его работы на соответствующей должности. В случае гибели (смерти) судьи или прокурорского работника в связи с исполнением служебных обязанностей членам семьи погибшего (умершего), состоящим вместе с ним на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и сохранившим право состоять на таком учете, в течение 6 месяцев со дня гибели (смерти) судьи или прокурорского работника предоставляется благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма.
Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда обеспечиваются жилыми помещениями Управлением делами Президента Республики Беларусь, а судьи иных судов и прокурорские работники – соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. Госслужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются льготные кредиты для строительства (приобретения) индивидуального жилого дома или квартиры в порядке, определяемом законодательством. Декретом установлено, что акты законодательства по вопросам материального и социального обеспечения государственных служащих, следствием принятия (издания) которых может быть создание или увеличение расходов государственных средств, принимаются (издаются) лишь с согласия Президента либо по его поручению - Правительства.
Ст.76 Закона о судоустройстве и статусе судей говорит, что денежное обеспечение судьи гарантирует условия независимого исполнения им служебных обязанностей и содействует закреплению квалификационных кадров. Однако норма, закрепляющая подобные положения, часто подвергается критике, особенно представителями оппозиционных кругов. Так, кандидат исторических наук В.Карбалевич отмечает по этому поводу, что “суды оказались в полной зависимости, начиная от назначения судей до обеспечения их помещениями, транспортом, предоставления им жилья…”1
4. Декретом Президента от 4 декабря 1997 года №23 “О квалификационных коллегиях и дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь” устанавливалось, что Положение о квалификационных коллегиях судей судов Республики Беларусь и Положение о дисциплинарной ответственности судей утверждается Президентом. Положение о квалификационных коллегиях судей, утвержденное Указом от 4.12.1997г. №626, разработанное в целях обеспечения соблюдения принципа независимости судей, совершенствования работы по подбору кандидатов на должности судей, их аттестации и повышению квалификации, закрепляет, что квалификационные коллегии образуются в целях поддержания высоких профессиональных и моральных стандартов среди судей, усиления гарантий их независимости и высокого престижа судейского труда. Положение определяет порядок избрания квалификационных коллегий судей Верховного Суда, областей (г.Минска), военных судов, хозяйственных судов (п.3 указанного Положения), срок действия квалификационных коллегий (п.4), а также их полномочия, порядок рассмотрения материалов, поступивших в квалификационную коллегию, а также иные вопросы, касающиеся ее деятельности.
Президент Указом №626 утвердил также Положение о квалификационной аттестации и квалификационных классах судей судов Республики Беларусь. Квалификационная аттестация проводится с целью объективной оценки уровня профессиональных знаний судьи и умения применять их при осуществлении правосудия, деловых качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым Конституцией и принятым в соответствии с ней актами законодательства. Положением установлено, что Председатели Верховного и Высшего Хозяйственного Суда квалификационной аттестации не подлежат.
П.14
Положения устанавливает
Положение о дисциплинарной ответственности судей определяет основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Положение действует в отношении всех судей, за исключением судей Конституционного Суда. Положение устанавливает, что Президентом возбуждается дисциплинарное производство в отношении Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда в порядке, определяемом Главой государства. По решению Президента дисциплинарное производство возбуждается также в отношении других судей. При этом необходимо проверить сведения о дисциплинарном проступке судьи путем получения от него и других лиц письменных объяснений, истребования материалов судебных дел и ознакомления с ними. При этом судья вправе предоставить дополнительные объяснения либо заявить ходатайство о проведении дополнительной проверки. Отказ в ходатайстве сообщается в письменной форме. Отказ судьи от дачи письменного объяснения не является препятствием к возбуждению дисциплинарного производства.
Квалификационная коллегия судей, рассматривая дело о дисциплинарных проступках судей, при вынесении одного из решений, предусмотренных п.9 указанного Положения, направляет копию решения по делу о дисциплинарной ответственности в трехдневный срок с момента его вынесения судье, в отношении которого оно вынесено, и лицу, возбудившему дисциплинарное производство, а в отношении судей Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда – Президенту и Совету Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
Научная организация труда в судах предполагает постепенное совершенствование профессиональной квалификации судей в целях достижения последними профессионального мастерства. Необходимым условием сохранения профессиональной квалификации и ее повышения является непрерывное образование. Ст.9 Кодекса чести судьи от 15.12.1997г., принятого I съездом судей, рассматривает повышение квалификации обязанностью судьи. В связи с этим Президентом был идан Указ №348 от 30 июня 1998г. “О создании института переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции”, который постановил создать в БГУ Институт переподготовки и повышения квалификации как учебный, научный и методический центр. В настоящее время в этом Институте проходят повышение квалификации 2 группы слушателей, а с января 2001г. группа судей проходит специальную подготовку по делам о преступлениях несовершеннолетних. Указом Совету Министров было поручено внести Президенту предложение о создании в БГУ колледжа по подготовке работников аппарата судов, органов юситции и прокуратуры. Указом от 31.12.1998г. №632 был создан юридический колледж в БГУ, основная цель которого – обеспечение подготовки юридических кадров со средним специальным образованием для работы в аппаратах судов, органах юстиции и прокуратуры.
5. Особое
место в системе органов
Институт судебного конституционного контроля в истории Беларуси впервые получил законодательное закрепление в Конституции 1994 года. Главная его задача – осуществление контроля за конституционностью нормативных актов в государстве. Важнейшее предназначение Конституционного Суда – правовая охрана нормативного акта высшей юридической силы - Конституции. Конституционный Суд призван обеспечивать верховенство Конституции как Основного закона государсва, утверждение конституционной законности в правотворчестве и правоприменении.
Помимо назначения половины судей Конституционного Суда и Председателя Конституционного Суда, существуют и иные формы взаимодействия этого Суда и Главы государства. Согласно ст.116 Конституции, Конституционный суд по предложениям президента, Палаты Представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров Республики Беларусь дает
Правосудие – это форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом гражданских, административных, уголовных дел, а также конституционно-правовых споров.
В основе организации деятельности судов лежат принципы правосудия. Они определяют не только собственно организацию, устройство судебных органов - порядок формирования судейского корпуса, правовой статус судей, структуру и полномочия судов, но и организацию самого процесса осуществления правосудия. Правосудие в Республике Беларусь строится на демократических принципах, отражающих сущность и задачи демократического, правового государства и закрепленных в Конституции Республики Беларусь.
Важнейшими конституционными принципами правосудия в Республике Беларусь являются:
1) Осуществление правосудия только судом (ст. 109).
2) Осуществление
правосудия в точном
3) Положение о порядке назначения судей (ст.111).
4) Право граждан на судебную защиту (ст.60 ).
5) Равенство граждан перед судом и законом (ст.22 ).
6) Независимость судей и подчинение их только закону (ст. 110).
7) Коллегиальность
рассмотрения дел и
(ст.113).
8) Открытое разбирательство дел во всех судах (ст. 114).
9) Равенство
сторон и состязательность
10) Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст62).
11) Презумпция невиновности (ст.26).
12) Всестороннее,
полное и объективное
Рассмотрим подробнее наиболее важные из этих принципов.
Одним из важнейших принципов правосудия в Республике Беларусь
является осуществление
Республике Беларусь нет никаких иных, кроме судов, органов, которые
располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела Принцип осуществления правосудия только судом – важнейшая гарантия обеспечения законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций.
Независимость судей – конституционный принцип правосудия, означающий, что судьи разрешают дела только на основе Конституции и закона в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие на них. Принцип подчинения судей только Конституции и закону неразрывно связан с предусмотренным Конституцией Республики Беларусь (ст.112) положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного акта Конституции, принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.
Несменяемость судей – это конституционный принцип правосудия, означающий, что судьи не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия, что не исключает смещения в порядке особой процедуры (с согласия квалификационной коллегии судей) тех судей, которые признаны виновными в совершении преступления или проступка, не совместимого с занимаемой должностью.
Открытость (гласность) судебного разбирательства – это конституционный принцип правосудия, означающий, что при судебном разбирательстве дела могут свободно присутствовать граждане и представители средств массовой информации.
Закрытые судебные заседания допускаются в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.
Состязательность и
Информация о работе Конституционные основы организации судебной власти