Контрольная работа по "Жилищному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 16:51, контрольная работа

Краткое описание

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регулируется Жилищным кодексом Республики Беларусь от 22 марта 1999г. № 248-З (Глава 3) (далее – Жилищный кодекс РБ), Положением «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда», утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 № 565 с изм. и доп. от 30 декабря 2011 г. № 621 (далее – Положение).

Содержание

1. Право граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий: общие положения 3

2. Ответственность за нарушение жилищного законодательства 12

3. Приватизация жилищного фонда: понятие, основные принципы и условия приватизации жилья 18

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

жилправо2.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

3. наличие причинной  связи между поведением  причинителя  вреда и наступившим ущербом;

4. наличие вины  в действиях правонарушителя,  кроме случаев, когда вред причинен  источником повышенной опасности.  При данных обстоятельствах ответственность  наступает независимо от вины.

Ущерб, причиненный  правонарушением в сфере жилищных правоотношений, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (законные представители).

Согласно статье 951 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З лицо, ответственное за причинение вреда, может возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.[ГК]

В Жилищном кодексе  РБ ответственности за нарушения  в сфере жилищного права посвящены  статьи 125-126 главы 7. Статья 125 «Ответственность за нарушение жилищного законодательства Республики Беларусь» предусматривает, что юридическая ответственность наступает в соответствии с Жилищным кодексом, административным, уголовным и иным законодательством Республики Беларусь.

В статье 126 перечислены виды правонарушений, за которые в области жилищных отношений предусматривается ответственность:

нарушение порядка  принятия граждан на учет нуждающихся  в улучшении жилищных условий, снятия с учета и предоставления жилых  помещений;

нарушение правил выделения земельных участков под  жилищное строительство;

нарушение правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых помещений и вспомогательных помещений жилого дома, пожарной безопасности и иных правил;

самовольное переустройство и перепланировку жилых помещений  и использование их не по назначению;

самовольное строительство  жилых помещений;

нарушение правил регистрации организаций граждан-застройщиков;

нарушение правил эксплуатации жилых помещений, инженерного  оборудования, бесхозяйственное их содержание;

порчу жилых  помещений, инженерного и иного  оборудования, конструктивных элементов жилого дома, объектов благоустройства;

нарушение права  на неприкосновенность жилища;

самоуправство в реализации своих интересов  и ущемление законных прав и интересов  других граждан и их организаций;

другие правонарушения, установленные законодательными актами Республики Беларусь.

В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З (далее – КоАП РБ) перечислены виды правонарушений при:

- пользовании жилыми помещениями или содержании жилых и вспомогательных помещений жилого дома

Часть 1 статьи 21.16 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями или содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома (за исключением оплаты за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт), конструктивных элементов и инженерных систем в виде штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо - от тридцати до пятидесяти базовых величин;

- содержании собак, кошек и (или) хищных животных

Нарушение правил содержания собак, кошек и (или) хищных животных - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до пятнадцати базовых величин. То же нарушение, повлекшее причинение вреда здоровью людей или имуществу, - влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест. (Статья 15.47 КоАП РБ);

- благоустройстве и содержании населенных пунктов

В ст. 21.14 КоАП РБ перечислены нарушения правил благоустройства и содержания населенных пунктов:

1. Загромождение  улиц, площадей, дворов, других земель  общего пользования строительными  материалами и другими предметами - влечет наложение штрафа в размере до пяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от пяти до десяти базовых величин, а на юридическое лицо - от десяти до двадцати базовых величин;

2. Нарушение  других правил благоустройства  и содержания населенных пунктов  - влечет наложение штрафа в размере до двадцати пяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от двадцати до ста базовых величин;

- строительстве  (самовольное занятие земельного участка, отступление от утвержденного архитектурного проекта, самовольное внесение изменений в утвержденный строительный проект или отступление от него, самовольное строительство)

Самовольное занятие  земельного участка - влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо - от пятидесяти до трехсот базовых величин (статья 23.41 КоАП РБ).

В соответствии со ст. 21.12 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь самовольное строительство жилых домов, производственных, хозяйственных, культурно-бытовых или иных строений и сооружений влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин;

- самовольном переустройстве и перепланировке жилых помещений и использовании их не по назначению, нарушении архитектурного решения фасада здания или сооружения

Статья 21.16 Кодекса предусматривает ответственность за самовольные переоборудование или перепланировка жилых помещений, в том числе инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций, а также использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания в виде штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо - от тридцати до пятидесяти базовых величин. Самовольные переоборудование или перепланировка жилых помещений, приведшие к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также переоборудование вентиляционных шахт и каналов влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от пятидесяти до семидесяти базовых величин и т.д.

Административная ответственность предусмотрена и за самоуправство, т.е. за самовольное осуществление своего действительного или предполагаемого права, совершенное с нарушением порядка, установленного законодательством Республики Беларусь, - наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.

Одним из видов  правонарушений в жилищной сфере  является согласно ст.23.53. Кодекса об административных правонарушениях проживание без регистрации либо без документов, удостоверяющих личность. Проживание без регистрации по месту жительства или по месту пребывания в случаях, когда регистрация по месту пребывания является обязательной, -влечет предупреждение. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, -влечет наложение штрафа в размере от двух до четырех базовых величин. Проживание без документов, удостоверяющих личность, либо по недействительным документам, удостоверяющим личность, - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.[КоАП]

Ответственность за нарушение неприкосновенности жилища и иных законных владений граждан предусмотрена уже в Уголовном кодексе Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З (статья 202), в соответствии с которой незаконное вторжение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц либо иное нарушение неприкосновенности законных владений граждан –наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до трех месяцев. Те же деяния, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, – наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев.

Самовольное осуществление  своего действительного или предполагаемого  права, совершенное с нарушением установленного правовым актом порядка (самоуправство), причинившее ущерб в крупном размере либо существенный вред правам и законным интересам граждан или государственным и общественным интересам (самоуправство), –наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев (статья 383 Уголовного кодекса РБ). Крупным размером ущерба в настоящей статье признается размер ущерба на сумму, в сто и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.[УК]

На основании  вышеизложенного можно сделать  вывод о том, что обязательными  условиями наступления ответственности  за нарушение жилищных обязательств являются:

1. противоправное поведение причинителя вреда;

2. наличие убытков (ущерба). Нарушением жилищных обязательств может быть причинен имущественный (например, разрушение и порча жилого помещения) и моральный вред (например, создание обстановки невозможности совместного проживания);

3. наличие причинной  связи между поведением  причинителя  вреда и наступившим ущербом;

4. наличие вины  в действиях правонарушителя,  кроме случаев, когда вред причинен  источником повышенной опасности.  При данных обстоятельствах ответственность  наступает независимо от вины.

Ответственность за нарушение жилищного законодательства Республики Беларусь устанавливается Жилищным кодексом РБ, административным, уголовным и иным законодательством Республики Беларусь, где сформулированы конкретные составы правонарушений и преступлений в сфере жилищных правоотношений..

 

 

 

3. Приватизация  жилищного фонда: понятие, основные принципы и условия приватизации жилья

 

Экономические, правовые, социальные условия и порядок приватизации государственного жилищного фонда на территории Республики Беларусь определяет Закон «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» от 16 апреля 1992 г. № 1593-XII (далее – Закон «О приватизации»). Он направлен на создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также на обеспечение эффективного использования и содержания жилищного фонда.

Под приватизацией жилищного  фонда согласно ст. 1 Закона «О приватизации» понимается приобретение в собственность занимаемых гражданами жилых помещений государственного жилищного фонда. 

Субъектами приватизации являются граждане Республики Беларусь, а также  иностранные граждане и лица без  гражданства, которые постоянно  проживают на территории Республики Беларусь.

Объектами приватизации являются жилые помещения государственного жилищного фонда.

Не подлежат приватизации:

  • жилые помещения в общежитиях;
  • служебные жилые помещения, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
  • жилые помещения специального служебного жилищного фонда;
  • жилые помещения государственного жилищного фонда, предоставленные по срочному договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда лицам, обязанным согласно постановлению суда возмещать расходы по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении;
  • жилые помещения, находящиеся в зоне эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения на территориях радиоактивного загрязнения. При этом граждане, проживающие в зоне с правом на отселение, при наличии оснований и желания переселиться на постоянное жительство в другие населенные пункты, не имеют права приватизировать занимаемые ими жилые помещения;
  • жилые помещения, находящиеся в реконструируемых или капитально ремонтируемых жилых домах, в случае перепланировки (переоборудования) квартир при проведении работ по реконструкции (капитальному ремонту) дома на период с момента начала производства работ и до окончания работ;
  • жилые помещения, занимаемые военнослужащими воинских частей, выведенных или подлежащих выводу за пределы Республики Беларусь, либо военнослужащими, выбывающими за пределы Республики Беларусь для прохождения военной службы в вооруженных силах других государств, либо членами семей таких военнослужащих;
  • специальные жилые помещения;
  • жилые помещения социального пользования;
  • жилые помещения, расположенные в обособленных военных городках, определяемых Министерством обороны Республики Беларусь;
  • жилые помещения, расположенные в зданиях, выделенных для размещения органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
  • жилые помещения, находящиеся в собственности Республики Беларусь и расположенные на территории иностранных государств;
  • жилые помещения в иных случаях, установленных законодательными актами.

Информация о работе Контрольная работа по "Жилищному праву"