Содержание
Введение ……………………………………………………………………… |
2 |
1 Авторское право
как институт гражданского права…..……………... |
5 |
1.1 Понятие авторского права
………………………………………….. |
5 |
1.2 История возникновения российского
авторского права …………. |
9 |
1.3 Общие положения авторского
права ……………………………… |
14 |
2 Личные неимущественные права авторов
произведений литературы, науки, искусства ……………………………………………. |
18 |
2.1 Исключительное право на произведение
…………………………. |
18 |
2.2 Право авторства и право на имя …………………………………… |
25 |
2.3 Право на неприкосновенность произведения
…………………….. |
27 |
2.4 Право на обнародование произведения
………………………….... |
30 |
2.5 Право на отзыв ……………………………………………………… |
33 |
Заключение ………………………………………………………………….. |
42 |
Список используемых источников ……………………………………….. |
44 |
Введение
Авторское право - один из институтов
гражданского права. Регулируемые им имущественные
и личные неимущественные отношения связаны
с созданием и использованием произведений
литературы, науки и искусства. Авторское
право как самостоятельный институт решает
конкретные задачи, которые включают в
себя всемирную охрану имущественных
и личных неимущественных прав и законных
интересов авторов; обеспечение правовыми
средствами наиболее благоприятных условий
для создания научных и художественных
произведений; широкое использование
их обществом.1
В современном мире информатизации,
инноваций и «мозговых штурмов» представляется
примечательным феномен интеллектуальной
собственности. Уникальные свойства этого
в определенном смысле абстрактного объекта
обусловливают имманентные особенности
в правовом регулировании. Безусловно,
интеллектуальная собственность в аспекте
имущественных интересов представляет
собой не менее продуктивный предмет,
чем привычные объекты материальной собственности. 2
Актуальность выбранной работы
обуславливается тем, что личные неимущественные
права субъектов интеллектуальной собственности
- авторов произведений, литературы, науки,
искусства - являются истоком и базисом
имущественных прав, заслуживают не меньшего
внимания. Только при их осуществлении
и грамотном правовом регулировании возможно
полноценное использование имущественных
правомочий.
Личные неимущественные права,
согласно российскому законодательству,
не отчуждаемы и, следовательно, не обратимы.
Вместе с тем нельзя сказать, что они не
имеют ценности. Личные неимущественные
права переплетаются с правами имущественными,
так как при нарушении личных прав могут
быть взысканы определенные денежные
суммы.
Объектом исследования курсовой
работы являются личные неимущественные
права авторов произведений литературы,
науки, искусства.
Предмет исследования – основные черты
и характерные особенности отдельных
личных неимущественных прав авторов
произведений литературы, науки, искусства,
кроме того их правовое регулирование.
Методологической основой исследования
послужили такие методы познания, как:
специально-юридический, сравнительно-правовой,
исторический и другие приемы обобщения
научного материала и практического опыта.
Целью данной курсовой работы является
получение ясного представления о предмете
исследования, а именно, выявление сущностных
характеристик одной из фундаментальных
категорий интеллектуальной собственности
- неимущественных прав авторов, рассмотрение
состава отдельных правомочий, указанных
в отечественном законодательстве.
Для этого необходимо решить
следующие задачи:
- дать четкое понятие авторскому
праву;
- рассмотреть историю возникновения российского авторского права;
- рассмотреть общие положения авторского права;
- рассмотреть и проанализировать
личные неимущественные права авторов
произведений литературы, науки, искусства;
- сформулировать собственные
выводы по выбранной теме.
1 Авторское право
как институт гражданского права
- Понятие авторского права
Термин «авторское право» понимается
в двух значениях: а) в объективном смысле
авторское право - это совокупность правовых
норм, регулирующих отношения, возникающие
в связи с созданием и использованием
произведений литературы, науки и искусства;
б) в субъективном смысле под авторским
правом понимается совокупность субъективных
прав, возникающих у автора в связи с созданием
конкретного произведения литературы,
науки и искусства.3
Можно выделить следующие принципы
авторского права как совокупности правовых
норм:
а) принцип свободы творчества;4
б) принцип сочетания личных
интересов автора с интересами общества;
в) принцип неотчуждаемости
личных неимущественных прав автора;
г) принцип свободы авторского
договора.
Основной задачей авторского
права является с одной стороны обеспечение
интересов авторов и их правопреемников,
а с другой стороны - интересы общества
в целом, предоставляя доступ к сокровищам
мировой культуры.
Как совокупность правовых
норм авторское право является составной
частью гражданского права. Соответственно
на авторско-правовые отношения распространяют
свое действие общие положения гражданского
права и в первую очередь положения обязательственного
права, регулирующие права и обязанности
сторон при заключении договоров об отчуждении
исключительных прав на охраняемые авторским
правом произведения и лицензионных договоров.
В частности, нормы обязательственного
права регулируют такие вопросы как права
и обязанности сторон, участвующих в договоре,
ответственность, наступающую в случае
неисполнения договора и т.д. Обычными
являются также условия об объеме правомочий
на использование произведений, территория
использования, срок использования.5
В соответствии с нормами действующего
законодательства использование охраняемых
авторским правом произведений, как на
территории России, так и в других странах,
может осуществляться только с согласия
автора или его правопреемников (кроме
случаев, прямо указанных в законе).
Такое согласие дается в форме
договора, который заключается между автором
(правопреемником), с одной стороны, и организацией,
предполагающей использовать созданное
им произведение, с другой стороны. При
заключении подобных договоров происходит
отчуждение определенных авторских правомочий
(исключительного права на использование
и распоряжение произведением, а также
права на использование произведения
по лицензионному договору) от автора
к другим лицам. Эти правомочия могут рассматриваться
как товар особого рода и являются предметом
заключаемых договоров.
В соответствии с положениями
международных соглашений об авторском
праве, членом которых является Россия,
к охраняемым на основе этих положений
произведениям применяются нормы авторского
права страны использования произведения.
Авторское право определяет, какие произведения
и как долго охраняются, а также подробно
регламентирует права авторов и других
правообладателей произведения.6 Поэтому нормы авторского права
являются определяющими в правовом смысле
в отношении того, надо или не надо заключать
договор на приобретение прав. При этом
использование произведений российских
авторов за пределами России осуществляется
на основании соответствующего зарубежного
законодательства. Поскольку авторское
право подавляющего числа стран, участвующих
в международной системе охраны авторских
прав, отличается от авторско-правовых
норм, установленных в нашей стране, различен
и характер использования произведений
в России и за ее пределами.
Однако, кроме норм авторского
права, при заключении конкретных договоров
об отчуждении исключительного права
и договоров на использование произведений
(лицензионных договоров) большое значение
имеют, как уже отмечалось, как общие нормы главы 69 ГК РФ, так и общие нормы обязательственного
(гражданского) права (раздел III ГК РФ «Общая часть обязательственного
права»). Так, все отношения сторон, которые
прямо не предусмотрены договором, регулируются
нормами того обязательственного права,
которое будет применяться к договору
(то есть либо право России, либо страны
проживания контрагента). Вопрос об этом
стороны могут решить путем определенной
записи в договоре. Если такой записи нет,
то могут применяться так называемые коллизионные
нормы, то есть нормы, позволяющие определить,
право какой страны должно применяться
в подобных случаях.
Термин «авторское право» не
следует понимать буквально. По законодательству
большинства стран автор может уступить
все или отдельные права на созданное
им произведение. Поэтому на практике
применяется такое понятие, как правообладатель
на произведение, которым может быть как
юридическое, так и физическое лицо. При
издании произведения определить правообладателя
на произведение можно с помощью надписи,
сделанной рядом со знаком охраны авторского
права c на титульном листе изделия.7
Гражданин признается субъектом
авторского права с момента создания произведения
в какой-либо объективной форме. Это значит,
что для признания авторского права за
кем-либо не требуется соблюдения каких-либо
формальностей (таких как депонирование
экземпляра произведения, регистрация
произведения в специальном органе, уплата
сборов и т.д.).
В ст. 1300 вводится понятие «информация
об авторском праве», под которой признается
любая информация, которая идентифицирует
произведение, автора или иного правообладателя,
либо информация об условиях использования
произведения, которая содержится на оригинале
или экземпляре произведения, приложена
к нему или появляется в связи с сообщением
в эфир или по кабелю либо доведением такого
произведения до всеобщего сведения, а
также любые цифры и коды, в которых содержится
такая информация. Указанная статья направлена
на защиту информации об авторском праве.
В этой же статье говорится о запретах
ее удаления и изменения. Согласно п. 2 ст. 1300 ГК в отношении произведений
не допускается:
1) удаление или изменение
без разрешения автора или
иного правообладателя информации
об авторском праве;
2) воспроизведение, распространение,
импорт в целях распространения,
публичное исполнение, сообщение
в эфир или по кабелю, доведение
до всеобщего сведения произведений,
в отношении которых без разрешения
автора или иного правообладателя
была удалена или изменена
информация об авторском праве.
По существу она повторяет положения ст. 1271 ГК, посвященной знаку охраны
авторского права, однако последнюю можно
рассматривать как частный случай ст. 1300 ГК РФ, поскольку она охватывает
более широкий спектр идентифицирующей
информации. Причем такая информация может
быть как широкодоступной форме, так и
в закрытом, кодированном виде.8
Термин «авторское право» в
данном случае включает весь комплекс
интеллектуальных прав (исключительные
права и личные неимущественные). Сюда
же относится информация о любом другом
правообладателе на произведение, которому
были отчуждены исключительные права.
Цель указанной статьи - профилактика
правонарушений в отношении произведений,
охраняемых авторским правом.
- История возникновения российского авторского права
Правовое положение авторов
произведений науки, литературы и искусства
обеспечивается законодательно закрепленной
совокупностью личных неимущественных
и исключительных имущественных прав.
В большинстве стран личные неимущественные
права бессрочны и неотделимы от личности
автора, а исключительные имущественные
права ограничены сроком действия и могут
быть переданы иным лицам полностью или
в части исключительным или неисключительным
способом.
Если рассмотреть историю возникновения
российского авторского права, то в эволюции
авторского права России можно выделить
3 периода9:
- имперский период - с 1828 г. по
1917 г.;
- советский период - с 1917 г. по
1990 г.;
- современный период - с 1991 г.
Имперский период. Первое законодательство Российской
империи в области авторского права принято
22 апреля 1828 г. и относилось к сочинителям
и издателям книг. 8 января 1830 г. появилось
«Положение о правах сочинителей, переводчиков
и издателей», 9 января 1845 г. – «Правила
о музыкальной собственности», а 1 января
1846 г. – «Положение о собственности художественной».
С 1887 г. все нормы авторского права перенесены
в Свод Законов Российской Империи в приложение
к ст. 420 "О праве собственности на произведения
наук, словесности, художеств и искусств".
Последний Закон Российской
империи «Об авторском праве» принят 20
марта 1911 г. Этот прогрессивный для своего
времени закон лишь в некоторых отношениях
не следовал международным нормам. В частности,
допускался свободный перевод зарубежных
произведений, не устанавливалась охрана
кинематографических произведений и т.д.
Эти и другие особенности Закона не соответствовали
положениям Бернской конвенции, к которой большинство интеллектуальной
элиты России не считало необходимым присоединяться,
поскольку выгоды членства в Бернском
союзе были не ясны, а потери для переводчиков
и просветителей - несомненны. Многие именитые
литераторы, выступая против членства
в Бернском союзе, успешно применяли принципы
двойного стандарта и охраняли свое авторское
право посредством зарубежного законодательства
и зарубежной издательской и судебной
практики.