Личные неимущественные права авторов произведений литературы, науки, искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.1

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
2
1 Авторское право как институт гражданского права…..……………...
5
1.1 Понятие авторского права …………………………………………..
5
1.2 История возникновения российского авторского права ………….
9
1.3 Общие положения авторского права ………………………………
14
2 Личные неимущественные права авторов произведений литературы, науки, искусства …………………………………………….
18
2.1 Исключительное право на произведение ………………………….
18
2.2 Право авторства и право на имя ……………………………………
25
2.3 Право на неприкосновенность произведения ……………………..
27
2.4 Право на обнародование произведения …………………………....
30
2.5 Право на отзыв ………………………………………………………
33
Заключение …………………………………………………………………..
42
Список используемых источников ………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Отредактированный курсовой по ГП.docx

— 91.93 Кб (Скачать файл)

Современники признавали, что наибольшее влияние на Закон Российской империи «Об авторском праве» оказало германское законодательство и в некоторой мере - французское.

Несмотря на долгое забвение, ряд положений Закона Российской империи «Об авторском праве» впоследствии были воплощены в законодательстве СССР, а затем и в законодательстве Российской Федерации и стран СНГ.

Советский период. После крушения Российской империи правоотношения в сфере авторского права регулировались декретами и постановлениями Совета Народных Комиссаров (СНК), которые существенно ограничили права авторов.

В соответствии с Декретом СНК «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях» от 26 ноября 1918 г. любое произведение могло быть признано достоянием республики. При издании произведения автору мог выплачиваться гонорар, а в случае смерти автора нуждающиеся и нетрудоспособные родственники имели право на получение материальной помощи через губернские отделы социального обеспечения в размере прожиточного уровня10.

На основании вышеназванного декрета 16 августа 1919 г. постановлением Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпроса) «О национализации музыкальных произведений некоторых авторов» были признаны достоянием РСФСР произведения 17 русских композиторов. В постановлении устанавливалось, что «наследники произведений национализированных авторов вознаграждаются согласно существующим законам». 18 января 1923 г. Наркомпрос постановлением «Об объявлении государственной монополии на издание произведений некоторых писателей» закрепил за собой право на издание произведений 47 русских писателей «на все время», причем «наследники произведений национализированных авторов вознаграждаются согласно существующим законам». Впоследствии Наркомпрос признал достоянием РСФСР все произведения Г.В. Плеханова и все переводы произведений Э. Синклера.

Первый советский закон об авторском праве был принят 16 февраля 1925 г. в форме постановления Президиума Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и СНК СССР «Об основах авторского права». На основании этого постановления Всероссийский ЦИК и СНК приняли Декрет «Об авторском праве».

16 мая 1928 г. в законодательство  об авторском праве были внесены  изменения постановлением ЦИК  и СНК СССР «Основы авторского права Союза ССР».

В постановлении «Об авторском праве» 1925 г. срок действия авторского права установлен в 25 лет с момента опубликования произведения. В 1928 г. срок действия авторского права был распространен на жизнь автора и 15 лет после его смерти. Не считался нарушением авторского права перевод зарубежного произведения, его использование для создания нового произведения и т.д.

«Основы авторского права Союза ССР» просуществовали до начала 60-х годов, когда их измененное содержание было внесено в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик.

После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве в Основы гражданского законодательства СССР и гражданские кодексы союзных республик были введены новые нормы, которые расширили права авторов. В частности, авторское право стало признаваться в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти.

Современный период. Новым этапом в развитии российского законодательства об авторском праве стали законы «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «Об авторском праве и смежных правах».

Предметом регулирования Закона Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» стали два объекта авторского права - компьютерные программы и базы данных. Закон соответствовал международным нормам того времени, в частности Директиве Европейского союза «О правовой охране компьютерных программ».11

Проект Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» разработан российскими специалистами на основе «Типового закона ВОИС об авторском праве и смежных правах», о котором в настоящее время ВОИС предпочитает не упоминать. Через 82 года Россия получила законодательство, которое превосходило по уровню и объему охраны Закон Российской империи «Об авторском праве» 1911 г. В частности, срок действия авторского права достиг установленного еще в 1837 году; Закон признал и стал охранять смежные права, а также новые виды произведений науки, литературы и искусства; специальный раздел был посвящен системе коллективного управления имущественными правами авторов, которая начала развиваться в России с 1870 г.

Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» был изменен и дополнен в 2004 г., включив нормы «интернетовских договоров» в весьма своеобразной форме.

Новым этапом развития законодательства об авторском праве и смежных правах стали разработка, принятие и вступление в силу 1 января 2008 г. части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации с отменой всех ранее действовавших специализированных законов в области интеллектуальной собственности, в том числе и авторского права.

Вступление в силу новой части Гражданского кодекса подвело черту под почти десятилетними дискуссиями о соотношении специализированных законов и Гражданского кодекса. Российская Федерация выбрала вариант кодификации всех положений об интеллектуальной собственности, против которой активно, но безуспешно выступала ВОИС, стремящаяся не допустить кодификацию законодательства об интеллектуальной собственности. С этой целью ВОИС неоднократно обращалась в Государственную Думу, в Министерство иностранных дел, в Постоянное представительство Российской Федерации при международных организациях в Женеве, пытаясь «разъяснить» недопустимость кодификации права интеллектуальной собственности.

Одиозные представители ВОИС и иных международных организаций при любом удобном случае пытались убедить законодателей России в недопустимости кодификации права интеллектуальной собственности, используя любую, даже неблаговидную и лживую, аргументацию, в том числе и сравнение с законодательством, подписанным в свое время Муссолини. Позиция ВОИС вполне объяснима, поскольку кодификация законодательства затрудняет его изменение и не позволяет ВОИС добиваться унификации законодательства стран-членов с нормами новых международных договоров, разрабатываемых в основном по инициативе развитых стран мира. Кодификация затрудняет глобализацию интеллектуальной собственности и поэтому противоречит интересам США и ряда стран Европейского союза, фактически управляющих деятельностью ВОИС.

Следует признать, что в подобных условиях только очень небольшое число действительно независимых государств смогли кодифицировать свое национальное законодательство, в частности во Франции кодифицированное законодательство действует с 1 апреля 1997 г., а в России - с 1 января  
2008 г.12

 

    1. Общие положения авторского права

 

В соответствии с п. 1 статьи 1255 Гражданского кодекса Российской Федерации можно определить специальное значение термина «авторские права», которые обозначаются субъективными интеллектуальными правами авторов произведений науки, литературы и искусства. Иными словами, авторские права - это интеллектуальные права, как они определяются в общих положениях (статья 1226 ГК) применительно только к результатам интеллектуальной деятельности в указанных в данной статье сферах творчества, которые именуются произведениями. Представляется, что структура ст. 1255 ГК, в п. 2, 3 которой дается перечень авторских прав, не соответствует классификации интеллектуальных прав, используемой в ст. 1226 ГК. 13

В отличие от содержащейся в ст. 1226 ГК общей нормы, которая делит интеллектуальные права на три вида - исключительные, личные неимущественные, иные интеллектуальные права, - в статье 1255 п.2 ГК РФ  указывается на то, что автору произведения принадлежат: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, а также и другие права (статья 1255 п.3 ГК РФ), в частности, право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

В Гражданском кодексе Российской Федерации в отличие от прежнего регулирования не выделяется специально группа личных неимущественных прав. Возможно, применительно к авторским правам законодатель структурировал содержание статьи, исходя из значимости авторских прав. Поэтому в пункте 2 указаны наиболее существенные права, а в пункте 3 - менее значимые. Поскольку в нормах ГК нет указания на характер того или иного авторского права, за исключением исключительного права, представляется, что вопрос отнесения того или иного авторского права к определенной классификационной группе будет решаться цивилистической наукой и правоприменительной практикой.

Перечень авторских прав в статье 1255 ГК РФ не в полной мере учитывает содержащееся в общих положениях статьи 1226 ГК РФ деление интеллектуальных прав на три вида: исключительное право, личные неимущественные права и иные права. Эта классификация позволяет наряду с исключительным авторским правом на произведение выделить группу личных неимущественных авторских прав и группу иных авторских прав.

Исключительное авторское право - это имущественное право, предоставляющее автору возможность согласно общему положению ст. 1229 ГК и специальной норме ст. 1270 ГК использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. В ст. 1270 содержится неисчерпывающий перечень этих способов, каждый из которых одновременно представляет собой конкретное исключительное авторское право. Такая конкретизация важна, в частности, для целей заключения лицензионных договоров и свободного использования правомерно обнародованных произведений. Хотя в ст. 1270 сформулировано право автора разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение, эти возможности следуют из общей нормы ст. 1229.

Исключительное право на произведение может переходить к другим лицам (иным правообладателям) в пределах срока его существования. Поэтому субъектом исключительного авторского права может быть не только автор, но и иной правообладатель. Исключительное право обусловливает юридическую монополию автора или иного правообладателя, которая, в свою очередь, предопределяет экономическую монополию в отношении такого специфического товара, как права на использование произведения.

В отличие от исключительных прав личные неимущественные права возникают не на любой объект интеллектуальной собственности, а только если это обусловлено личными качествами правообладателя. Поэтому в ст. 1229 указывается, что эти права возникают только в случаях, предусмотренных ГК. В ст. 1255 ГК предусмотрено возникновение личных неимущественных прав на произведения, субъектом которых является только автор произведения. Со смертью автора они прекращаются. Личные неимущественные права авторов имеют общую природу с другими личными неимущественными правами: они не имеют имущественного содержания, не обладают качеством товара и неотчуждаемы.

Вопрос о том, что понимается под иными интеллектуальными правами автора, и их исчерпывающий перечень в ГК отсутствуют. Дать ответ на этот вопрос еще только предстоит российской цивилистический науке и правоприменительной практике. Пока же представляется, что это - все иные права, которые нельзя отнести ни к исключительным, ни к личным неимущественным правам, однако это права, которые принадлежат автору как первоначальному субъекту или иному правообладателю как последующему субъекту (правопреемнику), поскольку они тесно связаны с использованием произведения, исключительным правом на него, а также с охраной авторских прав. Это, например, право на получение вознаграждения за использование служебного произведения, программы для ЭВМ и базы данных, созданных по заказу (ст. 1296 ГК) или при выполнении работ по договору (ст. 1297 ГК), при свободном использовании произведения, ГК допускает такое использование на условиях выплаты автору вознаграждения, и право следования (ст. 1293 ГК). Представляется, что некоторые права, которые прежде рассматривались в качестве личных неимущественных прав, например право на обнародование произведения и его неприкосновенность, также следует отнести к иным авторским правам, поскольку они не имеют качества неразрывной связи с личностью автора, а могут переходить к другому правообладателю, будучи неразрывно связанными с исключительным правом или с самим произведением.

Объектом этих прав является не само произведение или права на него как результат интеллектуальной деятельности, а иные весьма разнородные объекты: деньги, вещи, информация и др. В зависимости от целей эти права можно разделить на регулятивные и охранительные.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Личные неимущественные права авторов произведений литературы, науки, искусства

 

2.1 Исключительное право на произведение

 

Законодатель закрепляет за автором, иным первоначальным правообладателем всю совокупность исключительных имущественных прав по использованию произведения как известных на сегодняшний день, так и тех которые могут появиться в будущем, которые совместно именуются исключительным правом. Согласно вводному закону 4 часть гражданского кодекса применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.15 По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой ГК, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Права на произведения, охраняемые на день введения в действие части четвертой ГК, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой ГК. Автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения.

В ст. 6 Вводного закона IV устанавливается, что авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 г., т.е. до вступления в силу Закона об авторском праве, прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано - со дня создания произведения. Соответственно, продлевается авторско-правовая охрана произведений, которые не были обнародованы первоначальным правообладателем (предприятием, осуществившем съемку кинофильма или телефильма, вещательной организацией, организацией, выпускающей научные сборники, энциклопедические словари, периодические печатные издания) после создания таких сложных объектов по цензурным соображениям, а стали доступны для всеобщего сведения по правилам ст. 1268 ГК значительно позднее. Юридические лица считаются авторами произведений в целях применения положений части четвертой ГК по аналогии.

Исключительные права автора могут перейти на основании договора или в силу закона к физическому или юридическому лицу, которое становится правообладателем. В силу ст. 1229 автор и (или) правообладатель обладают как позитивными полномочиями: могут использовать принадлежащее им исключительное право полностью или в части самостоятельно, передать его полностью или в части другому лицу; так и негативными - запретить его использование третьими лицами. Перечень способов использования произведения, приведенный в п. 2 ст. 1270 ГК, носит примерный характер. Правовой охраной пользуются любые способы и формы использования произведения, в том числе и не указанные в п. 2, кроме тех, которые закон считает недопустимыми. Владелец исключительного права может давать лицензию или отчуждать каждое право на использование произведения, для которого имеется самостоятельный рынок, в отдельности.

Информация о работе Личные неимущественные права авторов произведений литературы, науки, искусства