Личные неимущественные права авторов произведений литературы, науки, искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.1

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
2
1 Авторское право как институт гражданского права…..……………...
5
1.1 Понятие авторского права …………………………………………..
5
1.2 История возникновения российского авторского права ………….
9
1.3 Общие положения авторского права ………………………………
14
2 Личные неимущественные права авторов произведений литературы, науки, искусства …………………………………………….
18
2.1 Исключительное право на произведение ………………………….
18
2.2 Право авторства и право на имя ……………………………………
25
2.3 Право на неприкосновенность произведения ……………………..
27
2.4 Право на обнародование произведения …………………………....
30
2.5 Право на отзыв ………………………………………………………
33
Заключение …………………………………………………………………..
42
Список используемых источников ………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Отредактированный курсовой по ГП.docx

— 91.93 Кб (Скачать файл)

Автор и (или) правообладатель вправе разрешать и запрещать использование произведения, в том числе и тогда, когда оно носит некоммерческий характер. Среди видов использования, каждый из которых пользуется самостоятельной правовой охраной, законодатель выделяет:16

1) воспроизведение произведения. Законодатель перечисляет основные  случаи воспроизведения. К ним  относятся изготовление одного  и более экземпляра (копий) произведения  или его части в любой материальной  форме, в том числе в форме  звуко- или видеозаписи, изготовление  в трех измерениях одного и  более экземпляра двухмерного  произведения и в двух измерениях  одного и более экземпляра  трехмерного произведения, включая  запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ;

2) распространение произведения. Данное правомочие охватывает  только возмездную или безвозмездную  передачу оригинала или экземпляров  произведения в собственность  других лиц. Сдача произведения  в наем или прокат являются  самостоятельными правомочиями  автора. Дистрибуция произведения  в нематериальной форме, когда  экземпляр произведения не передается, в понятие распространения не  укладывается;

3) публичный показ. Данное  правомочие охватывает любую  демонстрацию оригинала или копии  произведения в местах, открытых  для свободного посещения либо  в местах, где собирается публика, т.е. значительное число лиц, не  принадлежащих к обычному кругу  семьи. Демонстрировать можно оригинал  или экземпляр произведения как  с использованием, так и без  использования технических средств;

4) импорт оригинала или  экземпляров произведения. Импортом  является ввоз на территорию  РФ оригинала или экземпляров произведения;

5) прокат оригинала или  экземпляра произведения. Прокатом  является возмездное предоставление  оригинала или копии произведения на определенный срок;

6) публичное исполнение  произведения. Различаются две формы  публичного представления произведения: в живом исполнении и в записи  путем использования технических  средств, включая СМИ. Предоставление  права на трансляцию произведения  в живом исполнении является  самостоятельным полномочием.

Представление произведения с помощью технических средств означает согласие на доведение произведения до публики с помощью данного технического средства. Запись произведения в состав фонограммы или аудиовизуального произведения для технической реализации доведения произведения до сведения публики не ведет к исчерпанию права автора на включение своего произведения в фонограмму или в аудиовизуальное произведение.

Показ аудиовизуального произведения считается публичным исполнением в тех случаях, когда место показа открыто для платного или бесплатного посещения людьми, не принадлежащими к кругу семьи автора (соавторов). Лицо, осуществляющие публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, т.е. лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия.17

Именно это лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать полагающееся вознаграждение;

7) сообщение в эфир. Отдельно  охраняемая форма доведения произведения  до всеобщего сведения с использованием  средств эфирного вещания (радио  и телевидения). Эфирное вещание  имеет место независимо от  того, передаются ли собственные  радио и (или) телевизионные передачи  либо ретранслируются передачи  других вещательных организаций, включая кабельные и спутниковые.

Использование данного правомочия автора имеет место с момента, когда были созданы технические предпосылки, делающие произведение доступным для его звукового или зрительного восприятия. Качество такого восприятия, его фактическое использование публикой не имеет значения.

Сообщение произведений в эфир осуществляет телеканал, радиоканал - сформированная в соответствии с сеткой вещания и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Операторы связи, которые на основании договора с абонентом оказывают услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, не осуществляют использование произведения. Трансляция телеканалов и (или) радиоканалов - прием и доставку до пользовательского оборудования (оконечного оборудования) сигнала, посредством которого осуществляется распространение телеканалов и (или) радиоканалов, или прием и передача в эфир данного сигнала;18

8) сообщение по кабелю. Сообщение произведения по кабелю  является самостоятельным правомочием  автора. В случае отсутствия данного  правомочия в лицензионном соглашении  об использовании авторских прав  на произведение оно считается не переданным;

9) перевод или другая  переработка произведения. Принципиальное различие между правом на неприкосновенность произведения, относящегося к личным неимущественным правам автора, и правом на переработку произведения, являющуюся одним из способов использования произведения, т.е. одним из правомочий, входящих в исключительное право.19 Право на неприкосновенность произведения, закрепленное в п. 1 ст. 1266 ГК, касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося. Изменения допускаются с согласия автора или обладателя исключительного права после смерти автора. Переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего. При этом право на переработку, как один из способов использования произведения, может быть передано в рамках передачи исключительного права по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме (ст. 1234 ГК) либо предоставлено по лицензионному договору (ст. 1235 ГК), а также может перейти по установленным в законе основаниям без заключения договора с правообладателем (ст. 1241 ГК).20

Право на перевод и переработку являются способами использования оригинального произведения. Переводом является создание с использованием выразительных средств другого языка творчески самостоятельного производного произведения, передающего содержание и стиль оригинала.

Под переработкой произведения понимается любая его переделка, в том числе и создание производного произведения путем адаптации, обработки, экранизации, аранжировки музыкального произведения, инсценировки. Перечень производных произведений носит примерный характер.

Переработкой (модификацией) программы ЭВМ или базы данных является внесение в них любых изменений независимо от степени существенности таких изменений либо физических, материальных или финансовых затрат, потребовавшихся для их внесения. Перевод программы для ЭВМ или базы данных с одного языка на другой язык также считается переработкой;

10) практическая реализация  архитектурного, дизайнерского, градостроительного  или садово-паркового проекта. Под  архитектурным проектом следует  понимать архитектурную часть  документации для строительства  и градостроительной документации, содержащей архитектурные решения, где комплексно учитываются социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные требования к объекту в объеме, необходимом для строительства объектов.21

Практическая реализация проекта согласно ст. 12 данного Закона предусматривает возможность:

- запрашивать и получать  исходные документы, необходимые  для строительства объекта; осуществлять  защиту согласованных с заказчиком (застройщиком) архитектурных решений  при их экспертизе и рассмотрении  в соответствующих органах;

- участвовать в разработке  всех разделов документации для  строительства, согласовывая все  изменения архитектурных решений  принятого архитектурного проекта, или принимать на себя по  поручению заказчика (застройщика) руководство разработкой всех  разделов документации для строительства;

- привлекать на договорной  основе к разработке документации  для строительства необходимых  помощников, консультантов и технических  работников, принимая на себя  ответственность за объем и  качество выполненных ими работ;

- представлять и защищать  интересы заказчика (застройщика) по  его поручению при заключении  договора подряда на строительство  архитектурного объекта;

11) доведение произведения  до всеобщего сведения таким  образом, что любое лицо может  получить доступ к произведению  из любого места и в любое  время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Право автора не распространяется на использование содержания произведений, описывающих техническое, экономическое, организационное или иное решение. Описание рецепта кулинарного блюда не создает права требовать разрешения автора описания на каждое приготовление такого блюда. Согласие автора будет требоваться при перепечатке или иных видах использования описания как литературного произведения. Единственным исключением является право на практическую реализацию архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта, что предусмотрено.22

Согласие правообладателя программы для ЭВМ требуется в случае возмездного предоставления на определенный срок самой программы для ЭВМ в качестве основного объекта проката. В тех случаях, когда программа для ЭВМ является частью сложного объекта, который сдается в прокат или наем, отдельного согласия обладателя исключительного права на программу для ЭВМ не требуется.

 

2.2 Право авторства и право автора на имя

 

В п. 1 ст. 1265 раскрывается содержание таких основополагающих личных неимущественных авторских прав, непосредственно связанных с исключительными правами, как право авторства и право автора на имя. Нормы об этих правах содержались в Законе об авторских правах, однако, как и многие другие нормы части четвертой ГК, они в определенной мере подверглись изменению.

Право авторства - это право лица, творческим трудом которого создано произведение, признаваться, считаться его автором. В ст. 1257 ГК сформулирована презумпция авторства, но только в отношении тех авторов, чья личность индивидуализирована с помощью подлинного имени (ст. 19 ГК).

Право автора на имя неразрывно связано с правом авторства, поскольку имя является средством индивидуализации любого лица, в том числе и автора. Это право предоставляет автору возможность использовать или разрешать использование своего произведения путем указания собственного имени, вымышленного имени или без указания имени. С одной стороны, право автора на имя значительно шире его права на имя как гражданина, так как гражданин вправе приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности под своим подлинным именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Автор же может использовать вместо подлинного имени вымышленное имя - псевдоним. С другой стороны, оно же, ибо может использоваться только автором произведения, а не любым гражданином, и только при использовании произведения, т.е. в связи с реализацией интеллектуальных прав. Во всех других правоотношениях автор обязан индивидуализировать себя собственным именем. Это следует из положения п. 1 ст. 19 ГК, которое допускает использование псевдонима только в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Примером этому служит норма ст. 1265 ГК. Хотя законодатель не вводит никаких ограничений при выборе псевдонима, автор должен избегать ситуации злоупотребления правом (ст. 10 ГК), используя в этом качестве подлинные имена известных авторов или их псевдонимы.23

Автор вправе также вообще не указывать себя никаким способом, оставаясь анонимным. Оба последних случая - непосредственно порождают тайну авторского псевдонима или анонимности автора. Если эта тайна не раскрыта самим автором или с его согласия другим лицом, или псевдоним автора не оставляет сомнений в его личности в силу других обстоятельств, защиту прав автора призван осуществлять издатель. Издателем согласно п. 1 ст. 1287 ГК является лицо, на которое в соответствии с издательским лицензионным договором возлагается обязанность издать произведение. В п. 2 ст. 1265 ГК указывается, что издатель (п. 1 ст. 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Таким образом, в ст. 1266 ГК РФ формулируется презумпция законного представительства, когда представляемым является автор, а представителем - издатель его произведения.

Как всякое личное неимущественное право, право авторства и право автора на имя неразрывны с личностью автора, они неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при отчуждении исключительного права на произведение или при переходе иных авторских прав к другим лицам. Со смертью автора они прекращаются. Отказ от этих прав ничтожен. Поэтому всякое соглашение, по которому автор дает согласие на использование своего произведения другому лицу под именем этого лица, также ничтожно.24

 

2.3  Право на  неприкосновенность произведения

 

Статья 1266 ГК меняет подход законодателя к защите личного неимущественного права автора на неприкосновенность произведения. Ранее законодатель учитывал, что технология использования, особенности маркетинга произведения нередко требуют внесения в произведение дополнений или изъятий для того, чтобы предлагать произведение потребителю. Нарушение неприкосновенности произведения фактически допускалось до тех пор, пока такое нарушение не угрожало чести, достоинству и деловой репутации автора. Теперь правовая конструкция меняется. Праву автора на неприкосновенность произведения придан абсолютный характер. Нарушение права на неприкосновенность может отягощаться квалифицирующими признаками, дающими основание обращаться к ст. 152 ГК не только при жизни автора, но и после его смерти.

В п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 N 3 подчеркнуто, что на требования о защите неимущественных прав в силу ст. 208 ГК исковая давность не распространяется, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.

Неприкосновенность произведения понимается как защита от каких-либо изменений, включая сокращения, дополнения, снабжение иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями, пояснениями. Не являются изменениями устранение орфографических и грамматических ошибок, неточностей в географических названиях, исправление фактических ошибок в датах, именах собственных и т.д. Согласие автора на сокращения, дополнения, снабжение иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями, пояснениями должно быть указано в договоре с автором.

Информация о работе Личные неимущественные права авторов произведений литературы, науки, искусства