Место договора поручения в системе гражданско-правовых обязательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Рассмотрение и анализ правового регулирования правоотношений по поручению в современной цивилистической науке Российской Федерации, определение его места в системе гражданского права.
Задачи исследования:
- рассмотреть правовую природу и выделить особенности правового регулирования отношений по поручению;
- обозначить предмет договора поручения;
- произвести классификацию договора поручения на основе практики применения договора и действующего законодательства;
- определить место договора поручения в системе гражданско-правовых договоров и выявить его соотношение со смежными правовыми конструкциями.

Вложенные файлы: 1 файл

договор поручения.docx

— 107.21 Кб (Скачать файл)

Для определения правовой природы договора поручения необходимо последовательно изучить три понятия, составляющих триаду: представительство – поручение доверенность.

Для реализации принадлежащих лицу гражданских прав необходимо выражение им своей воли, при помощи которых он становится или перестаёт быть стороной соответствующего правоотношения. Однако, бывают такие ситуации, когда ввиду разного рода препятствий лицо самостоятельно не может совершить действия, необходимые для реализации своих прав и тогда он может воспользоваться возможностью прибегнуть к посторонней помощи, которая может выражаться как в совершении фактических действий, так и юридических. Предпосылками для подобных действий может служить необходимость передачи волевого действия тому, кто это сделает лучше, чем сам волеизъявитель, для достижения максимально полного и эффективного удовлетворения своей потребности. Актуальнее всего это используется при осуществлении предпринимательской деятельности, например, для расширения территориальных границ своей деятельности, сокращения издержек, достижения наиболее выгодного положения в своём секторе предпринимательства.

По этим и другим причинам существует особый юридический институт – «представительство», посредством которого «юридическая личность человека переходит за пределы, очерченные его физической природой»15.

Немецкий юрист Ф.Бернгефт называл этот институт «персонификацией, олицетворением», т.е. воплощением одной личностью в себе личности другого, что означает господство одного лица в той области, которая составляет собственную сферу другого.16 Одно лицо замещает другое, однако действия первого  влекут за собой последствия для второго, например, действие при заключении договора совершает один, а стороной по договору становится другой. Подобная конструкция, применяемая ещё в римском праве, называется «юридической фикцией».

В современной юридической доктрине представительство классифицируется на: прямое (действия представителя порождают права и обязанности и представляемого) и косвенное (права и обязанности порождаются сначала у представителя, с последующим переносом их на представляемого); так же на: законное (обязательно и для представителя и для представляемого), добровольное (основанием служит волеизъявление представляемого в виде сделки) и уставное (выступление от имени юридического лица названных в его уставе органов). Выделение уставного представительства в настоящее время является спорной точкой зрения, обозначенной в советское время Б.С.Антимоновым. Её сторонники объясняли это тем, что при совершении сделок, как орган юридического лица, так и его представитель, действующий по доверенности выступают от имени юридического лица. Тем самым оба случая объединяются общим понятием представительство.17  Возражения оппонентов такой классификации представительства обосновывались тем, что представительство предполагает существование двух субъектов – представителя и представляемого. В случае с так называемым «уставным» представительством, юридическое лицо и его орган – это один субъект.

Для исследования второго элемента, «поручение», в триаде «представительство – поручение – доверенность» необходимо рассмотрение добровольного представительства, которое нормативно закреплено в главе 10 ГК РФ. При этом в науке гражданского права не прекращаются споры по поводу соотношения представительства и договора поручения.

Г.Ф. Шершеневичем была дана следующая формулировка договора поручения: «препоручение одним лицом исполнения, его именем и под его ответственностью, известных действий, определенных или неопределенных, и принятие на себя другим лицом (доверенным) сих действий к исполнению, безвозмездно или за условленное вознаграждение». Данное определение легло в основу последующих концепций, определяющих правовую природу отношений по поручению. В настоящее время в правовой доктрине широко распространена точка зрения, которая признаёт отношения по поручению разновидностью отношений по оказанию работ и выполнению услуг. Однако необходимо чётко индивидуализировать тот перечень услуг, который выполняется по поручению, учитывая предмет договора поручения: совершение определённых юридических действий, не совмещая его с понятием «правовые услуги», которые носят лишь вспомогательный характер по отношению к юридическим действиям.

Данное разграничение было осуществлено Высшим Арбитражным Судом РФ, где правовые услуги были отнесены к нормам главы ГК РФ «Возмездное оказание услуг», а не главы 49 «Поручение»18.

В то же время широко распространена концепция о развитии отношений по договору поручения из подрядных отношений, при этом не только в науке российского гражданского права, но и среди немецких юристов-цивилистов. В том числе, следует обратить внимание на то, что договор поручения как особый вид договора известен только лишь праву государства континентальной Европы. 19

В науке гражданского права так же имели место дискуссии о правовой природе договора поручения как договора в пользу третьего лица. Подробную характеристику данной проблематики представил профессор Е.А. Суханов, ссылаясь на ст.430 ГК РФ, где предусмотрено, что договором в пользу третьего лица признаётся договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения его в свою пользу.

Таким образом, исходя из смысла договора в пользу третьего лица, сделку, совершаемую поверенным от имени доверителя с третьим лицом, можно рассматривать в качестве сделки в пользу третьего лица, а сделку доверителя с поверенным (т.е. договор поручения) нельзя.20

Наконец, третий элемент триады «представительство – поручение – доверенность», соотносится с двумя предыдущими следующим образом. Представительством называется сделка, совершенная одним лицом, от имени другого в силу полномочий, основанных, как правило, на доверенности, т.е. письменном уполномочии для представительства перед третьими лицами. Таким образом, доверенность является внешним оформлением отношений по представительству, основанных на договоре поручения.

В то же время, предшествующая роль договора поручения доверенности тоже является спорной, так как из этого вытекает вывод о том, что доверенность приобретает силу только при наличии юридического состава, включающего в себя в том числе и заключенный договор поручения между представляемым и представителем.

Однако О.С.Иоффе была дана оценка соотношения договора поручения с доверенностью. По мысли автора, доверенность «фиксирует не  договор поручения, а одностороннюю сделку доверителя о предоставлении поверенному определенных полномочий, хотя в случае судебного спора и может служить письменным доказательством существования обязательства по договору поручения»21. Речь идёт о том, что доверенность предназначена для представительства доверителя перед третьими лицами, вне зависимости от наличия или отсутствия договора поручения, то есть с целью подтверждения наличия полномочий у поверенного. Договор поручения же делает это представительство предметом договорного обязательства, не имеющего особого значения для третьего лица.

Кроме того, не всегда отношения между лицом, выдавшим доверенность и принявшим её, основаны на договоре поручения (это всего лишь одно из возможных оснований представительства и выдачи доверенности). Именно поэтому, законодатель разместил нормы, относящиеся к институту представительства и доверенности в гл.10 ГК РФ, а договор поручения перенёс в особенную часть Кодекса, посвященную отдельным видам договоров. Однако, коммерческое представительство, речь о котором идёт в ст.184 гл.10, по сути, регулируется нормами о договоре поручения, разновидностью которого оно и является. В связи с чем, считаю целесообразнее размещение этого вида представительства в разделе об обязательственных правоотношениях.

Нельзя не подчеркнуть то обстоятельство, что договор поручения сформулирован в современном законодательстве как самостоятельный договор. При этом справедливо можно сказать, учитывая признаки и фундаментальность поручения в представительстве, что ряд посреднических договоров (например, договор комиссии, агентский договор, договор о доверительном управлении имуществом) формируются именно на основе положений о договоре поручения.

 

1.2. Правовое регулирование отношений  по поручению.

 

Как уже было сказано, основу отношений по поручению составляют нормы о представительстве, которые закрепляются в главе 10 Гражданского Кодекса РФ «Представительство. Доверенность» и являются фундаментальными при регулировании отношений по поручению.

Правильнее всего, на мой взгляд, правовое регулирование договора поручения будет выглядеть в форме иерархии юридических источников по частоте их применения в процессе регулирования отношений по поручению.

Первым источником в этой иерархии является Гражданский Кодекс РФ, а именно главы 49 «Поручение» и 10 «Представительство. Доверенность», при этом какую из них следует считать приоритетной и специальной, вопрос открытый, ввиду отсутствия на это указания в законе и отсутствия большого объема судебной практики и соответствующих научных доктрин. Брагинский М.И. полагает, что нормы главы 49 ГК РФ, несмотря на место, которое она заснимает в Кодексе, не должны рассматриваться специальными и как следствие приоритетными по отношению к нормам главы 10 ГК РФ. Он обосновывает свою позицию тем, что следует разграничить данные нормы по направленности: «глава 49 регулирует внутренние отношения представительства, а глава 10 – внешние». Тем самым, принцип, по которому специальные нормы вытесняют частные, будет применяться только в случае возникновения коллизии между главой 49 и остальными главами общей части ГК, за исключением гл. 10 ГК.22 Однако в юридической доктрине существует мнение о невозможности говорить о приоритете норм «специальных» над «частными», так как в Гражданском Кодексе нет положения, фиксирующего презумпцию приоритета одних над другими, а всего лишь существуют специальные указания над приоритетом одного нормативного правового блока в рамках Гражданского Кодекса РФ над другим.23

В свою очередь В.Ф.Яковлев обосновывают следующую позицию: «договор поручения есть договор о представительстве. Поэтому правила, относящиеся к договору поручения, должны применяться в совокупности с правилами, относящимися к институту представительства (гл.10 ГК)»24.

Следующим источником в иерархии уровней правового регулирования отношений по поручению следует считать нормы других разделов Гражданского Кодекса РФ, которые регулируют смежные с поручением отношения по представительству, именуемые в юридической доктрине «квази-представительскими» или «квази-поручение»25. Например, ст.ст.980-989 ГК (гл.50 «Действия в чужом интересе без поручения»), анализ которых позволяет сделать вывод о тенденции уравнивания юридических последствий действий в чужом интересе без поручения к юридическим последствиям, возникающим из отношений по поручению, на что прямо указывает ст.982 ГК РФ. В отличие от сложной структуры отношений по поручению (внешняя и внутренняя стороны), отношения из действий в чужом интересе без поручения представляют собой более упрощенную структуру отношений между субъектами: лицо, действующее в интересах другого лица, не имеет какого-либо полномочия от имени последнего (в поручении – это доверенность), в то же время отсутствует внутренняя правовая связь между ними, которая в отношениях по поручению выражается в форме договора поручения.

В этот же уровень можно отнести нормы главы 52 ГК «Агентирование». В основе агентирования может лежать как договоры поручения и комиссии, так и  агентский, который в качестве дополнительного элемента предмета договора предполагает совершение агентом фактических действий. В ст.1011 ГК РФ прямо предусмотрена возможность применения норм главы 49 и 51 ГК в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от своего имени или от имени принципала, если данные положения не противоречат положениям гл.52 или существу агентского договора.

Третьим уровнем в иерархии источников отношений по поручению можно считать нормативные правовые акты, отличные от Гражданского Кодекса РФ. Примером может служить Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 2002г., а именно ст.25 («Соглашение об оказании юридической помощи»), которая гласит об осуществлении адвокатской деятельности на основе соглашения между адвокатом и доверителем, которое представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи26. Справедливо будет заметить, что до редакции закона27 в нём было положение о выступлении адвоката в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском, административном судопроизводстве, в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и судопроизводстве по делам об административных правонарушениях, а также при представлении интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления и в отношениях с физическими лицами, только на основании договора поручения. Иные же виды юридической помощи адвокат оказывал на основании договора возмездного оказания услуг. В настоящее время эти положения исключены, тем самым законодатель предоставил более гибкую формулировку при выборе вида гражданско-правового договора. Однако, в ч.4 ст.25 Федерального Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» термин «доверитель», «поручение», «поверенный», продолжают употребляться. Тем самым, можно предположить, что законодатель оставил некую «презумпцию заключения договора поручения»28 при оформлении юридических услуг.

В Кодексе торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999г. №81-ФЗ глава XIV посвящается договору морского посредничества29. В соответствии со статьей 240 «Определение договора морского посредничества» КТМ РФ, посредник (морской брокер) обязуется от имени и за счет доверителя оказывать посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи судов, договоров фрахтования и договоров буксировки судов, а также договоров морского страхования. Согласно статье 232 главы XIII КТМ РФ («Договор морского агентирования») морской агент по договору морского агентирования обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории.

Информация о работе Место договора поручения в системе гражданско-правовых обязательств