Методы государственного регулирования безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:02, контрольная работа

Краткое описание

Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:
- трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости.
- Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например, месяца).

Содержание

1. Безработица. Закон РФ «О занятости населения» как
регулятор рынка труда»…………………………………………………………...2
1.1. Понятие безработицы, ее причины, виды и
социальные последствия. Уровень безработицы…………………………...2
1.2. Государственная служба занятости населения, ее
обязанности и функции по обеспечению социальной
защищенности безработных…………………………………………………4
1.3. Методы государственного регулирования рынка труда
на основе Закона РФ «О занятости населения в РФ»
Социальные гарантии и компенсации в связи с потерей работы………….6
2. Социальное партнерство в сфере труда…………………………….8
2.1. Социальное партнерство как определенный тип
социально-трудовых отношений. Субъекты социального партнерства…..8
2.2. Механизм реализации системы социального партнерства,
ее правовое регулирование в России. Коллективные соглашения
и договоры…………………………………………………………………...10
2.3. Трудовые конфликты как особая форма трудовых
отношений. Способы разрешения конфликтов на предприятиях………..12
Список литературы………………………………………………………….14
Задача………………………………………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

безработица.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

 

  1. Безработица. Закон РФ «О занятости населения» как 

регулятор рынка труда»…………………………………………………………...2

    1. Понятие безработицы, ее причины, виды и

социальные последствия. Уровень безработицы…………………………...2

    1. Государственная служба занятости населения, ее

обязанности и функции  по обеспечению социальной

защищенности безработных…………………………………………………4

    1. Методы государственного регулирования рынка труда

на основе Закона РФ «О занятости населения в РФ»

Социальные гарантии и компенсации в связи с  потерей работы………….6

  1. Социальное партнерство в сфере труда…………………………….8
    1. Социальное партнерство как определенный тип

социально-трудовых отношений. Субъекты социального партнерства…..8

    1. Механизм реализации системы социального партнерства,

ее правовое регулирование  в России. Коллективные соглашения

и договоры…………………………………………………………………...10

    1. Трудовые конфликты как особая форма трудовых

отношений. Способы разрешения конфликтов на предприятиях………..12

Список литературы………………………………………………………….14

Задача………………………………………………………………………...15

 

1.1. Понятие безработицы,  ее причины, виды и

социальные  последствия. Уровень безработицы.

Критерии признания  человека безработным обычно устанавливаются  законом или правительственными документами и могут немного  различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:

  • трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости. 
  • Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например, месяца).
  • Доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).

Причины безработицы:

Во-первых, причиной безработицы  может стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Во-вторых, безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе – в технологии. Эта безработица является временной, так как на смену старым отраслям и производствам (технологиям) приходят новые. В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе» и с лучшими условиями труда и оплаты. В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике. Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства – безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса – падение производства – безработица и т.д.  В-пятых, в некоторых случаях генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.

Виды безработицы:

- фрикционная. Ее причина состоит в том, что  работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти  новое  рабочее место.

- структурная. Структура производства не может оставаться неизменной. В результате научно-технического прогресса, технологических изменений, меняется и структура спроса на рабочую силу.

- циклическая. Трудности переживает большинство фирм страны, а потому массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно.

- сезонная. Наиболее характерным примером является сельскохозяйственные рабочие, занятые в период уборки урожая, а в остальное время перебивающиеся случайными заработками.

- добровольная. В любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по другим причинам не хотят работать.

Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы. Американские специалисты вынуждены признать, что «безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам».

Уровень безработицы определяется  следующим образом:

 

    1. Государственная служба занятости населения, ее

обязанности и функции по обеспечению социальной

защищенности  безработных.

 

После того, как человека регистрируют как лицо, ищущее работу, у государства наступает обязанность  в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

   Государственная  служба занятости является структурой  специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам  в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

1. анализ и прогнозирование  спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

2. учет свободных рабочих  мест и граждан, обращающихся  по вопросам трудоустройства;

3. консультация обращающихся  в службу занятости трудящихся  и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

4. оказание помощи  гражданам в выборе подходящей  работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

5. организация профессиональной  подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

6. оказание услуг в  профессиональной ориентации и  трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

7. регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;

8. оплата стоимости  профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

9. выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

10. подготовка предложений  и заключений об использовании  труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

11. разработка республиканских  и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

 

1.3. Методы государственного  регулирования рынка труда

на  основе Закона РФ «О занятости населения в РФ». Социальные гарантии и компенсации в связи с потерей работы.

Нормативно-правовые основы регулирования рынка труда на федеральном уровне заложены в Конституции  Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О занятости населения  в Российской Федерации» и нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации.

Закон «О занятости населения  в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные условия, а также гарантии государства в реализации права на труд граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Законодательство в этой сфере осуществляется с учетом мирового опыта в регулировании занятости населения, международных конвенций.

Конституция Российской Федерации ориентирует политику государства в сфере занятости, в содействии реализации права граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость:

- соблюдение добровольности труда, обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд;

- поддержку трудовой и предпринимательскую инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;

- поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;

- координацию деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

- учет национальных, исторических особенностей при обеспечении занятости в местах проживания малочисленных народов и народностей;

- обеспечение социальной защиты в области занятости, в т. ч. проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поисках работы, и материальной и иной поддержки граждан, которые не могут реализовывать свое право на труд в соответствии со своими способностями;

- координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов предпринимателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения.

В соответствии с п.2 ст.33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» подготовлено и принято постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 № 12 «Об установлении размеров минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2006 год». Минимальная величина пособия определена в размере 720 рублей в месяц, максимальная – 2880 рублей в месяц.

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» принято постановление Правительства Российской Федерации от 21.10.05 № 633 «Об утверждении Правил компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости».

В целях реализации Федерального закона от 23 декабря 2004 г.  № 173-ФЗ   «О федеральном бюджете на 2005 год»,  Закона Российской Федерации от19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации издан приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2005 № 485 «Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан».

 

2.1. Социальное  партнерство как определенный тип социально-трудовых отношений. Субъекты социального партнерства.

 

Социальное  партнерство - система взаимоотношений  между работниками (представителями  работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

     Органы  государственной власти и органы  местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

 Основными принципами социального партнерства являются:

- равноправие сторон;

- уважение и учет интересов сторон;

- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

- соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

- полномочность представителей сторон;

- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Информация о работе Методы государственного регулирования безработицы