Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:55, аттестационная работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является всестороннее, комплексное исследование правового статуса Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.
Достижение поставленных целей предопределило необходимость решения следующих задач:
1. Выявить основные теоретические и практические проблемы становления и развития правового института страхования иностранных инвестиций в международном праве, и выделить исторические предпосылки создания Многостороннего агентство по гарантиям инвестиций
2. Выделить место многостороннего агентства по гарантиям инвестиций в современной системе защиты инвестиций

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации Государственное образовательное учреждение.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное Агентство  по образованию Российской Федерации  Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Нижегородский государственный  университет им. Н.И. Лобачевского»

 

 

Финансовый факультет

 

 

Специальность: Финансы  и кредит

 

Реферат

Тема: "Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций"

 

 

 

 

Выполнила

студентка 4 курса

группа 13ф49

Никонова Марина Юрьевна

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012 г.

Введение

Одно из важнейших направлений  развития процессов глобализации в  мировой экономике - международное движение капиталов, которое находит свое выражение в виде разного рода иностранных инвестиций, объем которых постоянно растет. Хозяйственная, предпринимательская деятельность иностранных инвесторов на территории принимающей стороны, в большей степени, чем в собственной стране, сопряжена с различного рода рисками, приводящими к убыткам инвесторов, и, прежде всего, с так называемыми политическими рисками. Это - риски, связанные с незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, с экспроприацией иностранной собственности, с изменениями законодательства принимающей стороны, резко ухудшающими положение иностранных инвесторов, а также риски, связанные с гражданскими беспорядками, вооруженными столкновениями и другими подобными действиями. Поэтому иностранные инвесторы стремятся защитить свои интересы, в том числе с помощью различных правовых средств. Среди таких средств, способных наиболее эффективно защитить интересы иностранного инвестора, следует выделить гражданско-правовой институт страхования. Рост объемов иностранных инвестиций делает актуальной задачу рассмотрения особенностей правового регулирования страхования иностранных инвестиций от политических рисков.

Институт страхования иностранных  инвестиций, занимающий важное место в международном частном праве, достаточно широко применяется на практике зарубежными странами. Как правило, законы об иностранных инвестициях зарубежных государств специально выделяют статьи, посвященные этому институту (не помещая их в главах о гарантиях), назначение которых состоит в предоставлении инвесторам права самостоятельно решать вопрос о возможности прибегнуть к страховой охране своих финансовых интересов.

Между тем проблему страхования  инвестиций нельзя решить только на национальном уровне. В результате потребовалось создание организации, которое дополняло бы эти структуры и улучшало бы инвестиционный климат путем предоставления гарантий и участия в другой деятельности по содействию инвестициям. Таким учреждением и стало Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, правовому статусу которого и посвящена настоящая работа.

Актуальность комплексного научного исследования правового статуса  данного агентства по гарантиям  инвестиций связана также с тем, что в отечественной научной  правовой литературе вопросы страхования иностранных инвестиций не получили должного освещения. Нет специальных работ, посвященных этим вопросам. Как правило, они рассматриваются фрагментарно, при освещении проблем правового регулирования иностранных инвестиций. В результате, существующее научное знание оказалось недостаточным для решения новых задач, связанных со страхованием иностранных инвестиций.

Основной целью дипломной работы является всестороннее, комплексное  исследование правового статуса  Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

Достижение поставленных целей  предопределило необходимость решения  следующих задач:

1. Выявить основные теоретические  и практические проблемы становления  и развития правового института  страхования иностранных инвестиций  в международном праве, и выделить исторические предпосылки создания Многостороннего агентство по гарантиям инвестиций

2. Выделить место многостороннего  агентства по гарантиям инвестиций  в современной системе защиты  инвестиций 

3. Рассмотреть структуру и управление многостороннего агентства по гарантиям инвестиций

4. Проанализировать компетенцию  многостороннего агентства по  гарантиям инвестиций 

5. Выделить виды инвестиций, которым  предоставляются гарантии 

6. Рассмотреть особенности взаимодействие  с национальными и частными организациями.

Предмет и объект дипломной работы. В соответствии с поставленной целью, объектом дипломной работы выступают  отношения, связанные со страхованием иностранных инвестиций в мировой  практике и изучением правового  статуса Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

Предметом исследования являются теоретические  и практические вопросы правового  регулирования страхования иностранных  инвестиций от политических рисков на международно-правовом уровне.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Объект и предмет исследования обусловили необходимость обращения не только к специальной литературе по страхованию иностранных инвестиций, международному частному праву, международному праву, гражданскому праву, но и к источникам по истории российского права, теории государства и права.

В дипломной были использованы диалектический, системный, сравнительно-правовой, логический, исторический и другие методы исследования.

Работа над дипломным  исследованием опиралась на анализ международных договоров, универсальных и двусторонних, центральное место среди которых занимает Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. (МАГИ), посвященная страхованию иностранных инвестиций от политических рисков.

Проблема страхования  иностранных инвестиций сложна и  разнообразна. Ее исследование обнажает целый ряд дискуссионных вопросов, затрагивающих политические, экономические, правовые аспекты. В силу этого отдельные  вопросы, касающиеся правового статуса  Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций и страхования иностранных инвестиций, становились предметом исследования в работах как российских, так и зарубежных ученых: Бернштейна И.И., Блищенко И.П., Богуславского М.М., Богатырева А.Г., Бланда Д., Брандта Б.Ф., Брагинского М.И., Вознесенской Н.Н., Войтовича С.А., Галагузы Н.Ф., Дмитриевой Г.К., Донгарова А.Г., Дорониной Н.Г., Жилкиной М.С., Журавлева Ю.М., Кейнса Дж., Келли Т.Дж.. Кноке У., Ковалева А.А., Лиона С.Е., Лисовского В.И., Лукашука И.И., Лунца Л.А., Массе П., Мендельсона М., Нешатаевой Т.Н., Перетерского И.С., Попондопуло В.Ф., Райхера В.К., Рейтмана Л.И., Семилютиной Н.Г., Серебровского В.И., Трапезникова В., Тункина Г.И., Турбиной К.Е., Фогельсона Ю.Б., Хачатурова Т.С., Хлестовой О.И., Шахова В.В., Шиминовой М.Я., Штейна Б.Е., Bippus В., Ebenroth С., Ehrenzweig A., Meron Т., Millins S., Reichert-Facilides F., Schwarzenberger G. и других.

 

1.История создания многостороннего  агентства по гарантиям инвестиций

Осуществляя капиталовложения на территории иностранных государств, инвесторы несут целый набор специфических рисков, которые принято называть некоммерческими или политическими: риск экспроприации (национализации) капиталовложений со стороны принимающего государства, риск войны и гражданских беспорядков, риск введения ограничений или полного запрета на конвертацию и перевод за рубеж местной валюты и т.п. Естественно стремление инвесторов свести к минимуму эти существенные риски путем их страхования.

Конечно, ничто не мешает традиционным частным страховым компаниям принимать на себя страхование такого рода рисков. Преимуществом данного вида страхования является возможность осуществлять одновременно страхование как от обычных коммерческих рисков, так и от специфических инвестиционных некоммерческих или политических рисков. Однако сложности с расчетом вероятности наступления страхового случая, большие суммы потенциального страхового возмещения, а также нерешенность проблемы получения конечного возмещения в порядке суброгации от причинителя вреда, каковым выступает суверенное принимающее государство, приводят к тому, что традиционные частные страховые компании не предоставляют услуг по страхованию от некоммерческих рисков или предлагают такой размер страховых взносов (премий), который делает страхование неэффективным для инвестора. Как справедливо отмечают Н.Г. Доронина и Н.Г. Семилютина, «уязвимость положения частного инвестора состоит именно в его подчиненности произволу „чужого“, принимающего государства. Страхование частного инвестора частной страховой компанией в случае наступления страхового случая и последующего перехода (в силу действия принципа суброгации) всех прав и требований страхователя к страховщику не изменяет природы сложившихся отношений как отношений между принимающим государством и частным лицом. Именно эта особенность правоотношений, возникающих в связи с инвестированием капитала, а также стремление изменить a priori неравноправные отношений между принимающим государством и частным инвестором подтолкнули государства, традиционно выступающие в качестве экспортеров капитала, к разработке национальных государственных систем страхования национальных инвесторов» .

Практическое решение  данного вопроса получило свое развитие начиная с середины XX в. благодаря  заинтересованности развитых стран, экспортирующих капитал, в расширении капиталовложений национальных юридических лиц в экономику развивающихся принимающих стран. Становление национальных систем страхования от некоммерческих рисков происходило именно в рамках национальных программ поощрения инвестиций на территориях иностранных государств.

Пионером здесь стали  США, которые в 1948 г. в соответствии с Актом об экономической кооперации (Economic Co-operation Act) предложили американским инвесторам первую в мире национальную схему страхования от некоммерческих рисков. Первоначально она была нацелена на капиталовложения американских лиц в разрушенные экономики послевоенной Европы в связи с осуществлением так называемого плана Маршалла. Однако вскоре ее сфера действия была распространена и на инвестиции в развивающиеся страны. В 1969 г. в США была учреждена Overseas Private Investment Co-operation (OPIC), осуществляющая свою деятельность до настоящего времени. Эта корпорация предлагает на коммерческой основе страхование инвестиций от некоммерческих рисков под эгидой американского правительства. Условием заключения договора страхования между американским инвестором и OPIC является наличие между США и принимающим государством международного соглашения о признании суброгации (перехода прав требования на возмещение причиненного вреда) от инвестора к США в лице OPIC и рассмотрении в арбитраже споров, связанных с осуществлением OPIC прав, полученных после выплаты инвестору страхового возмещения. Такого рода соглашения были заключены США с большинством стран СНГ (с Россией — 3 апреля 1992 г., с Казахстаном — 19 мая 1992 г., с Украиной— 6 июня 1992 г., с Молдовой— 19 июня 1992 г., с Арменией-2 апреля 1992 г., с Кыргызстаном— 8 мая 1992 г.). Указанные соглашения подтверждают, что после выплаты страхователю страхового возмещения к страховщику (т.е. к США в лице OPIC) на основе принципа суброгации переходят все права страхователя в связи с наступлением страхового случая. Таким образом, в отличие от страхования некоммерческих рисков частным страховщиком спор из категории частноправового перерастает в публично-правовой спор между двумя государствами — равноправными субъектами международного права. Данные особенности позволяют многим авторам выделять как особую разновидность американскую систему страхования от некоммерческих рисков.

Позднее национальные схемы  страхования от некоммерческих рисков были созданы в большинстве развитых стран мира. Соответствующие функции  страховщика выполняют либо государственные  агентства, либо коммерческие юридические  лица, действующие при поддержке и финансовой помощи государства. В ФРГ национальная система страхования была создана в рамках национальной программы «Честный труд» (Treuarbeit). В Японии страхование осуществляется подразделением страхования экспорта Министерства внешней торговли и промышленности (Export Insurance Division, Ministry of International Trade and Industry — EID/MITI), в Австрии — Австрийским контрольным банком по поручению федерального Министерства финансов. В Нидерландах соответствующая страховая компания была учреждена 13 банками, 10 крупнейшими страховыми компаниями и другими корпоративными акционерами. Данные системы страхования в противовес американской принято называть «европейскими», поскольку для них необязательно наличие особого двустороннего соглашения с принимающим государством. Иногда в отдельную группу выделяется «японская» система страхования некоммерческих рисков, обязательная для любого японского экспортера и покрывающая более широкий круг рисков.

Однако в условиях возникновения ТНК, охватывающих своей деятельностью территории большого числа стран, сугубо национальные системы страхования от некоммерческих рисков явно показывали свою недостаточность и ограниченность. Поэтому уже в конце 50-х годов XX в. родилась идея создания многостороннего (международного) агентства по гарантиям инвестиций.

В период с 1962 по 1972 год  она неоднократно обсуждалась в  Международном банке реконструкции  и развития (именуемом в настоящем  Комментарии Банк), однако решения  о создании такого агентства принято  не было. Президент Клаусен вновь вернулся к этой концепции в своем первом выступлении на ежегодном собрании Банка в 1981 году. В мае 1984 года после подробных исследований, проведенных персоналом Банка, и неофициальных обсуждений с Исполнительными директорами Банка им был представлен документ, озаглавленный "Основные характеристики предлагаемого Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций". В документе был изложен ряд ключевых особенностей, отличающих это предложение от структур, ранее обсуждавшихся в Банке. Это предложение с изменениями, внесенными в него в результате обсуждений, проведенных с Исполнительными директорами, впоследствии нашло свое отражение в "Проекте основных положений Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций", распространенного в октябре 1984 года. На основе этого документа были проведены консультации с правительствами государств - членов Банка. В результате этих консультаций был разработан пересмотренный проект Конвенции, распространенный среди правительств государств - членов в марте 1985 года. В период с июня по сентябрь 1985 года Исполнительные директора при помощи экспертов правительств государств - членов работали в рамках Комитета полного состава, созванного для обсуждения данного проекта Конвенции. В сентябре 1985 года Исполнительные директора завершили работу над проектом Конвенции и рекомендовали Совету управляющих принять резолюцию, открывающую Конвенцию для подписания.

По состоянию на 31 января 2008 г. в Конвенции участвуют 172 страны, включая США, Канаду, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Японию.

Россия подписала Сеульскую  конвенцию 15 сентября 1992 г. и с 29 декабря 1992 г. является ее полноправной участницей.

Данная конвенция как  часть российской правовой системы (п. 4 cт. 15 Конституции РФ) регулирует не только обязательства РФ, связанные с суброгацией, но и весь комплекс норм, правил в международной страховой системе: стороны договора страхования, инвестиции, подпадающие под условия страхования, страховые риски, страховое возмещение, урегулирование спора инвестора со страховщиком и страховщика с государством - реципиентом инвестиций. Особенно важным является то, что этот многосторонний международный договор регламентирует именно те вопросы, которые не закреплены в двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений как относящиеся к исключительной компетенции государства экспортера капитала, учредившего соответствующее агентство.

Информация о работе Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций