Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:55, аттестационная работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является всестороннее, комплексное исследование правового статуса Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.
Достижение поставленных целей предопределило необходимость решения следующих задач:
1. Выявить основные теоретические и практические проблемы становления и развития правового института страхования иностранных инвестиций в международном праве, и выделить исторические предпосылки создания Многостороннего агентство по гарантиям инвестиций
2. Выделить место многостороннего агентства по гарантиям инвестиций в современной системе защиты инвестиций

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации Государственное образовательное учреждение.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Французские ученые Д. Карро, Д. Жюйар под механизмом гарантирования подразумевают совокупность механизмов, цель которых - передать от инвестора специализированному органу, т.е. гарантийному органу, финансовые последствия, вытекающие для этого инвестора из проведения политики, наносящей ущерб инвестициям.

При этом гарантии отличаются от страхования. Функционирование механизмов гарантирования инвестиций обеспечивается государственными фондами, в то время как действие системы страхования - преимущественно частными фондами. Цели заключения договора страхования и механизма гарантирования различаются. Механизм гарантирования действует в общественных интересах, так как его цель состоит в поощрении национальной инвестиционной политики. Заключение же договора страхования преследует коммерческие интересы.

Следовательно, термины "страхование" и "гарантия" не являются равнозначными.

А.Г. Богатырев под гарантиями иностранных инвесторов понимает создание определенных условий, которые обеспечивают участникам инвестиционных отношений, независимо от субъективных причин, возможность всегда осуществлять инвестиционную деятельность[39]. Таким образом, проблему обеспечения гарантий иностранных инвесторов ученый связывает с конкретными обязательствами принимающего капиталовложения государства, суть которых состоит в ненарушении прав иностранного инвестора. Н.Г. Доронина придерживается аналогичной позиции, при этом уточняет, что под гарантиями понимаются конкретные обязательства, принимаемые на себя государством в связи с осуществлением инвестирования.

И.З. Фархутдинов понятие "гарантии иностранных инвестиций" связывает с уровнем их правовой защиты. То есть данный термин рассматривается с позиции "состояния защищенности" иностранных инвестиций.

Таким образом, сущность гарантий, предоставляемых иностранным  инвесторам национальным законодательством, состоит в ненарушении их прав и обеспечении их реализации. Особенность этих гарантий заключается в том, что они исходят от самого государства, принимающего капитал.

Заключая межгосударственные соглашения в области инвестиций, государства принимают определенные обязательства, конечная цель которых - обеспечение сохранности иностранной собственности на территории принимающего иностранные инвестиции государства. Как справедливо отмечает К.С. Мауленов, гарантии - это в первую очередь законодательно или договором закрепленные средства охраны законных интересов и прав иностранных инвесторов.

И.Э. Папушина указывает, что нормы, которые содержатся в  двусторонних инвестиционных соглашениях, рассматриваются как дополнительные гарантии к тем, что содержатся в  национальном законодательстве. Речь идет о том, что государство в законодательном или международно-правовом порядке принимает на себя обязательство совершить по отношению к иностранному инвестору определенные действия или (чаще всего) воздержаться от действий, нарушающих права и законные интересы инвестора.

Поэтому международно-правовые гарантии необходимо рассматривать в качестве конкретных обязательств, которые принимает государство в связи с заключением международных соглашений в сфере инвестиционного сотрудничества.

Преимущество международно-правовых гарантий определяется формой их закрепления - международным договором. Обязательства государства, принимаемые им в качестве участника международного соглашения, не могут быть им изменены в одностороннем порядке, без согласия других участников соглашения. В ст. 26 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. установлено, что каждый действующий международный договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.

Поэтому международно-правовые гарантии прав иностранных инвесторов, составляющие содержание международно-правовых норм, обязательны для государства, в которое намеревается вложить  свои капиталовложения иностранный  инвестор. Кроме того, это один из наиболее важных аспектов для иностранного собственника, влияющих на принятие им решения о вложении своей собственности в иностранное государство.

И.Н. Лебединец под  институтом гарантий в международных  инвестиционных отношениях понимает совокупность норм, которые в зависимости от их функциональной направленности подразделяются на несколько групп:

1) нормы, посвященные  вопросам предоставления льгот  иностранным инвесторам;

2) нормы, регулирующие  вопросы страхования иностранных  инвестиций;

3) нормы, посвященные  урегулированию инвестиционных споров между инвестором и принимающим государством.

И.З. Фархутдинов в  системе гарантий прав иностранных  инвесторов выделяет два вида: правовые и организационные.

Правовые гарантии отражаются в содержании норм права. При этом нормы национального права должны адекватно отражать реальные условия функционирования, соответствовать нормам международного права.

Организационные гарантии реализуются в конкретных формах правовой деятельности, направленных на обеспечение реализации прав иностранных инвесторов. Прежде всего сюда относятся:

1) деятельность государственных  органов по обеспечению законности  в определенной сфере;

2) деятельность физических  и юридических лиц по защите  своих прав и законных интересов  законными средствами и выполнению  своих юридических обязанностей.

Таким образом, суть международно-правовых гарантий составляют конкретные обязательства  государства, принятые им на основании  международного соглашения по обеспечению  сохранности иностранной собственности. Обеспечение сохранности права собственности является предпосылкой для реализации правомочий иностранного собственника. Права иностранного инвестора закрепляются в национальном законодательстве, где регулируются условия допуска и функционирования иностранной собственности. При этом крайне важно, чтобы права иностранному инвестору были не просто продекларированы, но и могли быть им фактически реализованы. Государство - реципиент иностранной собственности - должно обеспечить реализацию прав иностранного инвестора, закрепленных в диспозиции норм международных соглашений.

Объект гарантирования составляют обязательства, т.е. права  инвестора и обязанности государства, закрепленные в норме, по отношению  к иностранному инвестору. При этом обязанности государства всегда должны быть условием и средством превращения юридической возможности, заложенной в норме, в фактическую действительность.

Подводя итог анализа  определения понятия "международно-правовые гарантии иностранных инвесторов", необходимо выделить следующие признаки данного определения:

- закрепленные в международных  соглашениях средства охраны  прав и законных интересов  иностранных инвесторов;

- обязательства государств, которые приняты на основе  норм международного права и  не могут быть ими в одностороннем  порядке отменены;

- конечная цель действий государств в этой сфере - обеспечение сохранности иностранной собственности и фактической реализации прав иностранных инвесторов, установленных в нормах международного права на своей территории.

Таким образом, международно-правовые гарантии иностранных инвесторов - это установленные на основании международных соглашений обязательства государств в области межгосударственного инвестиционного сотрудничества, принятые с целью обеспечения сохранности иностранной собственности и фактической реализации прав иностранных инвесторов, закрепленные в нормах международного права на своей территории.

Скорейшая разработка системы  мер, направленных на устранение имеющихся  недостатков в регулировании  иностранных инвестиций, должна содержать  в первую очередь недвусмысленные гарантии, которые в перспективе могли бы быть решающим фактором при выборе России в качестве страны для инвестирования. Между тем создание эффективного механизма защиты иностранных инвестиций - проблема сложная.

Принятие международных  соглашений о поощрении и защите иностранных инвестиций обеспечивает дополнительную защиту прав иностранных инвесторов. В значительной степени положения этих международных соглашений повторяют, конкретизируют и дополняют положения национального законодательства, касающиеся предоставления гарантий иностранным инвесторам.

Юридические гарантии прав иностранных инвесторов могут быть классифицированы по содержанию. Данная классификация включает в себя:

- гарантию сохранения  действия законодательства;

- гарантию от национализации и реквизиции;

- гарантию при прекращении  инвестиционной деятельности;

- гарантию перевода  платежей в иностранной валюте, доходов, сумм, полученных в связи  с ликвидацией деятельности иностранных  инвесторов, за границу;

- гарантию перевода  компенсации при национализации, реквизиции, при возмещении убытков;

- использование прибылей  в национальной валюте каждого  государства;

- гарантию, касающуюся  разрешения споров, возникающих  в связи с осуществлением иностранных  инвестиций;

- гарантию возмещения убытков, причиненных вооруженным конфликтом или гражданскими беспорядками;

- гарантию возможности  реинвестирования прибылей, полученных  в национальной валюте страны-реципиента.

Юридические гарантии могут  быть классифицированы по уровню их закрепления: законодательные и международно-правовые.

После определения понятия  международно-правовых гарантий необходимо определить их роль и место в системе  международного инвестиционного права.

В первую очередь необходимо отметить, что международно-правовые гарантии иностранных инвестиций составляют содержание норм международного публичного права.

В то же время норма  права - это форма, которая закрепляет права и обязанности, т.е. гарантии прав участников правоотношений в области  инвестиционной деятельности. Это объясняется тем, что основу механизма правового регулирования инвестиционных отношений, на каком бы уровне оно ни осуществлялось, составляет правовая норма.

Нормы права, в которых  закреплены международно-правовые гарантии, содержатся исключительно в международных договорах, следовательно, устанавливается договорная форма их выражения.

По своему воздействию  на участников международных публичных  отношений нормы подразделяются на универсальные и партикулярные (действующие среди ограниченного  числа участников). Универсальные нормы регулируют отношения всех субъектов международного права.

Международно-правовые гарантии предоставляются инвесторам в зависимости  от наличия у них соответствующего соглашения. Следовательно, для международно-правовых гарантий в сфере иностранных инвестиций характерен партикуляризм.

По методу правового  регулирования международно-правовые нормы подразделяются на диспозитивные  и императивные. У субъектов международного права (государств, международных организаций) нет права изменить объем и  содержание прав и обязанностей в области гарантий иностранных инвестиций, предусмотренных международно-правовой нормой. Следовательно, международно-правовые гарантии в сфере иностранных инвестиций составляют содержание императивных норм международного права.

Участниками межгосударственных инвестиционных отношений выступают как государства, так и другие субъекты международного права. Субъектами немежгосударственных инвестиционных отношений выступают юридические, физические лица. В итоге немежгосударственные отношения подчиняются международно-правовым нормам, установленным на уровне межгосударственных отношений.

В рамках ООН была создана  Компенсационная комиссия, которая  рассматривала требования к Ираку  в связи с ущербом, причиненным  иностранным гражданам и юридическим лицам вторжением и оккупацией Ираком Кувейта. Согласно Резолюции ООН 687 (1991 г.), ей был предоставлен мандат, в котором подтверждается ответственность Ирака за "любые прямые потери, ущерб в результате незаконного вторжения Ирака и оккупации им Кувейта". Таким образом, ответственность Ирака не ограничивалась потерями, причиненными в результате действий Ирака или его агентов, а охватывала все потери, являвшиеся прямым следствием вторжения в Кувейт и его оккупации.

Предусматривалось, что  потери, понесенные в результате фактических военных операций или угрозы военных действий любой из сторон, являются прямым результатом вторжения в Кувейт и его оккупации. Возникали и другие юридические вопросы, вытекающие из претензий, например относительно даты потери. Дата возникновения потерь определялась для выработки рекомендаций о компенсации процентов и для выбора надлежащего валютного курса, по которому будут пересчитаны потери, заявленные не в долларах США, а в других валютах.

Указанная дата зависела от характера потери. Претензии в отношении прекращенных перевозок или снижения объема хозяйственной деятельности, приведших к упущенной выгоде, касались потерь, понесенных за длительный период времени. В соответствии со своими выводами эксперты за дату потери приняли середину подпадающего под компенсацию периода, в ходе которого имела место потеря. Все рекомендованные размеры компенсаций не включали в себя поданные заявителем отдельные претензии по процентам.

Что касается потерь материальной собственности, то в качестве даты потери было определено 2 августа 1990 г., поскольку она совпадает с заявленной заявителем датой потери контроля над данным имуществом.

Многие заявители представили  претензии не в долларах США, а  в других валютах, и, соответственно, все расчеты по претензиям были произведены в первоначально указанных валютах. Но Комиссия исчисляла компенсацию в долларах США, применяя средний курс, рассчитанный по курсам, опубликованным в Monthly Bulletin of Statistics (издание ООН). Эти правила применялись ко всем претензиям, за исключением выраженных в кувейтских динарах. Относительно присужденной компенсации, рассчитанной в кувейтских динарах, были приняты к сведению резкие колебания курса динара в период оккупации, поэтому в качестве наиболее подходящего курса применялась его котировка по состоянию на 1 августа 1990 г.

Основное правовое требование для подаваемых в Комиссию претензий  заключалось в том, что потери либо ущерб должны были быть прямым следствием вторжения в Кувейт и  его оккупации.

Информация о работе Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций