Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:55, аттестационная работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является всестороннее, комплексное исследование правового статуса Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.
Достижение поставленных целей предопределило необходимость решения следующих задач:
1. Выявить основные теоретические и практические проблемы становления и развития правового института страхования иностранных инвестиций в международном праве, и выделить исторические предпосылки создания Многостороннего агентство по гарантиям инвестиций
2. Выделить место многостороннего агентства по гарантиям инвестиций в современной системе защиты инвестиций

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации Государственное образовательное учреждение.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Было решено: заявитель, требующий компенсации в отношении потерь или ущерба, причиненных в результате угрозы военных действий в каком-либо месте за пределами Ирака или Кувейта, должен представить конкретные подтверждения того, что такие потери или ущерб стали прямым результатом "реальной и серьезной угрозы, которая была тесным образом связана с вторжением Ирака и оккупацией им Кувейта" и находилась в пределах фактической досягаемости военных средств образования, от которого исходила эта угроза, в свете "фактического положения на театре военных операций" в соответствующий период.

 Все изложенное о данной Комиссии позволяет сделать вывод, что был создан механизм, позволяющий приводить в исполнение вынесенные ею решения независимо от воли Ирака. Таким образом, принцип государственного иммунитета не препятствует процессуальной защите прав инвестора при использовании указанных институтов

Следовательно, в случае нарушения международного обязательства, а именно необеспечения государствами  международно-правовых гарантий, реализуется  международная ответственность, которая заключается в уведомлении деликвента и предъявлении ему требований.

Особенность реализации ответственности за нарушение государствами  принятых обязательств проявляется  в наличии международного институционного  механизма по защите прав иностранного инвестора.

В рамках Международного банка реконструкции и развития в 1985 г. разработана и создана  Сеульская конвенция об учреждении МИГА (Многостороннего агентства  по гарантиям инвестиций). Россия ратифицировала ее 22 декабря 1992 г.

На основании Конвенции  учреждена межгосударственная организация, которая занимается страхованием инвестиционных рисков. Преимущество данной организации  как многостороннего международного агентства состоит в том, что  все участники (государства) приняли  на себя обязательства признавать права агентства, приобретаемые по суброгации (ст. 18 Конвенции).

Таким образом, Сеульская  конвенция представляет собой документ, содержащий признание подавляющим  числом государств мира принципа суброгации при страховании от политических рисков, осуществляемых агентством.

Особенность суброгации состоит в том, что права частного лица передаются субъекту международного права, защищаются на межгосударственном уровне, т.е. происходит трансформация  гражданско-правовых отношений в  международные публично-правовые.

К примеру, в пп. (i) п. (а) ст. 11 Конвенции к покрываемым  рискам отнесены введение по инициативе принимающего правительства ограничений  на перевод за пределы принимающей  страны ее валюты.

В силу ряда причин не все  частные инвесторы осуществляют страхование своих капиталовложений в МИГА.

Спор между иностранным  инвестором и государством-реципиентом  не носит международно-правового  характера. Сложность ситуации заключается  в том, что стороны спора занимают неравное положение по отношению друг к другу.

В связи с рассмотрением  проблемы разрешения инвестиционных споров встает вопрос о судебном иммунитете государства.

Для разрешения данных противоречий была принята Вашингтонская конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами.

Цель данной Конвенции - изъятие инвестиционных споров из юрисдикции внутригосударственных  судов и передача их на рассмотрение в международный арбитраж, созданный  исключительно для реализации этой цели. В качестве такого учреждения выступает Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

Решение арбитража обязательно  для спорящих сторон и не подлежит обжалованию. Статья Конвенции гласит: "Каждое Договаривающееся Государство  признает решение арбитража, вынесенное в соответствии с настоящей Конвенцией, в качестве обязывающего и обеспечивает исполнение денежных обязательств, налагаемых решением арбитража, в пределах своей территории".

Таким образом, государства - участники данной Конвенции ограничивают свой судебный иммунитет в интересах обеспечения надлежащей защиты иностранной собственности, находящейся на их территории.

Таким образом, особое место  международно-правовых гарантий в системе  международного права определяется их спецификой, а именно: договорный характер их закрепления; партикуляризм; императивный характер содержащихся в них предписаний; установление эффективной системы защиты прав иностранных инвесторов в международных соглашениях на территории государства-реципиента.

 

Заключение

МИГА, также МАИГ — Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (англ. MIGA — Multilateral Investment Guarantee Agensy) — одно из автономных международных учреждений, которое, наряду с Международной финансовой корпорацией (МФК), Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и самим Всемирным банком входит в Группу организаций Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением Организации Объединённых Наций. Целью МИГА является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

МИГА основано в 1988 году. Оно содержится на взносы стран-участниц. В настоящее время (по сост. на 1 сентября 2008 г.) в МИГА представлена 172 страна, в том числе Российская Федерация. Уставный капитал МИГА превышает 1 млрд долл. США. Конвенция об учреждении МИГА подписана в Сеуле 11 октября 1985 г. Штаб-квартира МИГА находится также в Вашингтоне.

Правовой статус Агентства весьма своеобразен. С одной стороны, это международная межправительственная организация, обладающая юридической правосубъектностью, с привилегиями и иммунитетом, присущим субъекту международного права. Например, МИГА пользуется судебным иммунитетом против исков, возбужденных против него государствами-членами или от их имени, а также по вопросам персонала, а его имущество - иммунитетом от предварительного обеспечения иска. Активы Агентства не подлежат реквизиции, конфискации, экспроприации или какой-либо иной форме ареста по решению исполнительных или законодательных органов того или иного государства. Его архивы неприкосновенны, имущество, доходы и операции освобождаются от любых налогов и таможенных пошлин. Иммунитет высших должностных лиц Агентства приравнен к дипломатическому.

Но в то же время  основной предмет деятельности МИГА - страхование инвестиций от политических рисков - носит чисто коммерческий характер. Поэтому она обладает признаками, характерными для коммерческой организации. Прежде всего это выражается в том, что оно располагает акционерным капиталом. Первоначальный капитал Агентства составляет 1 млрд. дол., а специальных прав заимствования 1082 млн. дол. США. По своим страховым обязательствам МИГА несет самостоятельную имущественную ответственность перед страхователями. Поэтому ему всегда надлежит поддерживать баланс между своими задачами как международной организации и своей финансовой устойчивостью как учреждения, занимающегося страховыми операциями.

В настоящее время  развитым странам, объединенным в Шкале А как "Первая категория", принадлежит 60478 акций, из них США - 20519 акций, а развивающимся странам ("Вторая категория") - 47436 акций. Максимальный пакет акций в этой категории имеют Китай (3138), Россия (3137), Индия (3048). Данные цифры красноречиво свидетельствуют, что решающее влияние на МИГА оказывают развитые государства.

В самой Сеульской  конвенции перечень инвестиции, подпадающих  под условия страхования от политических рисков, определен в самых общих  выражениях таким образом, чтобы представить Совету директоров Агентства на основании правил текущей деятельности (Operational Regulations, далее OP) максимальную свободу усмотрения. МИГА занимается прежде всего страхованием прямых инвестиций, то есть такими формами вложения капитала, как приобретение пакета акций, дающего право участвовать в управлении предприятием. Но оно страхует также портфельные инвестиции. Предпочтение отдает тем из них, которые связаны с прямыми инвестициями.

Она также страхует прямые инвестиции, не связанные с долевым участием в уставном капитале, иначе именуемые "договорными прямыми инвестициями" (contractual direct investments).

Основу международно-правовой системы страхования, предлагаемой МИГА, составляет договор страхования, сторонами в котором выступает МИГА (страховщик, суброгат) и иностранный инвестор (страхователь, держатель гарантий). Несмотря на то, что МИГА имеет международную правосубъектность, в отношении иностранного инвестора, каковыми, как правило, являются юридические лица, оно выступает в роли страховой компании. В соответствии с заключенным контрактом одна сторона - Международное агентство по гарантиям инвестиций - обязуется выплатить другой стороне - держателю гарантий - определенную в договоре сумму, составляющую обычно процент от суммы убытков, которые понес держатель гарантии и которые возникли в результате наступления одного из перечисленных в контракте случаев. В свою очередь держатель гарантии обязуется в соответствии с заключенным с МИГА договором ежегодно выплачивать страховой взнос в размере устанавливаемого в договоре процента от суммы гарантии (Amount Guarantee).

Итак, МИГА страхует исключительно  некоммерческие (политические) риски, к которым ст. 11 Сеульской конвенции  относит:

1. риск введения ограничений  на перевоз валюты (currency transfer risk);

2. риск экспроприации  или аналогичных мер (risk of expropriation or similar measures);

3. риск нарушения договора (breach of contract risk);

4. риск войны и гражданских  беспорядков (risk of war and civil disturbance).

Гарантии МИГА защищают инвесторов от рисков ограничения перемещения средств, конфискации, военных и гражданских волнений, нарушения условий контракта. Однако страхование от коммерческих рисков, например, от риска банкротства, не проводится. При предоставлении гарантий предпочтение предоставляется инвестициям в страны с низким доходом, в страны с политическим риском или затронутые конфликтами, в экологически и социально значимые проекты, в развитие инфраструктуры. МИГА осуществляет также страхование инвестиций, проводимых между развивающимися странами.

Претендовать на гарантии МИГА могут частные фирмы и  граждане, не зарегистрированные в  стране, в которую направляются инвестиции. Гарантии предоставляются на срок от 3 до 15-20 лет. В отличие от гарантий Всемирного банка, встречных гарантий от правительства страны инвестирования не требуется.

В то же время МИГА не предоставляет кредиты и не является самостоятельным инвестором. Гарантии не выделяются для инвестиций в производство табака и алкоголя, в организацию  азартных игр. Максимальный размер гарантий составляет в настоящее время 110 млн долл. США на один инвестиционный проект и 440 млн долл. США на одну страну. Путем совместного страхования и перестрахования лимит может быть значительно превышен.

В целом можно сказать, что создание М ИГА стало большим шагом в развитии страхования инвестиций от политических рисков. Благодаря Сеульской Конвенции инвесторы из страны участников Конвенции, в которых отсутствуют государственные агентства по страхованию инвестиций, или из стран, где такие агентства имеют ограниченные возможности (т.е. преимущественно инвесторы из развивающихся стран), получили возможность застраховать от политических рисков свои инвестиции. Вместе с тем офаничение максимального размера страховой суммы 50 млн. долларов по каждому инвестиционному проекту, застрахованному Агентством самостоятельно, не дает основании для преувеличения роли Агентства в развитии инвестиционных потоков в последние десять лет.

 

Список литературы

1. Комментарий Конвенции об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций. Опубликован в сб.: Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России. С. 245.

2. Лебединец И.Н. Международно-правовые  гарантии иностранных инвестиций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 23 - 24.

49. Савенкова О.В., Туктаров  Ю.Е. Понятие и особенности  гражданско-правовых гарантий // Известия  вузов. Серия: Правоведение. 1999. N 3. С. 83 - 86.

63. Шеминова М.Я. Гарантии  защиты иностранных инвестиций // Иностранные инвестиции в странах  СНГ и Великобритании / Отв. ред. А.А. Рубанов, Н.И. Соловяненко. М., 1992.




Информация о работе Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций