Муниципальное право как отрасль права Кыргызской Республики на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 06:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность – в настоящее время развитое местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства. В частности это неотъемлемая часть общегосударственной системы сдержек и противовесов. Упомянутая система не должна пониматься как исключительный механизм регулирования взаимоотношений между органами государственной власти, законодательной, исполнительной и судебной. Наряду с сочетанием различных интересов на государственном уровне необходимо сочетании интересов государственных и интересов каждого отдельно взятого сельского населенного пункта, города, каждой каким либо способом обособленной населенной территории. Роль выразителя таких интересов и призвано играть местное самоуправление.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
1.1. Основные понятия органов местного самоуправления
1.2. Организационно-правовые формы местного самоуправления
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Исторические этапы развития компетенции и полномочий местной власти
2.2. Пути совершенствования деятельности органов местного самоуправления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальное право как отрасль права Кыргызской Республики.docx

— 60.09 Кб (Скачать файл)

       В условиях демократического обновления современной Кыргызской Республики сочетания государственного и общественного  начал в реализации местного самоуправления способствуют решению значимых задач  государственного строительства: укреплению основ правового государства  и гражданского общества; утверждению  принципов народовластия посредством  участия населения в управлении обществом и государством; преодолению  функциональных диспропорций организационной  структуры управления и т.д. На основании  вышесказанного необходимо разработать  правовой механизм, способный, с одной  стороны, обеспечивать достаточную  степень самостоятельности органов  местного самоуправления для реализации собственных полномочий, с другой - не допускать их чрезмерной автономизации.

       Исходя  из различных, точек зрения современных  ученых4 относительно функциональной специфики местного самоуправления, можно сделать вывод, что государственная власть и местное самоуправление находятся не только в условиях взаимодействия, но и в органичном функциональном единстве, так как и государственная власть, и местное самоуправление есть ничто иное, как различные организационно-правовые формы власти народа К тому же местное самоуправление является одной из форм реализации прав и свобод человека и гражданина, которые государство обязано признавать, соблюдать и защищать. Анализируя уставы местных сообществ, можно прийти к выводу о том, что количество создаваемых органов местного самоуправления, состав, содержание деятельности определяется населением самостоятельно и во многом зависит от специфики развития местных сообществ.

       Местное самоуправление является частью гражданского общества. Оно реализуется в пределах муниципальных образований и включает в себя элементы самоорганизации населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения. Оно обеспечивается во взаимодействии органов местного самоуправления с населением. Это взаимодействие является важным элементом системы социальных взаимодействий в рамках города как муниципального образования.

       Сегодня в г. Бишкек становится все больше граждан, которые хотели бы принимать активное участие в решении вопросов местного самоуправления. Наиболее приемлемая форма такой деятельности - работа в органах территориального общественного самоуправления. Ведь именно они на практике осуществляют большинство прав и обязанностей, которые закреплены за населением в рамках территориального общественного самоуправления.

       Собрания  и конференции граждан обычно лишь формируют органы ТОС, принимают  их уставы, слушают отчеты о проделанной  работе. Основная же нагрузка по осуществлению функций территориального общественного самоуправления ложится на советы (комитеты) дворов, улиц, кварталов, микрорайонов. И именно деятельность данных органов общественного самоуправления нуждается в более подробной регламентации и изучении. Для этого по всей стране проводятся семинары, совещания, общественные слушания и дискуссии. Не стал исключением и наш регион. Недавно в Самарской губернской мэрии г. Бишкек уме состоялось заседание круглого стола, посвященного практике деятельности органов территориального общественного самоуправления.

       Вместе  с тем, утрата обществом традиций самоорганизации для решения вопросов совместного благоустроенного проживания на соответствующей территории, отсутствие должных финансово-экономических основ местного самоуправления, организационно-правовые и кадровые проблемы создают сложные условия для совершенствования практики местного самоуправления. Органы местного самоуправления нередко дистанцированы от населения и его насущных проблем, чрезмерно зависимы от органов власти Кыргызской Республики, не умеют вырабатывать согласованные решения, допускают несоблюдение законодательства о местном самоуправлении, коррупцию.

       Проблемная  ситуация состоит в том, что конституционное  разделение публичной власти, признание  местного самоуправления в качестве одной из самостоятельных форм народовластия  входит в противоречие с реальным состоянием организации деятельности граждан и соответствующих органов самоуправления определенной территорией. Происходит значительная задержка с реализацией законодательно закрепленных положений о самоуправлении.

       Осознание населением личной ответственности  и обязанностей в обустройстве своего города отстает от его ожиданий от местной власти. Взаимодействие органов местной власти с населением не востребуется обеими сторонами в той степени, чтобы стать фактором регулирования социальной напряженности.

       Таким образом, в развитии местного самоуправления существуют противоречия общественного характера, затрагивающие различные уровни социальной структуры и социальные институты политической, экономической и духовной сфер общества.

       На  уровне города социальные взаимодействия обретают особые свойства, являясь преимущественно опосредованными, безличными, анонимными, институционализированными. Их базовыми составляющими становятся статусно-ролевые позиции, которые организованы, соединены между собой и упорядочены благодаря социальным институтам и организациям, функционирующим в городе. Регуляция этих взаимодействий осуществляется на основе принципов целесообразности и взаимной эффективности, когда каждый партнер взаимодействия оценивает совокупное вознаграждение и затраты и при необходимости ограничивает свои притязания и соглашается на несимметричное вознаграждение.

       Органы  местного самоуправления представляют собой систему упорядоченных статусов и ролей, принудительно (по должности) и добровольно обеспечивающих процесс удовлетворения потребностей людей. Среди участников этих органов четко распределены функции, права и обязанности, обеспечивается обезличенность требований, нормы, контроль и санкции, устанавливается иерархия властных отношений в условиях самоуправления. Эти органы имеют свои учреждения, средства и ресурсы. Будучи выборным субъектом, органы местного самоуправления формируются по принципу волеизъявления муниципального сообщества, призваны реализовать общественные потребности.

       Обладание такими характеристиками позволяет  рассматривать органы местного самоуправления как социальный институт.

       Одной из форм совершенствования деятельности органов местного самоуправления является решение проблемы соотношения форм участия населения в реализации реального, а не декларативного права на представительную демократию на местном уровне.

       Основными формами реализации данного права  являются муниципальные выборы, местный референдум. Референдум определен как форма взаимодействия населения и представительного органа местного самоуправления. Причинами проведения референдума являются необходимость выявления мнения населения по наиболее важным вопросам местного значения либо желание достижения наивысшей степени легитимности в необходимых случаях.

       Муниципальный уровень власти характеризуется  наибольшей вариативностью форм демократии, причем дать четкую их структуризацию невозможно, так как по инициативе населения они могут свободно перетекать из одной формы в другую.

       Формы демократии по характеру взаимодействия с представительными органами муниципальных  образований можно представить  следующим образом:

  • формы прямого волеизъявления при выборах и отзыве депутатов представительного органа. При выборах предпочтительнее мажоритарная система в силу ряда причин - усиление связи с населением и усиление ответственности депутатов перед населением, деполитизация муниципальной сферы, простота и эффективность ее применения;
  • альтернативные представительным органам формы (референдум, опросы). Необходимо предусмотреть в первую очередь не политические, а правовые рамки и условия применения референдума на местном уровне;
  • формы, замещающие собой представительные органы (территориальное общественное самоуправление, сходы, конференции). Наиболее эффективны в муниципальных образованиях и на муниципальных территориях с малой численностью населения;
  • формы воздействия населения на процесс принятия решений представительным органом (депутатский наказ, народная инициатива, обсуждение населением проектов актов представительного органа по вопросам местной жизни). Наиболее эффективные способы конструктивного сотрудничества власти в лице представительных органов и населения совместно с контрольными формами;
  • формы контроля населением представительного органа (отчет депутата перед избирателями).

       Как видно, организационные основы местного самоуправления и современные формы непосредственной демократии призваны обеспечить взаимодействие населения с представительными органами муниципальных образований, самостоятельность деятельности населения по управлению местными делами, создать условия для эффективного решения вопросов, возникающих на местном (публичном) уровне власти.

       Исходя  из информации, что жители испытывают недостаток в организованной и достоверной информации о деятельности администрации местной власти.

       Важно поднять уровень районных и городских  газет, сделав их для населения столь же значимыми, как и федеральная пресса.

       Необходимо  дальнейшее расширение и насыщение  сети информационных стендов, выпуск информационных бюллетеней и листовок, регулярность поступления в почтовые ящики нужной для жителей информации.

       Следует перевести на регулярную основу и в строго установленное время выступления администрации города и районов в прямом эфире (радио,  телевиденье), использование «горячей линии» для связи с жителями.

       Требуется наладить постоянное информирование глав районных управ, для того чтобы повысить их осведомленность и желание  активно информировать жителей о своей деятельности.

       Провести  научно-практический семинар по обозначенной проблеме, с приглашением специалистов этой области, а также всех желающих жителей местного сообщества.

       При выполнение всех шагов необходимо не забывать о том что информация должна исходить не только из официальных источников СМИ принадлежащей частично или полностью администрации местной власти, а в основном из независимых газет, телеканалов, Интернет-сайтов. Ведь только таким образом можно получить независимую точку зрения, реальную оценку событий, и анализ предпринятых или не предпринятых действий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Как видим, успешное развитие местного самоуправления зависит не только от принятия законов, даже самых прогрессивных, и не только от внедрения организационных моделей. Необходимо, чтобы в общественном сознании перестал господствовать этамизм, чтобы в нем закрепились ценности политического участия и гражданской  ответственности, чтобы словесные  декларации о потребности в местном  самоуправлении получили воплощение в  соответствующих стратегиях личного  поведения. конечно, это чрезвычайно  сложные задачи, решение которых  займет не один десяток лет.

       Вот почему реформу местного самоуправления в Кыргызской Республике надо проводить  без установления большевистских сроков.

       Ведь  как у нас было: реформы к  такому-то числу, приватизация - к такому-то числу. В реформе местной власти этого делать нельзя. Мы должны понять: мы вступаем в огромный творческий период, где пустота между властями и народом должна быть терпеливо  заполнена живой народной инициативой. Эффективное местное самоуправление создает совершенно иную психологическую  атмосферу в обществе конструктивного  сотрудничества власти и граждан.

       Подробный историко-хронологический, политико-правовой и организационно-правовой анализ сравнительно короткой истории развития местного самоуправления в Кыргызской Республике показывает, что процесс его формирования и становления, полный борьбы идей, увлечений, ошибок и находок, был  сложным, трудным и шел поэтапно, то ускоряя, тозамедляя свой ход.

       Нередко возникали вопросы: так ли необходимо было функционирование реального местного самоуправления в стране, где еще  не сформированы институты гражданского общества, низок уровень благосостояния населения, сильны инерционные традиции эгалитаризма,  социального иждивенчества, политической аморфности?

       Почему  Президент Кыргызской Республики упорно старается проводить в жизнь политику реформы самоуправления, когда итак говорят о кризисе управляемости, который якобы наступил именно при правлении Акаева А.? А может это делается для того, чтобы пустить демократическую «пыль» в глаза мировой общественности?

       Итоги 12-летнего развития процесса самоуправления в Кыргызской Республике позволяют  констатировать – к началу 2003 года в молодом суверенном государстве, уверенно идущем по пути демократии, сформировалась необходимая организационно-правовая база и найдена своя собственная, национальная модель местного самоуправления. С высоты этого пройденного пути начала ясно обозреваться и перспектива  дальнейшего развития этого вида народовластия.

       В период с 1991 по 20002 г. непосредственно  по вопросам развития местного самоуправления (МСУ) были приняты 8 законов Кыргызской Республики, более 50 указов и распоряжений Президента Кыргызской Республики, 8 постановлений Президиума Верховного Совета Кыргызской Республики и Жогорку  Кенеша Кыргызской Республики и более 30 постановлений Правительства Кыргызской Республики. Данными законодательными и другими нормативно-правовыми актами были созданы правовые основы децентрализации и развития местного самоуправления, а также регулирования их взаимоотношений с органами государственной власти.

Информация о работе Муниципальное право как отрасль права Кыргызской Республики на современном этапе