Негосударственные пенсионные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 15:35, дипломная работа

Краткое описание

В силу своей социальной значимости пенсионное обеспечение играет огромную роль в жизни страны. Пенсионная система органично связана с системой оплаты труда, налоговой системой, состоянием рынка труда, положением на финансовом рынке, а также с демографической ситуацией.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы функционирования пенсионной системы 5
1.1. Понятие и виды пенсионных систем 5
1.2. Сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования 14
1.3. Правовые основы функционирования пенсионной системы России 24
Глава 2. Место и роль НПФ в пенсионной системе РФ 27
2.1. Содержание деятельности НПФ 27
2.2 Сравнительная характеристика деятельности НПФ в РФ и Республике Чили 32
Глава 3. Анализ деятельности НПФ по размещению пенсионных резервов и накоплений в управляющих компаниях на примере деятельности «Первый Национальный пенсионный фонд» 38
3.1. Оценка динамики основных показателей деятельности НПФ, анализ доходной и расходной частей бюджета НПФ 38
Глава 4. Анализ действующей практики функционирования негосударственных пенсионных фондов 54
4.1. Анализ развития негосударственного пенсионного обеспечения в России 54
4.2 Анализ роли негосударственных пенсионных фондов в реализации задач государственного пенсионного страхования 55
4.3 Перспективы развития деятельности негосударственных пенсионных фондов в России 60
Заключение 65
Список использованной литературы 67

Вложенные файлы: 1 файл

негосударственные пенсионные фонды.docx

— 565.38 Кб (Скачать файл)

В большинстве развитых стран доля государственной пенсии в совокупном пенсионном обеспечении граждан составляет не более 40 - 50%. Остальные 50 - 60% обеспечиваются частными пенсионными системами. Развитие в России негосударственной пенсионной инфраструктуры могло бы помочь решить задачу повышения явно недостаточного значения коэффициента замещения заработной платы пенсией, составляющего на сегодняшний день около 25%. Согласно же рекомендации Международной организации труда пособия по старости должны возмещать типичному получателю не менее 40% общей суммы утраченных общих доходов.

По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, в настоящее время в России зарегистрировано 247 негосударственных пенсионных фондов (далее – НПФ), причем лишь 218 фондов реально осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Только 187 фондов имеют численность участников, превышающую 1000 чел. 127 фондов зарегистрировали заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика и в соответствии с заявительным порядком вправе осуществлять эту деятельность. Однако реально функции страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, т.е. заключение соответствующих договоров, аккумулирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, ведение пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и т.п., выполняют лишь 106 фондов, причем только у 72 из них численность застрахованных лиц превышает 1000 чел.

Общая численность участников по негосударственному пенсионному обеспечению составляет в настоящее время 6,6 млн чел., застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, формирующих пенсионные накопления в НПФ, - 3,6 млн чел.

Объем собственных средств, которыми располагает система НПФ, составляет 628,5 млрд руб., причем средства имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, составляют 96,1 млрд руб., средства пенсионных резервов - 484,9 млрд руб., средства пенсионных накоплений - 42,6 млрд руб. Объемы этих средств в сравнении с показателями бюджета Пенсионного фонда РФ, только доходная часть которого в 2008г. предполагалась в размере 2,6 трлн руб., представляются явно недостаточными. Очевидно, что говорить о паритетном формировании пенсии граждан из государственных и частных источников пока еще рано.

Большая часть фондов (115 НПФ) осуществляет деятельность на основании лицензий, действие которых в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» прекратится 1 июля 2009г. Для получения новой лицензии НПФ должны будут соответствовать ряду новых формальных требований, в частности совокупный вклад учредителей каждого фонда должен составлять не менее 30 млн руб., а величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее 50 млн руб.

Такие требования к финансовым показателям фондов установлены в декабре 2007г. и, в числе прочих мер, направлены на повышение финансовой устойчивости системы НПФ. Действительно, государство в лице органов законодательной и исполнительной власти не может оставить без внимания вопрос надежности этой части пенсионной системы страны, поскольку невозможность исполнения фондами принятых обязательств по пенсионному обеспечению в случае возникновения способна вызвать большую социальную напряженность.

Таким образом, законодательство изначально устанавливает чрезвычайно высокий уровень средств фонда для обеспечения уставной деятельности и рассматривает наличие этих средств как дополнительную гарантию надежности исполнения НПФ принимаемых пенсионных обязательств. Согласно Федеральному закону «О негосударственных пенсионных фондах» - «фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом», в том числе образованным за счет учредительских вкладов. При этом, конечно, использование фондом для исполнения пенсионных обязательств имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, может рассматриваться как крайняя мера, применимая лишь в условиях полной невозможности исполнения обязательств за счет каких-либо иных собственных ресурсов НПФ.

В зарубежной практике обычно учредитель пенсионного фонда берет на себя роль гаранта его экономической устойчивости и при необходимости вносит средства для покрытия возникшего дефицита в случае, если результаты деятельности фонда окажутся хуже первоначально предполагавшихся. Однако в нашей стране ни для какой организации, даже крупной, нельзя гарантировать, что она будет способна осуществлять финансовую поддержку учрежденного ей НПФ в течение периода, сравнимого по продолжительности с периодом действия пенсионных договоров. Таким образом, гарантийные средства должны быть внесены единовременно при учреждении пенсионного фонда.

Однако новации могут иметь и негативные последствия. Из числа НПФ, действие лицензий которых прекращается в 2009г., указанным требованиям в настоящее время не соответствует 91 фонд. Общая численность участников этих фондов составляет 755,9 тыс.чел., застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию - 79,6 тыс.чел., совокупный объем пенсионных резервов равен 7,5 млрд руб., пенсионных накоплений - 1,5 млрд руб. Хотя доля этих фондов в суммарных показателях системы НПФ не так велика, тем не менее приостановление их работы негативно отразится на пенсионных перспективах сотен тысяч граждан.

Кроме того, важно понимать, что значительная часть этих фондов - местного значения и прекращение их деятельности надолго сделает затруднительным осуществление негосударственного пенсионного обеспечения в регионах, где крупные НПФ начнут работать еще не скоро. Остается надеяться, что за оставшееся до срока прекращения действия лицензий время такие фонды в основном еще смогут увеличить ресурсную базу до необходимых объемов, хотя здесь следует отметить, что в совокупности им необходимо привлечь свыше 1,5 млрд руб. учредительских вкладов и нарастить размеры имущества для осуществления уставной деятельности более чем на 3,1 млрд руб., а также то, что 54 НПФ необходимо будет увеличить совокупный вклад учредителей более чем в два раза, 57 фондам - увеличить размер имущества для осуществления уставной деятельности более чем в два раза. Очевидная невозможность такого резкого наращивания средств для осуществления уставной деятельности фондов приведет к применению соответствующих правовых санкций, нарушению прав и интересов сотен тысяч застрахованных лиц, возможно - к утрате системой НПФ общественного доверия.

Чрезмерность установленных требований к финансовым показателям пенсионных фондов наиболее очевидна при сравнении названных требований с аналогичными, предъявляемыми к организациям, наиболее тесно взаимодействующим с НПФ в процессе работы последних со средствами пенсионных резервов и пенсионных накоплений, т.е. управляющих компаний и конкретно тех из них, которые в силу специфики осуществляемой деятельности так и называются – «управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов». Для указанных организаций даже не законом, а подзаконным актом - письмом Федеральной службы по финансовым рынкам - на сегодняшний день установлен норматив достаточности собственных средств (аналог имущества для осуществления уставной деятельности НПФ) в размере 30 млн руб., а с 1 января 2009г. - в размере 40 млн руб.  пенсионный фонд негосударственный обеспечение

Несоответствие требований к НПФ и их управляющим компаниям очевидно. Необходимо помнить, что фонды не наделены правом самостоятельного инвестирования средств пенсионных накоплений и существенно ограничены в праве самостоятельного размещения средств пенсионных резервов. Таким образом, процесс инвестирования пенсионных ресурсов как таковой фактически выведен из-под контроля НПФ, которые, таким образом, ограничены в возможности противодействия инвестиционным рискам - наиболее существенному виду рисков, присущих пенсионной сфере. В отношении НПФ можно говорить лишь о риске злоупотреблений при перемещении средств, составляющих пенсионные ресурсы. Для предотвращения указанных злоупотреблений вполне достаточной представляется существующая схема управления пенсионными ресурсами под контролем специализированного депозитария и регулирующих органов. Риски же инвестиционного характера присутствуют в деятельности управляющих компаний и должны страховаться комплексом мер в отношении этих организаций, тем более что каждая из управляющих компаний может работать со средствами неограниченного числа НПФ.

Проблематичность увеличения вкладов учредителей в НПФ связана еще и с тем обстоятельством, что в соответствии с законом эти вклады передаются в НПФ без права отзыва и без возможности их компенсирования учредителям в какой-либо иной форме (в отличие от управляющих компаний, которые являются коммерческими организациями и в качестве таковых учреждаются именно с целью извлечения прибыли).

Неразрешимость этой проблемы при создании новых и усилении ресурсной базы действующих фондов настолько очевидна и значима, что в связи с ее существованием в среде специалистов пенсионной сферы возникло мнение о допустимости коммерциализации деятельности НПФ, необходимости изменения организационно-правовой формы организаций пенсионного обеспечения и страхования и т.д. Эта позиция, безусловно, отражает интересы юридических лиц - учредителей фондов, и реализация этих идей могла бы способствовать дальнейшему развитию негосударственной пенсионной системы, но в совершенно ином качестве. С учетом изначально социальной направленности создания и деятельности НПФ вопрос об их коммерциализации является чрезвычайно спорным. Гораздо более целесообразным представлялось бы применение более гибкого подхода при предъявлении формальных требований к финансовым показателям фондов, введение различных уровней этих требований к НПФ различного назначения, усиление устойчивости негосударственной пенсионной системы в большей мере за счет повышения надежности управляющих компаний и т.д.

 

Таблица 1.2.1 Размеры собственного имущества негосударственных пенсионных фондов в период 2004 - 2008 гг.

Год 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.

Число НПФ, представивших отчетность 257 270 261 256 240

Суммарные размеры имущества для осуществления уставной деятельности НПФ (млрд руб.) 31,5 42,5 59,6 91,4 96,5

Суммарные размеры пенсионных резервов НПФ (млрд руб.) 89,6 169,8 277,4 405,2 472,9

Суммарные размеры средств пенсионных накоплений НПФ (млрд руб.) - - 2,0 10,0 26,8

Суммарные размеры собственного имущества НПФ (млрд руб.) 125,6 215,8 344,3 514,8 603,1

 

Некоторой чрезмерностью формальных требований к финансовым показателям фондов отчасти объясняется недостаточность темпов развития системы НПФ в предшествующем периоде. В таблице 1.2.1 приведены значения некоторых характеристик системы за 2004 - 2008гг. по данным Инспекции негосударственных пенсионных фондов и Федеральной службы по финансовым рынкам. Из этих данных видно, что размеры привлеченных в систему пенсионных ресурсов растут опережающими темпами по отношению к размерам имущества для осуществления уставной деятельности НПФ. Число же самих фондов за этот период не только не увеличилось, а даже уменьшилось. Очевидно, что законодательные новации декабря 2007г. еще более затормозят развитие системы.

И, наконец, нельзя не отметить, что наращивать ресурсную базу системе НПФ приходится в условиях мирового финансового кризиса. В связи с экспортной ориентацией российской экономики и недостаточной развитостью ее финансовых рынков состояние экономик ведущих государств мира не могло не оказать сильного влияния на Россию.

1.3.  Правовые основы функционирования пенсионной системы России

 

С 1 января 2002г. в Российской Федерации проводится пенсионная реформа, суть которой заключается в переходе на страховые принципы пенсионного обеспечения. Право на трудовую пенсию и размер пенсии зависят от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за конкретного работника, который является застрахованным лицом.

Принципы пенсионного страхования закреплены в ряде принятых в декабре 2001г. и вступивших в законную силу Федеральных законах.

Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации были закреплены страховые принципы, которые гарантируют застрахованному лицу при наступлении страхового случая выплату пенсионного обеспечения в размере, зависящем от размера уплаченных за него страхователем страховых взносов [3].

Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению осуществляется за счет средств федерального бюджета [4].

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установил, что размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой, накопительной.

При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования.

Инвестирование средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды регулируется Федеральными законами от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменен порядок предоставления льгот гражданам, имеющим на них право, путем их предоставления в денежном выражении. Выплату ежемесячных денежных выплат осуществляют территориальные органы Пенсионного фонда РФ.

В целях поддержки лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, принято Постановление Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», оно принято в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды