Негосударственные пенсионные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 15:35, дипломная работа

Краткое описание

В силу своей социальной значимости пенсионное обеспечение играет огромную роль в жизни страны. Пенсионная система органично связана с системой оплаты труда, налоговой системой, состоянием рынка труда, положением на финансовом рынке, а также с демографической ситуацией.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы функционирования пенсионной системы 5
1.1. Понятие и виды пенсионных систем 5
1.2. Сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования 14
1.3. Правовые основы функционирования пенсионной системы России 24
Глава 2. Место и роль НПФ в пенсионной системе РФ 27
2.1. Содержание деятельности НПФ 27
2.2 Сравнительная характеристика деятельности НПФ в РФ и Республике Чили 32
Глава 3. Анализ деятельности НПФ по размещению пенсионных резервов и накоплений в управляющих компаниях на примере деятельности «Первый Национальный пенсионный фонд» 38
3.1. Оценка динамики основных показателей деятельности НПФ, анализ доходной и расходной частей бюджета НПФ 38
Глава 4. Анализ действующей практики функционирования негосударственных пенсионных фондов 54
4.1. Анализ развития негосударственного пенсионного обеспечения в России 54
4.2 Анализ роли негосударственных пенсионных фондов в реализации задач государственного пенсионного страхования 55
4.3 Перспективы развития деятельности негосударственных пенсионных фондов в России 60
Заключение 65
Список использованной литературы 67

Вложенные файлы: 1 файл

негосударственные пенсионные фонды.docx

— 565.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

  
Глава 2. Место и роль НПФ в пенсионной системе РФ

 

2.1. Содержание деятельности НПФ

 

Возможность перевода накопительной части пенсии в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) появилась у граждан 1 января 2004 года.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

    • деятельность по НПО участников фонда в соответствии с договорами НПО;
    • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию:
    • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и договорами об обязательном пенсионном страховании;
    • деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Деятельность такого рода фондов осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Фонды осуществляют деятельность по НПО независимо от осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.

В значительной степени отработана система государственного контроля за деятельностью фондов, включающая в себя их лицензирование, унифицированную систему бухгалтерского учета, обязательные ежегодные аудиторские проверки и актуарное оценивание, отчетность пенсионных фондов перед Инспекцией НПФ.

К настоящему моменту уже сложилась сеть общественных объединений и фондов. Сформирована инфраструктура, включающая в себя ряд организаций, которые специализируются на работе с фондами, в том числе специализированные депозитарии, управляющие компании, аудиторские фирмы, консалтинговые компании, фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения.

Система контроля НПФ является многоуровневой и включает в себя:

1. Государственное регулирование, надзор и контроль за деятельностью НПФ по НПО и обязательному пенсионному страхованию, осуществляет ФСФР РФ;

2. Внутренний контроль за соответствием своей деятельности по НПО и пенсионному страхованию (по обеспечению соблюдения фондом требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ) осуществляет служба внутреннего контроля;

. Оперативный контроль за деятельностью исполнительного органа фонда осуществляет ревизионная комиссия;

. Общественный контроль за деятельностью фонда и защиту интересов вкладчиков и участников фонда осуществляет попечительский совет;

. Внешний контроль за деятельностью фонда осуществляют: специализированный депозитарий, независимый аудитор, независимый актуарий.

НПФ самостоятельно ведут учет пенсионных накоплений и впоследствии сами рассчитывают и выплачивают накопительную часть пенсий. При этом НПФ не могут сами размещать средства пенсионных накоплений. Чтобы инвестировать пенсионные накопления, НПФ заключают договоры с одной или несколькими УК, которые занимаются инвестированием. Это дает возможность НПФ диверсифицировать риски управления средствами пенсионных накоплений и положительно влиять на уровень доходности.

Таким образом, граждане РФ вместо того чтобы доверить накопительную часть пенсии государству, могут воспользоваться услугами НПФ. Это по праву можно считать одним из самых больших достижений пенсионной реформы, которую государство проводит с начала 2002 года.

В РФ пенсионные резервы НПФ превышают 518 млрд. рублей. Общее число участников НПФ - более 6,3 млн. человек, из них дополнительную негосударственную пенсию получают более 1,2 млн. человек. НПФ участвуют в системе обязательного пенсионного страхования, пенсионные накопления составляют более 71,7 млрд. рублей. Количество застрахованных лиц - более 5,5 млн. человек (по данным ФСФР России).

Система НПФ, действующая в РФ в настоящее время, представлена 157 фондами, имеющими лицензию Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России (на 30.06.2010) .

 

Рис 1.1.

 

Диаграмма 1.1. Количество лицензированных НПФ

 

Вывод: Количество НПФ с 2006 года по настоящее время, исходя из данных графика, снизилось, что показывает высокий уровень контроля качества деятельности законодательством РФ. Тем не менее, пиковый период был в 2000 году, где максимальное количество НПФ составляло 291.

Субъектами отношений по НПО, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию признаны фонды, Пенсионный фонд РФ, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи.

Участниками отношений по НПО, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует пенсионные резервы. Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами фонд формирует пенсионные накопления. Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет: пенсионных взносов, дохода фонда от размещения пенсионных резервов, целевых поступлений. Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами устанавливается уполномоченным федеральным органом.

Представлена возможность в целях сохранения и накопления капитала размещать средства пенсионных резервов и инвестировать средства пенсионных накоплений при соблюдении принципов обеспечения сохранности указанных средств; обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей; определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке; учета надежности ценных бумаг; информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц; прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им; профессионального управления инвестиционным процессом.

Средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы только в активы, разрешенные для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».

Доход, полученный от размещения средств пенсионных резервов, направляется на пополнение средств пенсионных резервов, на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.

Доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляется на пополнение средств пенсионных накоплений, на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.

Покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, осуществляется за счет использования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

 

2.2 Сравнительная характеристика деятельности НПФ в РФ и Республике Чили

 

Чили - страна-пионер в области развития новой модели пенсионной реформы. Каждый работник формирует личный накопительный вклад, который затем становится его будущей пенсией.

Пенсионная реформа стартовала в Чили в 1981 году, через семь лет после военного переворота. К тому времени стало ясно, что государству угрожает дефолт по его социальным обязательствам и даже кредиты МВФ, ВБ и финансовая помощь со стороны США вряд ли помогут избежать его. К 1981 году в Чили резко возросло число пенсионеров и резко сократилось работающее население. Если в 60-е годы на одного пенсионера приходилось 12 работающих, то к началу 80-х годов это соотношение уменьшилось до 1 к 2, 2, то есть почти в 6 раз. Так возникла необходимость перехода от распределительной пенсионной системы к накопительной - такой, где каждый сам обеспечивает себе безбедное существование в старости.

Тогдашнего лидера Чили генерала Аугусто Пиночета обвиняли в нарушении прав человека. Однако вряд ли кто-либо стал бы обвинять его в нерешительности. К проведению пенсионной реформы руководство страны приступило без промедления. При этом ни о какой информационной работе с населением и ни о каких вариантах общественного обсуждения проекта реформы речи не шло. Пиночет полностью положился на мнение "чикагских мальчиков" - своих экономических советников - и американских экспертов, которые также приняли активное участие в проведении реформы. Они предложили не одну, а несколько схем формирования пенсионных накоплений. Работающий чилиец мог выбрать систему "плановых выплат". В этом случае средства, которые он отдал в пенсионный фонд, поступают в распоряжение компании-администратора. А та, разделив полученную сумму на определенное количество лет, выплачивает застрахованному лицу фиксированную прибавку к пенсии. Преимущество этой системы состоит в том, что оставшиеся после смерти пенсионера деньги могут унаследовать его родные, благо они считаются собственностью застрахованного лица и передаются по наследству.

Несмотря на это, немногие чилийцы пользуются схемой "плановых выплат". По истечении "плановых лет" компания-администратор перестает выплачивать пенсионеру что-либо: он "пережил" отведенный ему срок и больше не имеет право на какие-либо накопления. А так как подобная опасность есть всегда, чилийцы предпочитают иную систему - пожизненную ренту. Пенсионеру, избравшему ее, не приходится бояться, что он "заживется" на свете. Деньги рассчитаны так, чтобы их хватило на 30-40 лет после выхода человека на пенсию (в Чили пенсионный возраст наступает в 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин). Зато после смерти застрахованного лица его родственники утрачивают какое-либо право на получение оставшихся пенсионных средств. Деньги переходят в собственность страховой компании. Легко убедиться, что и эта схема имела свои недостатки и достоинства. Но именно она оказалась более популярной: страх, как отмечали эксперты, поборол жадность.

Однако выбором системы "пенсионные" проблемы не ограничились. В Чили 80-х годов, как и в современной России, широко практиковались выплаты "серых" зарплат. Предприятия, пытаясь избежать уплаты налогов, выводили "в белую" лишь минимальную часть своих расходов по заработной плате. В результате такими же минимальными оказывались пенсионные накопления чилийцев - во всяком случае, подавляющего большинства участников новой пенсионной системы.

Решение проблемы было найдено быстро, и оно оказалось весьма эффективным. Будущие пенсионеры по закону получили право переводить в пенсионные фонды столько средств, сколько они считали необходимым, но не менее 10% от суммы своей заработной платы. После этого поток денег в пенсионные фонды стал куда более активным: чилийцы поняли, что теперь только от них зависит, получат ли они "прибавку" на старости лет или вынуждены будут коротать последние годы жизни в нищете.

Когда эту проблему решили, на повестке дня оказалась другая: кто реально будет осуществлять накопление пенсионных сбережений? В дореформенный период в Чили деньги аккумулировались в государственном пенсионном фонде. В первые годы перестройки системы возникли 25 негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Им передали свои сбережения до двух третей работающих граждан страны - совсем неплохой показатель, если учесть, что разъяснительной работы с чилийцами государство не проводило. Эти фонды могли только накапливать средства, а управляли ими специальные компании-администраторы (АПФ). В начале реформы их было больше 15, сейчас осталось только 8. Правда, на чилийских финансовых рынках до сих пор действует "Провида" - крупнейшая компания-администратор, появившаяся еще в 70-е годы и "поглотившая" трех мелких АПФ. Она лидирует на рынке пенсионных накоплений с момента его появления. На сегодняшний день под ее управлением находятся пенсионные накопления 2, 5 млн. чилийцев, или 40% от общего числа застрахованных лиц, что составляет сумму в 11 млрд. долларов.

Однако более-менее спокойная жизнь у "Провиды" и у других компаний-администраторов наступила только в последние годы. А на первом этапе проведения реформы они сталкивались с серьезными трудностями. Прежде всего потому, что им фактически некуда было вкладывать средства: закон запрещал инвестировать пенсионные накопления в финансовые инструменты других стран, а своего фондового рынка в Чили на тот момент просто не существовало. Он появился в начале 80-х годов, однако сначала государство строжайше запрещало АПФ вкладывать пенсионные средства в акции. Только с середины 90-х годов, когда национальный фондовый рынок "устоялся", правительство пошло на некоторые послабления. Но и сейчас компаниям-администраторам не позволяется инвестировать более 7% средств в акции одной компании и более 5% средств - в акции одного банка. Также сохраняются определенные лимиты на вкладывание пенсионных накоплений в финансовые активы других стран. В государственные облигации позволено инвестировать не более 50% от общей суммы активов АПФ.

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды