Негосударственные пенсионные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 15:35, дипломная работа

Краткое описание

В силу своей социальной значимости пенсионное обеспечение играет огромную роль в жизни страны. Пенсионная система органично связана с системой оплаты труда, налоговой системой, состоянием рынка труда, положением на финансовом рынке, а также с демографической ситуацией.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы функционирования пенсионной системы 5
1.1. Понятие и виды пенсионных систем 5
1.2. Сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования 14
1.3. Правовые основы функционирования пенсионной системы России 24
Глава 2. Место и роль НПФ в пенсионной системе РФ 27
2.1. Содержание деятельности НПФ 27
2.2 Сравнительная характеристика деятельности НПФ в РФ и Республике Чили 32
Глава 3. Анализ деятельности НПФ по размещению пенсионных резервов и накоплений в управляющих компаниях на примере деятельности «Первый Национальный пенсионный фонд» 38
3.1. Оценка динамики основных показателей деятельности НПФ, анализ доходной и расходной частей бюджета НПФ 38
Глава 4. Анализ действующей практики функционирования негосударственных пенсионных фондов 54
4.1. Анализ развития негосударственного пенсионного обеспечения в России 54
4.2 Анализ роли негосударственных пенсионных фондов в реализации задач государственного пенсионного страхования 55
4.3 Перспективы развития деятельности негосударственных пенсионных фондов в России 60
Заключение 65
Список использованной литературы 67

Вложенные файлы: 1 файл

негосударственные пенсионные фонды.docx

— 565.38 Кб (Скачать файл)

Почему государство ввело эти ограничения по формированию инвестиционного портфеля, вполне очевидно. Дело в том, что оно с самого начала реформы взяло на себя определенные обязательства по гарантированию сохранности средств пенсионеров. В случае разорения компании-администратора или в том случае, если ее деятельность оказалась контрпродуктивной, государство обязано выплачивать чилийцу минимальную пенсию, которая на сегодняшний день составляет порядка 140 долларов, или 70% от размера минимальной зарплаты в стране. Понятно, что при массовых разорениях АПФ это может стать для бюджета невыносимым грузом. Поэтому государство в Чили предпочитает жестко контролировать деятельность как компаний-администраторов, так и негосударственных пенсионных фондов.

Такой курс полностью оправдал себя. Во всяком случае, громких разорений АПФ и НПФ в Чили пока не было. Зато доходность инвестиционного портфеля АПФ в первые же годы реформ в шесть раз превысила тогдашний среднегодовой уровень инфляции: первый показатель в 80-е годы составлял около 13%, тогда как второй колебался на отметке в 2-3%. Сейчас НПФ страны аккумулируют средства на общую сумму в 23-25 млрд. долларов, что составляет более 25% от объема национального ВВП. В накопительной системе участвуют свыше 6 млн, чилийцев - достаточно высокий показатель для страны с 15-миллионным населением. Благодаря "пенсионным" деньгам темпы роста национальной экономики увеличились в среднем на 2-3% в год. При этом правительству за счет этих средств удалось "поднять" главные отрасли промышленности, в частности металлургию, которая играет в Чили примерно такую же роль, как нефтяная отрасль в России. Так что результаты проведения пенсионной реформы в Чили действительно впечатляют. (www.rian.ru)

В России же условия пенсионного обеспечения считаются одними из самых демократичных в мире:

правом на пенсию в системе обязательного пенсионного страхования обладают все жители - как граждане РФ, так и постоянно проживающие на ее территории иностранцы и лица без гражданства;

- трудовая пенсия не  облагается налогом на доходы  физических лиц;

трудовая пенсия предоставляется по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца при условии, что страховой стаж (стаж работы, в течение которого работодатель вносил за работника денежные средства на страховую часть трудовой пенсии) застрахованного лица составляет не менее 5 лет;

- официальный возраст  выхода на пенсию по старости - один из самых низких в  мире: 55 лет женщин и 60 лет для  мужчин;

- социальная пенсия представляется  на 5 лет позже достижения официального  пенсионного возраста - мужчинам  с 65 лет и женщинам с 60 лет;

будучи однажды предоставленной, трудовая пенсия продолжает выплачиваться, даже если ее получатель меняет страну проживания.

Россия так же столкнулась с проблемами при осуществлении пенсионного обеспечения своих граждан (неблагоприятная демографическая ситуация, дефицит бюджета по государственному пенсионному страхованию), а итогом для большинства пенсионеров стал низкий размер пенсий. Средний размер пенсии при среднем размере заработной платы показан в промежутках с 2000 года по январь 2010 года, в диаграмме 1.2. ( данные с www.demoscope.ru <http://www.demoscope.ru>)

 

 

Рис 1.2.

Диаграмма 1.2. Соотношение среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы. (Рассчитано на сайте www.gks.ru)

 

Вывод: С развитием экономической ситуации в РФ прогрессируют и размеры выплат, показанные на данном графике. Наблюдается резкий подъем среднего размера назначенных месячных пенсий после пенсионной реформы 2002 года, а так же постепенное увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы.

Таким образом, ни в одной стране мира достойный уровень жизни пенсионеров не обеспечивается исключительно за счет государственной пенсионной системы.

 

Глава 3. Анализ деятельности НПФ по размещению пенсионных резервов и накоплений в управляющих компаниях на примере деятельности «Первый Национальный пенсионный фонд»

 

3.1. Оценка динамики основных показателей деятельности НПФ, анализ доходной и расходной частей бюджета НПФ

 

1.1 Динамика основных показателей  НПФ

Качество работы, опыт и надежность НПФ характеризуются динамикой прироста основных показателей.

Прирост пенсионных резервов. По темпам прироста пенсионных резервов НПФ «Первый Национальный пенсионный фонд» на протяжении последних лет занимает одно из лидирующих мест на рынке среди других НПФ.

 

Рис 2.1.

Диаграмма 2.1. Динамика пенсионных резервов

 

Вывод: как видно из представленного графика, резервы рассматриваемого НПФ стабильно растут на протяжении как минимум последних трех лет. Своего максимального значения показатели достигли по состоянию на июль 2008 года. Затем последовал некоторый спад, объясняемый общим ослаблением экономики. На протяжении 2009 года график демонстрирует положительную динамику.

По размеру пенсионных резервов Фонд входит в 20-ку самых крупнейших НПФ. (Данные ФСФР РФ за 01.07.2009 г.)

 

Таблица 2.1. Рейтинг Негосударственных Пенсионных Фондов по состоянию на 01.01.2009

 

Краткое название

Основные учредители

Название региона

Пенс. Резервы (тыс. рублей)

Число пенсионеров, получ. Пенс.

1

2

3

4

5

6

1

НПФ «ГАЗФОНД»

ОАО «ГАЗПРОМ»

Москва

232 846 430,00

67955

2

НОНПФ «Благосостояние»

ОАО «РЖД»

Москва

76 103 234,00

179599

3

Ханты-мансийский НПФ

администрация округа

Ханты-Мансийский ао

22 690 168,00

188304

4

НПФ Электроэнергетики

ОАО «РАО ЕЭС»

Москва

15 494 145,00

59911

5

НПФ Транснефть

ОАО «Транснефть»

Москва

13 106 472,10

5894

6

НОНПФ «ЛУКойл-Гарант»

ОАО «Лукойл»

Москва

9 244 839,00

35936

7

НПФ «Телеком-Союз»

отраслевой связистов РФ

Москва

8 492 408,40

88170

8

НПФ «НЕФТЕГАРАНТ»

ОАО «НК Роснефть»

Москва

7 069 299,50

22748

9

НОНПФ «Норильский никель»

ГМК «Норильский никель»

Москва

6 892 915,00

6729

10

НПФ «СтальФонд»

ОАО «Северсталь» (Череповецкий МК)

Вологодская обл.

6 298 181,00

16941

11

НПФ «Алмазная осень»

ОАО «АЛРОСА»

Республика Саха (Якутия)

6 136 220,90

14334

12

НПФ «Национальный НПФ»

ОАО «Татнефть» и др. предприятия Татарстана

Москва

4 639 759,30

20348

13

НПФ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ»

Предприятия города и области

Ханты-Мансийский ао

3 349 036,40

10760

14

НПФ «РЕГИОНФОНД»

Предприятия и банки газовиков

Москва

3 302 895,00

2323

15

НПФ «Сургутнефтегаз»

ОАО «Сургутнефтегаз»

Ханты-Мансийский ао

2 524 724,00

13482

16

НПФ «Социальная защита старости»

Магнитогорский МК и др. предприятия области

Челябинская обл.

2 164 559,00

8920

17

НПФ «ПРОМРЕГИОНСВЯЗЬ»

Ряд предприятий связи и банков

Москва

2 025 838,00

16846

18

НПФ «Первый национальный ПФ»

предприятия атомной промышленности

Москва

1 616 297,50

25374

19

НОНПФ «ЭНЕРГОАТОМГАРАНТ»

Предприятия атомной энергетики

Москва

1 527 098,20

12512

20

НПФ АО «АвтоВАЗ»

ОАО «Автоваз»

Самарская обл.

1 455 863,00

15237

21

НПФ «ТНК-Владимир»

НК «ТНК-ВР»

Владимирская обл.

1 455 035,10

16807

22

НПФ «НПФ ОПК»

Оборонные предприятия СПб

Санкт-Петербург

1 431 645,40

2104

23

НПФ «Газпромбанк-фонд»

ОАО «Газпромбанк»

Москва

1 404 423,00

268

24

НПФ «Социальное развитие»

Новолипецкий МК

Липецкая обл.

1 396 013,00

6793

25

НПФ «СТРАТЕГИЯ»

частное лицо

Пермский край

1 371 000,90

3513

26

НПФ Сберегательного банка

ОАО «Сбербанк РФ»

Москва

1 361 372,00

3066

27

НПФ «ИНГ»

ИНГ (голландский банк)

Москва

1 178 811,80

0

28

НПФ «Социум»

Базовый элемент (Дерипаска)

Москва

1 106 398,30

40061

29

НПФ «Внешэкономфонд»

Внешэкономбанк

Москва

1 016 585,00

504

30

НПФ «Оборонно-промышленный фонд»

Оборонные предприятия Москвы

Москва

959 565,00

7547

31

НПФ «Благоденствие»

ВСЖД

Иркутская обл.

951 445,10

5761

32

НПФ «Санкт-Петербург»

Лесопромышленные предприятия и ряд ЦБК

Санкт-Петербург

812 491,00

4132

33

НПФ «ВНИИЭФ-ГАРАНТ»

Ядерный центр (г. Саров)

Нижегородская обл.

802 672,50

4900

34

НПФ «УГМК-Перспектива»

более 15 горно-металургических предприятий

Свердловская обл.

775 505,20

5047

35

НПФ «Уголь»

Отраслевой

Москва

757 084,50

18731

36

НПФ «Райффайзен»

дочерний банку «Раффайзен»

Москва

652 630,20

315

37

НПФ «Торгово-промышленный»

ТПП РФ

Москва

617 915,00

757

38

МНПФ «АКВИЛОН»

 

Москва

612 251,60

1133

39

ННФПСО Металлургов

металлургические предприятия города

Москва

589 465,30

51746

40

НПФ «Волга-капитал»

 

Республика Татарстан

514 460,00

2903

41

НОНПФ «Моспромстрой-Фонд»

Строительные предприятия

Москва

445 768,00

2155

42

НПФ «ПОДДЕРЖКА»

 

Московская обл.

445 390,00

52

43

НПФ «Империя»

Предприятия города и области

Волгоградская обл.

441 577,80

3613

44

НПФ «Опека»

 

Москва

441 388,30

502

45

НПФ «Дорога»

структуры СКЖД и ряд ростовских банков

Ростовская обл.

392 076,40

5266

46

НОНПФ «Семейный»

Предприятия города и области

Свердловская обл.

383 216,70

5008

47

НПФ «Мосэнерго»

ОАО «Мосэнерго»

Москва

378 141,90

11734

48

НПФ «Первый промышленный альянс»

 

Республика Татарстан

377 329,90

 

49

НПФ «Cоциальный партнер»

ОАО «Аэрофлот» и ряд аэропортов

Москва

371 762,50

4877

50

НПФ «Мега»

 

Ханты-Мансийский ао

365 940,00

3678

51

НПФ «ПРОФИНВЕСТ»

 

Москва

335 580,20

346

52

НПФ «Капитан»

Морской порт СПб и аэропорт «Пулково»

Санкт-Петербург

326 670,20

1647

53

НПФ «Трансстрой»

 

Москва

304 709,00

185

54

НОНПФ «Пенсионный капитал»

структуры, близкие к Уралсибу и ЛУКойлу

Москва

296 529,00

533

55

НПФ «БЕРСИЛ»

 

Республика Татарстан

291 338,00

3475

56

НПФ «Система»

АФК «Система»

Москва

279 630,60

2599

57

НПФ «Надежда»

 

Москва

270 533,30

1

58

НПФ «Участие»

 

Московская обл.

252 851,00

0

59

НПФ «Доверие»

 

Нижегородская обл.

251 436,00

827

60

НПФ «ГЕФЕСТ»

 

Москва

249 394,00

426

61

НПФ «Промагрофонд»

Михайловский и Стойленский ГОКи и Стойленская Нива

Москва

217 792,00

14427

62

НПФ «Ресурс»

предприятия стройиндустрии Ростова

Ростовская обл.

207 807,20

1453

63

НОНПФ «Большой ПФ»

структуры ТМК, Реновы и СУАЛа

Москва

204 379,80

15317

64

НПФ «Газавтоматика»

 

Москва

200 159,70

286

65

НОНПФ «Уральский финансовый дом»

 

Пермский край

195 860,30

500

66

НПФ «Промрегион»

предприятия республики

Республика Башкортостан

192 990,00

2869

67

НПФ «Ветеран»

 

Москва

192 369,70

217

68

НПФ «Газификация»

ряд «облгазов»

Москва

188 153,00

712

69

НПФ «Эрэл»

 

Республика Саха (Якутия)

178 804,00

1378

70

НПФ «Авиаполис»

 

Москва

173 125,60

1564

71

Хакасский НПФ

 

Республика Хакасия

164 039,00

1993

72

НПФ «Содружество»

 

Тверская обл.

164 035,00

816

73

НОНПФ ВТБ Пенсионный фонд

Внешторгбанк

Москва

163 351,00

451

74

НПФ «ВЕРНОСТЬ»

 

Москва

161 324,70

241

75

НОНПФ «Московский городской негосударственный пенсионный фонд»

 

Москва

155 324,00

2146

76

НПФ «ПенФоСиб»

 

Кемеровская обл.

153 333,00

1754

77

НПФ Промстройбанка

ОАО «Промстройбанк»

Санкт-Петербург

142 463,00

569

78

Тольяттинский Муниципальный НПФ

администрация города

Самарская обл.

141 590,60

3217

79

НПФ «Дальмагистраль»

ДВЖД

Хабаровский край

136 575,00

1100

80

НОНПФ «ПЕНСИОН-ИНВЕСТ»

 

Челябинская обл.

136 250,40

104

81

НПФ «Корабел»

 

Москва

135 957,00

1157

82

НПФ «Профессиональный независимый ПФ»

ОАО «Трансстрой»

Москва

130 006,30

477

83

НПФ «ЦТК-Московский НПЗ»

Московский НПЗ и ЦТК

Москва

127 157,00

1415

84

НПФ «Пенсионный Фонд Внешторгбанка»

ОАО «Внешторгбанк»

Москва

127 009,00

265

85

НПФ «Кубанский пенсионный фонд»

администрации края и города и ряд банков

Краснодарский край

126 604,00

5314

86

НПФ «Согласие»

 

Москва

115 967,20

1699

87

НПФ «Выбор»

 

Москва

114 802,10

33

88

НПФ «Первый ПФ»

УК «Менеджмент - Центр»

Москва

114 124,60

1136

89

НПФ «Родник»

 

Москва

113 617,40

3

90

НПФ «Урал-АИЛ»

российско-американская СК и ряд предприятий Перми

Пермский край

110 342,90

429

91

НПФ «Урало-Сибирский Пенсионный Фонд»

 

Москва

108 374,10

336

92

НПФ «Русский фонд пенсионной опеки»

 

Москва

105 935,00

425

93

НПФ «Роствертол»

Таганрогский вертолетный завод

Ростовская обл.

105 795,00

876

94

НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ»

 

Свердловская обл.

101 685,00

264

95

НПФ «Генеральный ПФ»

 

Московская обл.

100 073,00

2

96

НПФ «Кооперация»

предприятия потребкооперации области

Москва

97 755,30

316

97

НОНПФ «Доверие»

 

Оренбургская обл.

96 284,70

428

98

НПФ «КОРАБЕЛ»

судостроительные заводы города

Санкт-Петербург

92 036,00

342

99

НПФ «Сберегательный»

ЦБК и алюминиевые предприятия Ленинградской области

Санкт-Петербург

90 460,00

3292

100

НПФ «Русь»

ЗАО «Эй Джи Капитал»

Москва

88 644,00

441


 

Вывод: отчетность представлена на начало отчетного периода (2009 год). С 18-го места в рейтинге на начало года, рассматриваемый фонд вошел в двадцатку по итогам первого полугодия.

 

Рис 2.2.

Диаграмма 2.2. Динамика пенсионных накоплений

 

Вывод: из данного графика видно, что объем пенсионных накоплений существенно увеличился за период с начала 2008 года. Финансовый кризис несколько снизил основной показатель во втором полугодии 2008 года. Но на настоящий момент возобновлен рост.

Знаковый показатель - это работа по обслуживанию участников. Фонд насчитывает около 78 000 участников, возраст которых от 2 до 84 лет. По этому показателю фонд стабильно входит в первую двадцатку фондов. При этом он обслуживает 234 предприятия различных отраслей.

 

Рис 2.3.

Диаграмма 2.3. Динамика количества участников

 

Вывод: за последние три года наблюдался устойчивый показатель по численности фонда. Вместе с тем, число участников постепенно приближается к 80 000 человек, что говорит о возрастающем доверии к фонду.

Ежемесячно от фонда получают пенсию около 26 000 пенсионеров - эта цифра позволяет фонду занимать на рынке одни из ведущих позиций.

 

Рис 2.4.

Диаграмма 2.4. Динамика количества пенсионеров.

Вывод: из данного графика видно, что количество пенсионеров в среднем одинаково. Существенный прирост наблюдался лишь в середине 2006 года.

негосударственный пенсионный фонд резерв

2.2. Доходная и расходная части бюджета НПФ

 

Главной задачей НПФ «Первый национальный пенсионный фонд» является непрерывная работа над повышением эффективности своей деятельности посредством укрепления позиций на рынке и обеспечения максимально широкого и качественного спектра услуг для своих клиентов. Отлаженная система организации выплат пенсий и многолетний опыт работы с пенсионерами дает 1-му НПФ право гарантировать своим вкладчикам высокий уровень обслуживания и надежность сбережения их пенсионных накоплений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Анализ действующей практики функционирования негосударственных пенсионных фондов

4.1. Анализ развития негосударственного пенсионного обеспечения в России

 

Проходящая в РФ пенсионная реформа послужила стимулом для развития негосударственных пенсионных фондов, чья деятельность сопряжена с рисками, сходными с рисками компаний страхования жизни. В рамках обязательного пенсионного страхования НПФ реализуют программы управления накопительной частью трудовой пенсии. Дополнительное пенсионное обеспечение предполагает пенсионные программы с установленными взносами и выплатами, срочные и пожизненные, с полной или частичной капитализацией.

Негосударственные пенсионные фонды стали в неотъемлемой составляющей пенсионной системы России, сегодня без их участия невозможно представить внедрение накопительных принципов в формирование пенсий, дальнейшее развитие как добровольного, так и обязательного пенсионного страхования.

Система негосударственных пенсионных фондов, действующая в Российской Федерации в настоящее время, представлена 253 фондами, имеющими лицензию на право деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Сформирована и успешно действует система государственного контроля за деятельностью фондов, включающая в себя их лицензирование, обязательные ежегодные аудиторскую проверку и актуарное оценивание фондов, а также отчетность пенсионных фондов перед Уполномоченным федеральным органом (ФСФР России).

Эффективно функционирует инфраструктура негосударственного пенсионного обеспечения, включающая в себя организации, которые специализируются на работе с пенсионными фондами, в том числе управляющие компании, специализированные депозитарии, аудиторские организации, актуарные и консалтинговые компании, а также фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения. В пенсионной индустрии появляются организации, осуществляющие по договорам с НПФ ведение пенсионных счетов

Наряду с Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов действует сеть региональных общественных объединений фондов.

На постоянной основе в фондах работает свыше пяти тысяч специалистов.

Негосударственные пенсионные фонды расположены в 47 субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве - 127 фондов, в Санкт-Петербурге - 22, в Свердловской области – 8, Самарской области и Республике Татарстан, Нижегородской, Пермской, Ростовской, Самарской областях и Ханты-Мансийском автономном округе – по 6.

С учетом филиальной сети негосударственные пенсионные фонды действуют в 61 регионе России,

В то же время в 23 регионах России до настоящего времени отсутствуют филиалы и представительства НПФ, хотя участники фондов проживают более чем в 80 субъектах Российской Федерации.

 

4.2 Анализ роли негосударственных пенсионных фондов в реализации задач государственного пенсионного страхования

 

Негосударственные пенсионные фонды заняли пока сравнительно скромное, но важное место, как в пенсионной системе РФ, так и на ее финансовом рынке. Основные показатели деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению по итогам 2008 года представлены в Приложении 1.

Участниками НПФ являются свыше 6,75 млн. человек, что составляет 9,6% занятого в экономике России населения. Распределение участников в зависимости от размера организаций крайне неравномерно. Точные данные отсутствуют, но можно с уверенностью говорить, что в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства (а в них по данным Госкомстата работает 47,7% занятых), негосударственное пенсионное обеспечение отсутствует. С учетом этого обстоятельства уровень охвата негосударственным пенсионным обеспечением работников организаций, которые не относятся к субъектам малого предпринимательства, в среднем по России составляет 18%.

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды