Некоммерческие организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании некоммерческих организаций.
Исходя из поставленной цели, определены следующие основные задачи исследования:
- рассмотреть понятие некоммерческой организации и его признаки;
- изучить виды некоммерческих организаций;
- рассмотреть создание и государственную регистрацию некоммерческих организаций;
- исследовать порядок реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций;
- сделать основные выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 5
1.1. Понятие и признаки некоммерческой организации 5
1.2. Виды некоммерческих организаций 9
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 16
2.1. Создание и государственная регистрация некоммерческих организаций 16
2.2. Реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Вложенные файлы: 1 файл

ГП курсовая - некоммерческие организации.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Хотя извлечение прибыли и не является целью некоммерческой организации, она в отдельных случаях ведет  такую деятельность, которая может быть отнесена к предпринимательской, поскольку предполагает выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг, например издание и реализация книг, журналов, проведение семинаров, консультаций, конкурсов (тендеров), организация спортивных, культурно – просветительных мероприятий.12

В ГК РФ говорится, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это  служит достижению целей, ради которых  они созданы.

Некоммерческие организации могут быть созданы физическими лицами, юридическими лицами, другими некоммерческими организациями.13

Физическими лицами создаются общественные объединения.

Юридическими лицами могут быть созданы, например, некоммерческие учреждения, потребительские кооперативы, фонды. Цель создания некоммерческих учреждений – осуществление управленческих, социально – культурных и иных функций некоммерческого характера. Юридическое лицо (собственник) финансирует это учреждение полностью или частично.

Некоммерческие организации могут быть созданы также и физическими, и юридическими лицами одновременно (потребительские кооперативы, фонды).

Создание одними некоммерческими  организациями других происходит в  форме их объединения в ассоциации и союзы. О правомерности такого объединения свидетельствует статья 50 ГК РФ. В этой же статье говорится о правомерности объединения в ассоциации и союзы коммерческих организаций, а также коммерческих и некоммерческих организаций.

Некоммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, обладает всеми признаками, характеризующими юридическое лицо:

1) имущественная обособленность;

2) организационное единство;

3) правоспособность;

4) самостоятельная ответственность.14

Имущественное обособление некоммерческой организации может быть выражено в: а) праве собственности; б) праве оперативного управления; в) праве хозяйственного ведения; г) денежных средствах на банковских счетах. Внешнее проявление имущественная обособленность находит в наличии самостоятельного баланса или финансового плана (сметы).15

Организационное единство закрепляется в учредительных документах некоммерческой организации.

Правоспособность некоммерческих организаций возникает в момент создания, который во времени совпадает  с моментом государственной регистрации  и прекращается в момент ликвидации. Некоммерческие организации имеют специальную правоспособность, то есть вправе совершать только те действия, которые соответствуют сфере их деятельности, предусмотренной в учредительных документах или в уставе. В соответствии со статьёй 24 Закона о некоммерческих организациях они могут осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещённых законодательством и соответствующих целям их создания.

Вместе с тем следует разграничивать предмет уставной деятельности некоммерческих организаций и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. В сфере гражданского оборота конкретные правомочия некоммерческой организации со специальной правоспособностью могут быть шире предмета её уставной деятельности.

В соответствии со статьёй 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям, однако в практике российского предпринимательства соответствующей целям деятельности некоммерческих организаций признаётся любая деятельность, не противоречащая законодательству.

Таким образом, любая некоммерческая организация вправе осуществлять любую  деятельность при условии, что получаемый доход направляется на цели, предусмотренные уставом некоммерческой организации.

В соответствии со статьёй 3 Закона о  некоммерческих организациях все формы  некоммерческих организаций, кроме  учреждений, отвечают по своим обязательствам собственным обособленным имуществом. Если же некоммерческая организация не в состоянии удовлетворить требование кредиторов, то это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Субсидиарную ответственность несут учредители потребительских кооперативов, учреждений, ассоциаций и союзов. При этом следует помнить, что субсидиарная ответственность собственника учреждения является полной, а во всех остальных случаях она ограничена долей собственника в общем объёме уставного капитала.16

В соответствии со статьёй 2 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целях, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Таким образом, закон не содержит исчерпывающего перечня целей деятельности некоммерческих организаций, и это позволяет учредителям расширять эту сферу по собственному усмотрению в рамках нормативных и законодательных актов. Учредители имеют возможность самостоятельно определять цели и направления деятельности некоммерческих организаций, отражая их в уставных документах.

В российской практике существует большое  количество некоммерческих организаций, которые можно подразделить на несколько  видов в зависимости от признака, положенного в основу классификации: 1) организации, в отношении которых учредители имеют право собственности или иное вещное право. К их числу относятся организации, финансируемые учредителями; 2) организации, в отношении которых их учредители, участники, члены не имеют имущественных прав. Это общественные и религиозные организации (объединения), фонды, торгово-промышленные палаты, автономные некоммерческие организации; 3) организации, в отношении которых их участники имеют обязательные права. Это, прежде всего некоммерческие партнёрства, потребительские кооперативы, учреждения, ассоциации и союзы.

В зависимости от состава участников некоммерческие организации подразделяются на: 1) организации, имеющие членство. К ним относятся потребительские  кооператоры, объединения юридических лиц, общественные и религиозные объединения, некоммерческие партнёрства, торгово-промышленные палаты; 2) организации, не имеющие членства. Это прежде всего фонды и автономные некоммерческие организации.

Некоммерческие организации можно  подразделить на две группы по составу учредительных документов: 1) некоммерческие организации, действующие на основании учредительного договора и устава. К ним относятся ассоциации и союзы; 2) организации, строящие свою деятельность только на основании устава. Это общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, некоммерческие партнёрства, потребительские кооперативы, автономные некоммерческие организации, торгово-промышленные палаты и товарищества собственников жилья.

 

ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1. Создание и государственная регистрация некоммерческих организаций

 

Согласно  п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается  созданным с момента его государственной  регистрации. Порядок создания НКО  регулируется гл. 3 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»17, а также правилами специальных федеральных законов, посвященных отдельным видам НКО.

Общий порядок  государственной регистрации юридических  лиц урегулирован ФЗ "О государственной  регистрации юридических лиц...". Государственная регистрация осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей"18, а также Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"19 является Федеральная налоговая служба, подведомственная Министерству финансов РФ.

Федеральными  законами может устанавливаться  специальный порядок регистрации  отдельных видов юридических  лиц. Такой порядок предусмотрен комментируемой статьей в отношении НКО (расширяется перечень документов, необходимых для регистрации, проверяется соответствие учредительных документов требованиям Закона, увеличиваются сроки государственной регистрации). Следует иметь в виду, что законы, посвященные тому или иному виду НКО, также могут содержать правила их государственной регистрации (например, ст. 21 ФЗ "Об общественных объединениях"20), которые, будучи специальными, имеют приоритет перед комментируемыми положениями.

Необходимым условием внесения сведений о создании НКО в единый государственный реестр юридических лиц является принятие решения о государственной регистрации НКО федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - федеральный орган в сфере регистрации НКО уполномоченный орган), или его территориальным органом. Ранее специальный порядок государственной регистрации был установлен в отношении отдельных НКО - торгово-промышленных палат, общественных объединений (в том числе политических партий, религиозных организаций, профсоюзов и национально-культурных автономий). Решение о государственной регистрации НКО или об отказе в государственной регистрации принимается на основании документов, которые должны быть представлены в соответствующий регистрирующий орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

Для НКО  предусматривается расширенный  перечень документов, необходимых для  государственной регистрации. Как  и любое другое юридическое лицо, НКО должно представить в регистрирующий орган заявление, решение о создании НКО, учредительные документы НКО, выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица, документ об уплате государственной пошлины. Заявление подписывается уполномоченным лицом (далее - заявитель) с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов. В отличие от общего порядка государственной регистрации не требуется нотариального удостоверения подписи заявителя. Учредительные документы представляются в трех экземплярах. Состав учредительных документов определяется с учетом организационно-правовой формы НКО на основании ст. 14 ФЗ. В решении о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов должен быть обязательно указан состав избранных (назначенных) органов (в двух экземплярах). За государственную регистрацию НКО взимается государственная пошлина в соответствии со ст. 333.33 НК РФ. В половинном размере уплачивают государственную пошлину политические партии и региональные отделения политической партии, для остальных НКО применяется размер, общий для всех юридических лиц, - в сумме 2000 рублей.21

Отдельно  подаются сведения об адресе (о месте  нахождения) постоянно действующего органа НКО, по которому осуществляется связь с НКО.

Если в  наименовании НКО используется личное имя гражданина, символика, защищенная законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полное наименование иного юридического лица как части собственного наименования - то документы, подтверждающие правомочия на их использование (например, договор с автором обозначения, используемого в качестве символики НКО, о передаче исключительных прав на использование данного обозначения).

Уполномоченный  орган или его территориальный  орган проверяет документы, представленные для государственной регистрации  НКО, на наличие оснований для отказа в государственной регистрации. Если такие основания не установлены, регистрирующий орган не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов должен принять решение о государственной регистрации НКО. Данное решение, а также документы, которые в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц..."22 необходимы для внесения сведений о создании НКО в единый государственный реестр юридических лиц, направляются непосредственно в соответствующий орган Федеральной налоговой службы, который в свою очередь вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней и сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации НКО, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи. Свидетельство о государственной регистрации НКО выдается органом, принявшим решение о государственной регистрации НКО.

В соответствии с гражданским законодательством  создание юридического лица предполагает формирование его обособленного имущества.

Однако  при создании некоммерческих организаций  принцип формирования обособленного  имущества не действует. Практика создания и дальнейшей деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации, особенно общественных объединений, показывает, что ни при создании, ни в ходе дальнейшей деятельности указанные организации не приобретают или имеют минимально необходимое для деятельности имущество. Причем имущественный фактор никоим образом не влияет на успешность деятельности некоммерческих организаций, в отличие от коммерческих.

Таким образом, анализ законодательства о создании и государственной регистрации  коммерческих и некоммерческих организаций, практики его применения в отношении  отдельных юридических лиц, обладающих общей или специальной правоспособностью, демонстрирует возможности совершенствования правового регулирования отношений по созданию юридических лиц и формированию их правоспособности.

2.2. Реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций

 

Некоммерческие организации могут  быть реорганизованы в порядке, предусмотренном  Гражданским кодексом РФ, Законом  о некоммерческих организациях и  другими федеральными законами. Реорганизация  некоммерческих организаций может  происходить в следующих формах: слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.23 При этом вновь возникшая некоммерческая организация, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, должна пройти процедуры государственной регистрации. Если реорганизация некоммерческой организации происходит в форме присоединения к ней другой организации, то первая из них считается реорганизованной только с момента внесения в единый реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённой организации. При преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной некоммерческой организации в соответствии с передаточным актом.

Информация о работе Некоммерческие организации