Нормативный правовой акт как источник права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексный анализ наиболее важных вопросов, связанных с источниками конституционного права такими как; нормативно-правовые акты, судебные прецеденты, конституционные обычаи, доктринальные источники, религиозные источники, международные договоры.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие “Нормативный правовой акт как источник права”;
- установить виды нормативных правовых актов;
- исследовать виды источников права.

Содержание

Введение 2
1. Нормативный правовой акт как источник права 4
2. Доктрина 15
3. Судебный прецедент 17
4. Конституционные (правовые) обычаи 20
5. Международный договор 22
6. Религиозные источники 24
Заключение 30
Список использованных источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Источники конституционного.docx

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение            2

1. Нормативный правовой акт как источник права    4

2. Доктрина           15

3. Судебный прецедент         17

4. Конституционные (правовые) обычаи      20

5. Международный договор        22

6. Религиозные источники         24

Заключение           30

Список использованных источников      31

 

 

Введение

 

Анализ юридической литературы и правовой жизни разных стран  показывает, что в мире существовало и существует множество источников права. Целью данной курсовой работы является комплексный анализ наиболее важных вопросов, связанных с источниками конституционного права такими как; нормативно-правовые акты, судебные прецеденты, конституционные обычаи, доктринальные источники, религиозные источники, международные договоры.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие “Нормативный правовой акт как источник права”;

- установить виды нормативных  правовых актов;

- исследовать виды источников  права.

Методом данной работы является анализ юридической литературы и правовой жизни разных стран.

В самом обобщенном смысле слово источник означает то, что  дает начало чему-нибудь, откуда исходит  что-нибудь, например, Солнце — источник тепла и света.

С экономической точки  зрения, источником права являются определенные экономические отношения, которые порождают соответствующие  им правовые системы.

Нередко понятие "источник права" отождествляют с понятием "источник знаний о праве", иными  словами, то, откуда люди получают сведения о нем. Для того чтобы стать  реальностью и успешно выполнять  свои функции, право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной юридической литературе это "внешнее  выражение права" в одних случаях  называют формой или формами права, в других - источниками, а в-третьих  — их именуют одновременно и формами, и источниками права.

Об источниках права говорят, прежде всего, в смысле факторов, питающих появление и действие права. Таковыми выступают правотворческая деятельность государства, воля господствующего  класса (всего народа) и материальные условия жизни общества.

Однако есть и более  узкий смысл понятия «источник  права», указывающий на то, чем практика руководствуется в решении юридических дел.

Важными источниками римского права были деловые обыкновения - правила, вырабатывавшиеся повседневной деловой практикой консулов, преторов и других должностных лиц. Для  романо-германского права характерным  источником в течение длительного  времени (XIII-XIX вв.) считалась правовая доктрина. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права  выступают: Коран - священная книга  ислама, сунна, или традиции, связанные  с посланием Аллаха, иджма, или "единое соглашение мусульманского общества", и кияс, или суждение по аналогии. В континентальных государствах это в основном нормативные акты. Договор как источник права имеет относительно небольшое распространение, обычай почти не имеет места, а прецедент континентальной правовой системой отвергается.

Представления об источниках права, так же как и об их видах, никогда не оставались неизменными. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились  в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив  какую-либо практическую значимость, сохранили  лишь историческую ценность. Среди  последних выделяются, например, сочинения  римских юристов, которые некогда  были практически значимыми, а в  настоящее время сохранили лишь свою теоретическую и историческую значимость.

В юридической науке источник права — это специальный правовой термин, который обозначает способ, внешнюю форму воплощения и закрепления  юридических норм. Он представляет собой единственное место нахождения юридических норм, некое вместилище, откуда люди черпают (используют, применяют) эти общеобязательные правила поведения.

В отечественных научных  и учебных изданиях под формой (источником) права иногда понимают внешнюю форму права. Наряду с  ней выделяют внутреннюю форму, которая  рассматривается как система, внутреннее строение права, распределение правовых норм по отраслям и институтам соответственно характеру регулируемых ими отношений  и методу правового регулирования.

Источником права являются официальные государственные документы (законы, указы), в которых закрепляются правовые нормы. Выраженные в таких  актах, юридические нормы приобретают  формальную определенность и общеобязательный характер, обеспечиваются мерами государственного принуждения.

Каждая система права  имеет свои конкретно определенные источники права.

Применительно к разным системам права можно выделить шесть групп источников конституционного права: нормативно-правовые акты, судебные прецеденты, конституционные обычаи, доктринальные источники, религиозные источники, международные договоры.

 

  1. Нормативный правовой акт как источник права

 

Нормативно-правовой акт – это изданный в установленном порядке

уполномоченным на это государственным органом акт правотворчества полномочного (компетентного) органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права, то есть это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Юридические нормы группируются в нормативных актах по определенным структурным образованиям (разделы, главы, статьи, пункты, части, абзацы и т.п.). Основным структурным элементом нормативного акта является статья. Соотношение нормы права и статьи закона поливариантно, зависит от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии. Никто, кроме органов государственной власти, не вправе принимать или отменять законы. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц (граждане, сотрудники органов внутренних дел, лица, проживающие в зоне радиационного контроля, и т.д.) и действует постоянно, до его официальной отмены. Этим он отличается от актов, не обладающих признаками нормативности. Все нормативно-правовые акты имеют государственный характер, то есть они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования. Все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Конституцией (Основным Законом). Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.

 Существенное значение имеет деятельность Национального центра правовой информации Республики Беларусь, создание в 1999 году Национального реестра правовых актов Республики Беларусь. Реестр представляет собой систему учета всех нормативных актов республики, является единым банком правовой информации и одновременно его издание выступает источником официального опубликования актов и официальным инкорпоративным сборником действующего законодательства. Опубликование нормативно-правовых актов осуществляется, как правило, после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (ст. 65 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

 Нормативно-правовые акты:

 * дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

 * иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

 * конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

 В странах с романо-германской правовой системой нормативные правовые акты являются основным источником права. Главенствующую роль среди них занимают законы как акты, принимаемые высшим представительным и законодательным органом. Высшей юридической силой среди законов обладают конституции. В качестве источника права здесь выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые обычаи. Этот источник широко используется (хотя и не преобладает) и в странах со сложившейся системой общего права, где главенствующее место занимает юридический прецедент (судебная и административная практика). Семья романо-германского права сформировалась в континентальной Европе (Германия, Франция, Италия, Испания и другие страны западной части континента) в результате рецепции (восприятия) римского права.

 Если нормативный акт (закон, подзаконный акт) противоречит Конституции, то этот акт должен быть приведен в соответствии с законом либо отменен. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченных на то органов законодательной власти. Конституция, в отличие от других органов, имеет основополагающий характер (ядро права). Итак, нормативный акт как источник права – это наиболее позднее творение человеческого разума. Нормативный акт очень удобная форма права.

 * Во-первых, он позволяет быстро и эффективно реагировать на изменение потребностей жизни; нормативные акты могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изложены, а то и отменены.

 * Во-вторых, нормативные акты исходят из единого центра: они объединены Конституцией Республики Беларусь и не должны ей противоречить. Другими словами, они более эффективно могут установить порядок.

 * В-третьих, нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, поскольку являются письменными источниками права. Все это позволяет обеспечить надлежащую определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, преградой для мошенничества.

 * В-четвертых, если выражение юридических норм в обычае и прецеденте имеет случайный и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

 Переход к нормативному регулированию посредством нормативных актов осуществлялся постепенно. Вначале они применялись для регламентации тех сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти, борьбы с преступностью. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативно-правовых актов расширилось. Они стали использоваться и в других областях общественной жизни, становясь преобладающим.

 Нормативно-правовой акт действует во времени, по территории (пространству), предметам действия, по кругу лиц, на которые распределяются нормы данного права.

 Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в законную силу. Следует четко отличать момент принятия нормативного акта от момента обретения им юридической силы, которая может возникнуть в день его подписания, если это прямо предусмотрено законом. Так, согласно ст. 104 Конституции Республики Беларусь законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Но, как правило, вступление нормативного акта в действие отдалено по времени со дня его принятия. Прекращение действия нормативного акта, то есть утрата им юридической силы, наступает при его отмене; фактической замене данного акта другим, регулирующим тот же круг вопросов; при истечении срока, на который был принят нормативный акт. В Республике Беларусь такой порядок определен Положением об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь, утвержденных Декретом Президента от 10 декабря 1998 года и Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года в редакции от 4 января 2002 года.

 Действие нормативно-правового акта в пространстве. Пределы действия нормативного акта в пространстве ограничены территорией государства, которая включает в себя сухопутную территорию, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство, недра, гражданские суда под флагом государства в момент их нахождения в открытом море, военные корабли, где бы они ни находились, космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект. В зависимости от юридической силы и иных характеристик нормативные акты могут распространять свое действие как на территории всего государства (Республики Беларусь), так и на определенной ее части (акты г. Минска, Бреста, Гомеля и т.п.).

 Действие нормативно-правового акта по предмету. Границы действия нормативного акта по предмету определяется кругом общественных отношений, на которые распространяются нормы, содержащиеся в данном акте:

 * неограниченное действие имеют нормы Основного Закона (Конституции), они без исключения распространяются на все правовые отношения, существующие в обществе;

 * действия отраслевых нормативных актов ограничены предметом определенной отрасли права. Например, Гражданское законодательство распространяется только на имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, независимы и не находятся в состоянии подчинения;

 * в свою очередь, в рамках определенной отрасли в правилах ее отдельных институтов специальные нормы имеют преобладающее значение по отношению к общим нормам. Например, если деяние обвиняемого попадает под статью «умышленное убийство», то при вынесении приговора будет применена именно эта статья, а не общая, где дано общее понятие преступления, которое играет вспомогательную роль. Такая же процедура происходит и в других отраслях права.

Действие нормативно-правового акта по лицам производно от порядка его действия по территории и предмету. По общему правилу нормативный акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия, и является субъектом отношений, на который он распространяется. Однако существуют и определенные особенности действия нормативных актов по лицам. Например, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами определенных правоотношений (избирать и быть избранными в высшие правительственные органы власти, быть государственными служащими, быть призваны на срочную военную службу и т.д.). Уголовные же законы имеют персональное действие, то есть распространяются на граждан данного государства независимо от их происхождения. А если иностранец или лицо без гражданства совершило преступление на территории Республики Беларусь, то на него распространяется уголовное законодательство Республики Беларусь. То же самое относится и к гражданам Республики Беларусь, если они совершили преступление на территории иностранного государства, скажем, в Польше, США и т.д., то есть они подлежат уголовным наказаниям по законам того государства, где совершили преступление. В связи с этим для практической деятельности необходимо получить четкие и недвусмысленные ответы по указанным параметрам каждого применяемого нормативного правового акта.

Информация о работе Нормативный правовой акт как источник права