Образование юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение образования юридического лица.
Объектом исследования данной курсовой работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе возникновения юридического лица.

Содержание

Введение
3
1. Теоретические основы положения о юридических лицах
4
1.1 Понятие, признаки и функции юридического лица
4
1.2 Правосубъектность юридического лица
9
2. Процедура образования юридического лица
12
2.1 Способы образования юридического лица
12
2.2 Учредительные документы юридического лица
15
2.3 Регистрация юридических лиц
19
3. Проблемы образования юридического лица
31
3.1 Незаконное образование юридического лица
31
3.2 Судебная практика по образованию юридического лица
32
Заключение
39
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданское право курсовая, образование юр. лица.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

     6. Функции ограничения предпринимательского риска. Ограничение предпринимательского риска - одна из тех целей, которые преследует юридическое обособление имущества. Собственник выделяет из всей своей имущественной массы определенную часть, которую решает предназначить для ведения предпринимательской деятельности, и закрепляет ее за созданной им организацией. Учредитель управляет юридическим лицом, получает прибыль от его деятельности, но не отвечает по его обязательствам или отвечает в ограниченно, заранее определенном размере. Правда, он рискует стоимостью той части имущества, которую он выделил при создании юридического лица: в случае неудачной предпринимательской деятельности и банкротства последнего он может не вернуть вложенных в дело средств.

     1.2 Правосубъектность юридического лица

     Под правосубъекностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права, то есть правоспособности и дееспособности.

     В науке гражданского права принято  различать общую и специальную  правоспособность. Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские  права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью обладают граждане. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

     До  недавнего времени юридические  лица в России могли обладать лишь специальной правоспособностью. Новый  Гражданский кодекс РФ 1994 г. наделил  частные коммерческие организации  общей правоспособностью. Анализ ст.49 ГК показывает, что общим принципом для юридических лиц, как и прежде, остаётся специальная правоспособность. Общая же правоспособность носит характер исключения из общего правила и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц.7

     Правоспособность  юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен  к его государственной регистрации (п.3 ст.49 и п.2 ст.51 ГК), и прекращается в момент исключения его из государственного реестра юридических лиц (п.8 ст.63 ГК).

     Объем правоспособности юридического лица определяется не только общем или специальным характером. Юридическое лицо не может обладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам. Осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензии).

     Для участия в гражданском обороте  юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличии от граждан у юридического лица право - и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

     Свою  правоспособность юридическое лицо реализует через органы, под которыми понимаются структурные единицы юридического лица, формирующие и выражающие волю юридического лица в целом.

     Органы - это не самостоятельные субъекты гражданского права, а части юридического лица, поэтому все принимаемые  ими решения и все совершаемые ими действия рассматриваются, соответственно, как решения и действия самого юридического лица. Органы могут быть коллегиальными и единоличными. В соответствии со ст.53 ГК именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанность. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица. К коллегиальным относятся, например, общее собрание участников (высший орган большинства организаций, имеющих более одного участника), совет директоров, правление, дирекция. Единоличными органами являются директор, генеральный директор, президент. Поскольку единоличные исполнительные органы, как и любые другие органы, есть часть самой организации, то они непосредственно, без доверенности действуют от её имени в отношениях с третьими лицами. Статья 174 ГК впервые вводит общее правило на случай совершения органом юридического лица сделок с превышением его полномочий, установленных учредительными документами.

 

      2. Процедура образования юридического лица

     2.1 Способы образования юридического  лица

     Любое предприятие как юридическое  лицо в соответствии с Гражданским  Кодексом РФ, независимо от организационно-правовой формы, обладает одинаковыми с другими  предприятиями правами. Значительные  различия заключаются в правах учредителей (участников, акционеров) юридического лица и должен определять выбор той или иной организационно-правовой формы предприятия.

     Юридические лица могут создаваться только в  одной из организационно-правовых форм8, предусмотренных законом. Гражданским кодексом РФ установлен закрытый перечень следующих организационно-правовых форм коммерческих организаций (создаются только для одной цели – извлечения прибыли.), подлежащих государственной регистрации при возникновении или изменении их правового статуса:

     - хозяйственные товарищества (ст. 66-68), подразделяющиеся на полные товарищества (ст. 69-81) и товарищества на вере (коммандитные товарищества) (ст. 82-86);

     - хозяйственные общества, подразделяющиеся на общества с ограниченной ответственностью (ООО) (ст. 87-94), общества с дополнительной ответ- ственностью (ст. 95), открытые и закрытые акционерные общества (ст. 96-104);

     - производственные кооперативы (ст. 107-112);

     - государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113), подразделяющиеся на унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия) (ст. 115), и унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114).

     Что касается некоммерческих организаций, то они согласно ГК РФ могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных как самим ГК, так и другими законами.

     В открытый перечень некоммерческих организаций  входят:

  1. потребительский кооператив (ст. 116);
  2. общественные и религиозные организации (объединения) (ст. 117);
  3. фонды (ст. 118 и 119);
  4. учреждения, финансируемые собственником (ст. 120);
  5. объединения юридических лиц в форме ассоциаций и союзов (ст. 120-123).

     Из  приведенного выше списка видно, что  организационно-правовых форм предприятий  существует великое множество. Достаточно сложно без квалифицированной юридической  консультации выбрать более приемлемую форму для будущего предприятия.

     Предприятия могут создаваться как гражданами – физическими лицами, так и  другими организациями – юридическими лицами. В момент организации предприятия  те, кто принимает решение о  его создании, будут по отношению  к этому предприятию учредителями, при этом не важно, в какой организационно правовой форме предприятие создается. Большое значение имеет вопрос о регистрации юридического лица. Государство предусматривает возможность создания его как субъекта права только в установленном им порядке

     В зависимости от характера участия  государственных органов в регистрации  юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие  способы образования юридических лиц9:

     Распорядительный  порядок  характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации не требуется, Это явление можно объяснить тем, что главная роль государства - обойтись без особой процедуры государственной регистрации создаваемого юридического лица. В странах с рыночной экономикой такой порядок заменяет явочный порядок образования юридических лиц. Для этого способа образования юридических лиц также характерно отсутствие специальной государственной регистрации последних. Предприятия (организации) создаются в силу самого факта желания учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица. Так, некоторое время в России в явочном порядке создавались профессиональные союзы, их объединения и отделения.10 За рубежом явочный порядок применяется, например, при создании ассоциаций во Франции и некоммерческих учреждений в Швейцарии.11 Однако, в настоящее время в статье 51 Гражданского Кодекса не предусматривается исключений о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно предположить что этот способ образования юридических лиц сегодня в России не применяется.

     Другим  способом образования юридического лица называют разреши- тельный порядок, который, в свою очередь, предполагает, что создание предприятия (организации) разрешено тем или иным компетентным органом. Современное действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности12, но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц. Для  создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) необходимо предварительное согласие федерального антимонопольного органа - ГКАП. Практически такое же согласие нужно и для создания любой коммерческой организации, если суммарная стоимость активов ее учредителей (участников) превышает 100 тысяч минимальных размеров труда.13 В России, как и в большинстве европейских стран, разрешительный порядок предусмотрен также для образования страховых обществ и банков.

     Правило второго абзаца пункта 1  статьи 51 Кодекса устанавливает так называемый нормативно-явочный порядок образования юридических лиц, который, в свою очередь, является третьим способом образования юридического лица - регистрирующий орган проверяет только соответствие представленных учредительных документов и действий учредителей нормам права, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо, а вступать в обсуждение вопроса о целесообразности или полезности создаваемого юридического лица он не вправе. Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного. Такой способ образования юридических лиц наиболее распространен в России, и за рубежом.

     2.2 Учредительные документы юридического  лица

     Значение  государственной регистрации юридических  лиц, ее рациональной организации, полноты единого реестра юридических лиц, достоверности содержащихся в нем сведений и их открытости для любого заинтересованного лица чрезвычайно велико. Только такая регистрация обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций и способствует устойчивости экономического оборота, поскольку регистрируются и изменения правового статуса юридических лиц14. Юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации15, и с этой даты возникает его правоспособность16.

     Одним из требований, предъявляемых законом  к созданию и деятельности коммерческого  юридического лица, является наличие  у него учредительных документов. Учредительные документы – это  своеобразная визитная карточка предприятия. В них содержится полная информация о предприятии: его наименование, место нахождения, учредители, порядок управления предприятием и другие сведения, предусмотренные главой 4 Гражданского Кодекса РФ и законом для юридических лиц соответствующего вида. Для ООО – это Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.98г. Для ЗАО – это Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.95г.

     Учредительные документы юридического лица имеют  две важные функции.

     Во-первых, выполняя внешнюю, представительскую функцию, они доводят до всеобщего сведения информацию об особенностях формы данного юридического лица, его правоспособности, наименовании, организационной структуре, месте его нахождения и другие сведения, которые могут иметь значение. Такие сведения, как правило, играют большую роль для лиц, вступающих в сделки с юридическим лицом. В случае изменения содержащихся в учредительных документах положений новые правила вступают в силу для третьих лиц только после их государственной регистрации. При этом в ситуации, когда третьи лица будут действовать в своих отношениях с юридическим лицом, изменения, в учредительные документы которого ещё не зарегистрированы, с учетом таких изменений, данное юридическое лицо не может оспаривать эти действия третьих лиц.17

     Во-вторых, выполняя внутреннюю функцию, они определяют отношения между учредителями юридического лица по поводу их участия в формировании имущества, распределении прибыли юридического лица, управлении им и т.д. Так, например, в учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия распределения между участниками прибыли и убытков, управления его деятельностью, условия и порядок выхода учредителей из его состава.

     Основным учредительным документом предприятия является устав предприятия. Текст Устава утверждается либо решением учредителя предприятия (в том случае, если учредитель единственный), либо решением общего собрания учредителей в форме протокола (в том случае, если учредителей несколько). Соответствующая запись об утверждении Устава делается на титульном листе Устава предприятия.

     Регистрирующий  орган предъявляет очень высокие  требования к тексту учредительных  документов. Если текст учредительных  документов не соответствует законодательным актам или недостаточно полно отражает изложенные в них нормы, то это может являться основанием для отказа в регистрации предприятия. Документы также должны быть определенным образом оформлены. Ниже приведены общие требования к оформлению учредительных документов, предоставляемых в ИФНС.

     1. Учредительные документы должны  быть отпечатаны на печатной  машинке либо с помощью компьютерной  техники.

     2. Учредительные документы не должны  содержать ошибок, подчисток или  исправлений.

Информация о работе Образование юридического лица