Образование юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение образования юридического лица.
Объектом исследования данной курсовой работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе возникновения юридического лица.

Содержание

Введение
3
1. Теоретические основы положения о юридических лицах
4
1.1 Понятие, признаки и функции юридического лица
4
1.2 Правосубъектность юридического лица
9
2. Процедура образования юридического лица
12
2.1 Способы образования юридического лица
12
2.2 Учредительные документы юридического лица
15
2.3 Регистрация юридических лиц
19
3. Проблемы образования юридического лица
31
3.1 Незаконное образование юридического лица
31
3.2 Судебная практика по образованию юридического лица
32
Заключение
39
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданское право курсовая, образование юр. лица.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

     С нашей точки зрения, иск о недействительности устава и государственной регистрации  коммерческой организации направлен  на ограничение или прекращение правоспособности юридического лица, поэтому единственным надлежащим ответчиком по таким требованиям следует признавать юридическое лицо, о законности создания которого и приобретения прав которым подлежит разрешению судебный спор. Ответчиком по иску о признании недействительной государственной регистрации изменений учредительных документов юридического лица тем более необходимо считать юридическое лицо, поскольку предмет спора сводится к проверке правомерности оснований и порядка внесения изменений в учредительные документы юридического лица.

     Регистрирующий  орган к участию в деле привлекается в качестве третьего лица, поскольку  причиной признания государственной  регистрации недействительной являются не его действия, а нарушения гражданского законодательства, допущенные при утверждении учредительных документов участниками общества.

     Выглядит  заведомо ошибочным, противоречащим существу спорных корпоративных правоотношений предъявление названных исковых  требований только к регистрирующему  органу. В таких делах арбитражный суд вправе с согласия истца на основании статьи 46 АПК РФ изменить процессуальное положение организации как третьего лица и признать ее ответчиком.

     Полагаем, что требования о признании недействительными  полностью или частично учредительных документов юридического лица и его государственной регистрации вытекают из гражданских правоотношений участника общества и юридического лица, основаны на применении норм гражданского права, поэтому они должны иметь форму искового заявления иподлежат рассмотрению по правилам искового производства.

     Рассмотрим  несколько примеров:

     1. Подписание заявления о государственной  регистрации создания юридического  лица, а также иных представляемых  на государственную регистрацию  документов неустановленным лицом по поддельным документам является основанием для признания незаконным решения о государственной регистрации юридического лица при создании.

     Дела№№  АЗ3-7679/2008, АЗ3-11546/2008.

     Управление ФНС обратилось в арбитражный суд к регистрирующему органу с заявлением о признании недействительным решения о государственной регистрации ООО при его создании, а также решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО.

     В обоснование требования У ФНС пояснило, что в ходе проведения контрольных мероприятий Управлением по налоговым преступлениям ГУВД Красноярского края установлены факты подделки документов, представленных на государственную регистрацию. В частности, из показаний свидетеля Б., значащегося учредителем ООО, заключения эксперта следует, что Б. никаких документов на государственную регистрацию не подписывал, никакого отношения к созданному юридическому лицу не имел, подпись нотариуса на заявлении о государственной регистрации была подделана.

     Регистрирующий  орган, возражая на заявление, указал, что при государственной регистрации  ООО действовал в рамках Закона о  государственной регистрации, оснований  для отказа в государственной регистрации при внесении записи в ЕГРЮЛ не обнаружено.

     Арбитражный суд заявление удовлетворил на основании  следующего.

     В связи с тем, что согласно ст. 4 Закона о государственной регистрации  государственный реестр является федеральным  информационным ресурсом и в силу назначения государственной регистрации как публичного акта органа государственной власти, ЕГРЮЛ должен содержать достоверные сведения. Учитывая, что в ст. 17 Закона о государственной регистрации приводится не только перечень документов, необходимых для государственной регистрации, но и требования к ним, в государственный реестр могут быть внесены только достоверные сведения о юридическом лице, соответствующие требованиям действующего законодательства.

     Установление  недостоверности сведений, подлежащих обязательному отражению в заявлении о государственной регистрации, в отношении которых податель заявления дал в установленном законом порядке гарантии достоверности, фактически означает незаполненность соответствующих граф заявления, что, в свою очередь, лишает поданный заявителем документ статуса заявления о государственной регистрации юридического лица.

     Поскольку материалами дела подтверждено, что  гражданин Б. никаких документов на регистрацию ООО не подписывал, своего согласия на это не давал и заявление о государственной регистрации ООО по этой причине содержит недостоверную информацию, решение о государственной регистрации признано арбитражным судом незаконным.

     2. Не прошедшие государственной  регистрации фактические изменения  в составе участников ООО имеют юридическое значение для регистрирующего органа только при рассмотрении им заявлений о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, касающихся изменений состава участников общества.

     Дело  № АЗ3-105 70/2008.

     Участник ООО «С.» К. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в ЕГРЮЛ.

     В обоснование иска заявитель сослался на то, что регистрирующий орган  неправомерно отказал в государственной  регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, сославшись на то, что общее собрание участников общества, на котором принято решение о внесении изменений в состав общества, было неправомочно решать поставленные вопросы. В то же время налоговым органом, по мнению заявителя, не учтено, что, во-первых, на момент принятия решения заявитель являлся единственным участником общества в силу фактического перехода доли другого участника общества к ООО на основании п. 2, 7 ст. 23 ФЗ «Об ООО», а во-вторых, регистрирующий орган не наделен полномочиями на проведение правовой экспертизы представленных документов, не вправе давать оценку решению общего собрания участников юридического лица. Поскольку все необходимые документы были представлены в ИФНС, по мнению заявителя, налоговый орган был не вправе отказывать в государственной регистрации изменений.

     Ответчик, возражая против доводов заявителя, указывал на то, что на момент подачи заявления о внесении изменений в учредительные документы общества по данным ЕГРЮЛ участниками общества являлись гражданка Л. и гражданка Р., заявитель не являлся участником общества. А следовательно, внесение изменений в устав общества на основании представленного решения единственного участника общества, принятого заявителем, было невозможно.

     Рассматривая  дело, арбитражный суд установил  следующее.

     С момента государственной регистрации  последних изменений в сведения о юридическом лице произошли фактические изменения состава участников общества, а именно, доля в уставном капитале ООО, принадлежавшая гражданке Р., подарена заявителю, а гражданка Л. в связи с тем, что участники общества отказали ей в безвозмездной уступке доли в уставном капитале общества третьему лицу, предъявила обществу требование о выкупе доли и заключила с ООО договор купли- продажи доли в уставном капитале. Общее собрание участников общества, на котором были приняты соответствующие решения по вопросам выбора директора общества, внесения изменений в устав ООО, прошло после изменения состава участников общества. На проведенном общем собрании участников присутствовал лишь заявитель, считающий себя единственным участником общества.

     И ФНС отказала зарегистрировать внесенные в устав изменения по причине не представления вопреки ст. 23 Закона о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов, т.к. процедура проведения общего собрания участников ООО, как указано налоговым органом, противоречит нормам действующего законодательства.

     В результате исследования всех обстоятельств  дела арбитражный суд пришел к  выводу об отсутствии оснований для  удовлетворения заявления в силу следующего.

     Ст. 12 ФЗ «Об ООО» установлено, что изменения в учредительные документы общества подлежат государственной регистрации и приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, предусмотренных ФЗ «Об ООО» с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию. В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения сведений, в том числе, об учредителях (участниках) юридического лица, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае, если изменения указанных в п. 1 данной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственной реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном гл. VI настоящего Закона.

     Из  содержания данных норм следует, что  все изменения в учредительных  документах юридического лица, а также  иные изменения, сведения о которых  внесены в ЕГРЮЛ, подлежат государственной  регистрации. Законодателем установлен трехдневный срок для обращения в регистрирующий орган с соответствующим заявлением. Изменения в учредительных документах юридического лица, не зарегистрированные в государственном реестре, не имеют юридической силы для третьих лиц и не влекут правовых последствий для юридического лица. Следовательно, с момента государственной регистрации изменений в учредительных документах ООО о составе его участников юридические действия новых участников влекут правовые последствия в отношениях с третьими лицами, в том числе, с регистрирующим органом.

     На  момент проведения общего собрания участников общества сведения об имевших место  фактических обстоятельствах - изменение  состава участников общества, не были внесены в установленном порядке в ЕГРЮЛ. Следовательно, регистрирующий орган, принимая решение на основании данных ЕГРЮЛ и в отсутствии обращений о внесении изменений в ЕГРЮЛ о составе участников общества, правомерно отказал в государственной регистрации соответствующих изменений на том основании, что общее собрание проведено неуполномоченным лицом, а принятые на нем решения не влекут правовых последствий для третьих лиц, в том числе, для регистрирующего органа. 

 

      Заключение

     В нашем исследовании выяснили, что  юридическое лицо – это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений.

     Любая организация, имеющая статус юридического лица, должна обладать определенными признаками. Признаки юридического лица - это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права.

     Наделение организаций качеством юридического лица является необходимым условием для их участия в хозяйственной жизни, в товарно-рыночных (коммерческих) отношениях, обеспечения защиты их прав, прав их учредителей и членов.

     Регулирование организации и функционирования юридических лиц по, ГК РФ, отличается в соответствии с общими началами законодательства универсальностью и диспозитивностью. Граждане вправе создавать юридические лица, участвовать в них по своему усмотрению. При этом в качестве общего правила установлено, что коммерческие организации, кроме унитарных и казенных предприятий, а также иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

     Юридическое лицо считается созданным с момента  его государственной регистрации. Юридическое лицо должно иметь в  собственности, хозяйственном ведении  или оперативном управлении обособленное имущество, оно отвечает по своим  обязательствам этим имуществом, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

     Юридические лица создаются по воле либо собственника, либо их будущих членов. В свою очередь  государство ведёт контроль за процедурой образования юридических лиц. Указанная функция государства реализуется в ходе государственной регистрации юридических лиц.

     Перечень  документов, которые необходимо предоставить для государственной регистрации  составляют: устав, утверждённый учредителями, решение о создании или договор учредителей, а также перечисляются требования, предъявляемые к каждому из таких документов.

     Учредительными  документами юридического лица являются учредительный договор и устав. При этом учредительный договор  заключается учредителями, а устав утверждается участниками.

Информация о работе Образование юридического лица