Общественные объединения как юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Современная общественная жизнь немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий капиталов коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкцией юридического лица.
Некоммерческие организации в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) могут создаваться в виде общественных организаций (объединений), религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений, потребительских кооперативов и других формах, предусмотренных законом.
Таким образом общественные объединения являются одной из разновидностей некоммерческих организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГП.docx

— 67.88 Кб (Скачать файл)
  1. Организационно-правовые формы общественных объединений.

Законодательство различает  пять форм общественных объединений, созданных в одной из следующих организационно-правовых форм:

- общественная организация;

- общественное движение;

- политическая партия

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

-орган общественной самодеятельности;

1. Общественная организация.

Общественные объединения  могут создаваться в одной  из следующих организационно-правовых форм:

1) общественная организация; 

2) общественное движение;

3)политическая партия;

4) общественный фонд;

5) общественное учреждение;

6) орган общественной самодеятельности.

Особенность общественной организации  – наличие членства, тогда как  в отношении других организационно-правовых форм общественных объединений этого  не требуется, и их составляют участники. Общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом общественной организации выступает съезд (конференция) или общее собрание; имеется и постоянно действующий руководящий орган (это выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду, конференции или общему собранию). Общественные организации многообразны. Этим понятием, в частности, охватываются профессиональные союзы, политические партии.4

 В современном обществе  большую роль играют профсоюзы.  Профсоюз – это добровольное  общественное объединение граждан,  связанных общими производственными,  профессиональными интересами по  роду их деятельности, создаваемое  в целях представительства и  защиты их социально-трудовых  прав и интересов. 

Общественные объединения  различаются не только по своим организационным  формам, но и по территориальной  сфере деятельности. В зависимости  от этого выделяются общероссийские, межрегиональные, региональные и местные  общественные объединения. Общероссийские общественные объединения действуют  на территориях более половины субъектов  Российской Федерации и имеют  там свои подразделения (организации, отделения или филиалы и представительства). Территориальная сфера деятельности других видов общественных объединений  меньше. Так, региональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории только одного субъекта РФ, а местное – в пределах территории органа местного самоуправления (например, населенного пункта).

Все общественные объединения  независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Они  свободны (в рамках законов) в определении  своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений  должна быть гласной, она основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Конституция  РФ (ч. 5 ст. 13) устанавливает определенные ограничения на создание и деятельность общественных объединений. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Закон предъявляет определенные требования к учредителям, членам и  участникам общественных объединений. Как правило (если иное не установлено  законодательством), учредителями, членами  и участниками общественных объединений  могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения. Ими могут также  быть иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением  случаев, указанных в федеральных  законах или международных договорах (например, они не могут входить  в политические партии). Членами  и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских – достигшие 10 лет. Учредителями, членами и участниками  общественных объединений не могут  быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Отказ в государственной  регистрации может быть обжалован  в суд.

Законодательство регламентирует и порядок ликвидации общественных объединений. Ликвидация общественного  объединения происходит по решению  съезда (конференции) или общего собрания либо в судебном порядке; предусматривается  также возможность приостановления  деятельности общественных объединений. Деятельность общественного объединения  может быть приостановлена по решению  суда в случае нарушения Конституции  РФ, конституций (уставов) субъектов  Российской Федерации.

Общественное объединение  может быть ликвидировано по решению  суда, что означает запрет на его  деятельность. Основаниями этого являются: 1) нарушения требований Конституции РФ и Федерального закона «Об общественных объединениях» о запрещении создания и деятельности общественных объединений определенного характера; 2) виновные нарушения общественным объединением своими действиями прав и свобод граждан; 3) неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Общественные объединения  имеют широкие права, позволяющие  им реализовывать свои уставные цели. Они вправе свободно распространять информацию о своей деятельности; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; участвовать в выработке решений государственных органов и органов местного самоуправления (в порядке и в объеме, предусмотренных законодательством); выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти. Общественные объединения могут представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других граждан в государственных органах, органах местного самоуправления, общественных объединениях. Весьма важным и активно используемым правом общественных объединений является возможность участвовать в избирательных кампаниях (при наличии государственной регистрации объединения и указания в его уставе об участии в выборах). Отвечающие требованиям законодательства общественные объединения имеют право выдвигать кандидата на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Особенно значимо их право выдвигать федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы по федеральному избирательному округу, которое принадлежит только общественным объединениям.

2. Правовое положение общественных движений в Российской Федерации закреплено Федеральным законом «Об общественных объединениях». В целом правовой статус общественного движения идентичен статусу общественной организации, за исключением отсутствия членства: вхождение лиц в участники общественного движения может не оформляться индивидуальными заявлениями или иными документами (если иное не определено уставом конкретного движения).

Высшим руководящим органом  общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Также каждое движение должно иметь  постоянно действующий руководящий орган общественного движения- выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественные движения, как  и другие формы общественных объединений, могут регистрироваться в порядке, предусмотренном ст. 21 Федерального закона «Об общественных объединениях», и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Права общественных объединений (и, в том числе, общественных движений), закреплены в статье 27 закона «Об  общественных объединениях». В частности, предусматривается право участвовать  в выборах и референдумах в  порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.

Общественно-полезными целями, которые преследуют общественные движения, могут быть: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ.

В целом, законодательно правовое положение общественного движения не отличается от других видов общественных объединений (за исключением политических партий). Так, могут существовать: молодёжные общественные движения (участниками которых могут быть граждане, достигшие 14 лет);детские общественные движения (участниками которых могут быть граждане, достигшие 8 лет).

По территориальной сфере  деятельности могут создаваться  и действовать следующие виды общественных движений:

-общероссийские (осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства);межрегиональные (осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства);

-региональные (деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации);

-местные (деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления).

В соответствии с федеральным  законом «О политических партиях», общероссийские общественные движения (равно как и общероссийские общественные организации) могут преобразовываться  в политические партии, что является одним из двух предусмотренных законом  форм создания политических партий.

В этом случае съезд общероссийского  общественного движения принимает  решения о преобразовании данного  общероссийского общественного  движения в политическую партию, о  преобразовании его региональных подразделений  в субъектах Российской Федерации  в региональные отделения политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии её программы, о формировании руководящих и  контрольно-ревизионных органов  политической партии. Новая политическая партия считается созданной со дня  внесения соответствующей записи в  Единый государственный реестр юридических  лиц.

3. Вместе с тем, после вступления в силу в 2001 году Федерального закона «О политических партиях», имел место обратный процесс: политические партии, не соответствовавшие жёстким требованиям данного закона (в частности, по количеству членов и региональных отделений) часто преобразовывались в общероссийские общественные движения.

Политическая партия - стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней. По сравнению с общественно-политическими движениями и избирательными блоками политические партии отличаются большей идейной и организационной общностью и долговременностью действия.

В отличие от профсоюзов, молодежных, женских, антивоенных, национальных, экологических и иных организаций, реализующих функцию выражения  и защиты интересы определенных социальных слоев и групп преимущественно в роли групп давления на государственные структуры, политические партии ориентируются на непосредственное использование политической власти.

Нередко в определении  политических партий делается акцент на их роли в избирательном процессе. К. фон Бейме характеризует партии как общественные организации, конкурирующие между собой на выборах во имя достижения власти. Однако такой подход не учитывает, что в зависимости от своей идеологической платформы или сложившейся обстановки та или иная политическая партия может добиваться завоевания власти или участия в ее осуществлении не только парламентскими методами, соблюдая принятые в обществе правила политической борьбы, но и прибегая к насилию.

В организационной структуре  политической партии обычно выделяются четыре основных элемента:

1) высший лидер и штаб, которым принадлежит руководящая  роль;

2) стабильный аппарат  управления, выполняющий указания  партийных руководителей и осуществляющий  связь с членами партии;

3) члены партии, активно  участвующие в ее деятельности;

4) пассивные члены партии  и примыкающие к ней сторонники, в незначительной степени оказывающие  влияние на партийную жизнь.

4. Общественный фонд.

Под общественным фондом понимается, один из видов некоммерческих фондов, организационно-правовая форма не имеющего членства общественного объединения, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений  и использовании данного имущества  на общественно полезные цели. Особенности  правового положения общественных фондов отражены в Федеральном Законе РФ от 14 апреля 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ст. 118 и 119 ГК РФ.

Информация о работе Общественные объединения как юридические лица