Общественные объединения как юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Современная общественная жизнь немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий капиталов коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкцией юридического лица.
Некоммерческие организации в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) могут создаваться в виде общественных организаций (объединений), религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений, потребительских кооперативов и других формах, предусмотренных законом.
Таким образом общественные объединения являются одной из разновидностей некоммерческих организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГП.docx

— 67.88 Кб (Скачать файл)

Руководящий орган общественного  фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей  общественного фонда, принятым в  виде рекомендаций или персональных назначений либо путем избрания участниками  на съезде (конференции) или общем  собрании.

Согласно Закону в случае государственной регистрации данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном ГК РФ. Без государственной регистрации  общественный фонд не может участвовать  в имущественных отношениях, так  как не имеет прав юридического лица.

 Общественные фонды  могут действовать на основе  доверительного управления. От его  имени права собственника имущества,  поступающего в общественный  фонд, а также созданного и  (или) приобретенного ими за  счет собственных средств, осуществляют  их постоянно действующие руководящие  органы, указанные в уставах этих  общественных фондах. При этом  учредители и управляющие его  имуществом не вправе использовать  указанное имущество в собственных  интересах. Имущество, переданное  фоном его учредителями (учредителем), является собственностью данного  фонда. Учредители не отвечают  по обязательствам созданного ими общественного фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Общественный фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе, и вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан, и соответствующей этим целям. Он вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Общественный фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Помимо общеобязательных сведений, установленных законом, устав должен содержать: наименование, включающее слово "фонд", сведения его о целях; указания о его органах, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения, о судьбе имущества в случае его ликвидации.

Решение о ликвидации общественного  фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Он может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна: если цели фонда недостижимы, а необходимые изменения не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом. При ликвидации Общественного фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.5

5. Общественное учреждение.

Общественное учреждение - это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Оно может быть создано любым собственником – государством, муниципальным образованием, хозяйственным товариществом или обществом и т.п.

Многообразие существующих учреждений не поддается описанию. Учреждениями являются органы государственного и муниципального управления, организации  культуры и образования, здравоохранения  и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие (например, школы, больницы, библиотеки) и др.

Законодательство не устанавливает  единых требований к учредительным  документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие – на основании типового положения  о данном виде организаций, а некоторые  – в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем). В учредительных документах закрепляется организационная структура учреждения, фиксируются права и обязанности  руководителей и прочего персонала  учреждения и др.

Отметим, что учреждение – единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником  своего имущества. Собственник передает имущество учреждению лишь в оперативное  управление. При этом собственник  ограничен в возможностях распоряжаться  имуществом учреждения. Он вправе лишь изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться  им по своему усмотрению.

Учреждение несет ограниченную имущественную ответственность: оно  отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности  собственник соответствующего имущества  несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам учреждения.

Законодательство не предусматривает  случаев принудительной ликвидации учреждений по требованию его кредиторов, в том числе путем банкротства. При недостаточности денежных средств  учреждения его кредиторы предъявляют  соответствующие требования к его  собственнику, который полностью  и всем своим имуществом отвечает по долгам созданного им учреждения.6

  1. Органы общественной самодеятельности.

Выбранные гражданами группы лиц, способствующие развитию их общественной активности, являются органом общественной самодеятельности. Эти объединения  возникают по месту жительства, работы граждан, а также при тех социально-культурных  учреждениях, с которыми они связаны  различными интересами.

 Основными видами органов общественной самодеятельности являются советы общественности (общественного самоуправления) городских микрорайонов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты, добровольные народные дружины, товарищеские суды, родительские комитеты школ, советы при поликлиниках, библиотечные советы и тому подобные образования.

Главными задачами органов  общественной самодеятельности являются: развитие общественной самодеятельности населения, а именно вовлечение граждан  в активное, сознательное и творческое участие в общественной жизни, в  решение ряда государственных дел; распространение принципов социалистического  самоуправления народа и гласности, например, обсуждение проблем, возникающих  по месту жительства или работы граждан, а также в связи с деятельностью  социально-культурных учреждений; принятие принципиальных решений на собраниях; проведение мероприятий с участием самих граждан (субботников, ремонтных работ, отдыха и т. д.); информирование населения о вопросах общественного значения и о своей работе; разрешение на принципах самоуправления дел, отнесенных к компетенции органа общественной организации путем их коллегиального рассмотрения и участия всех членов органа общественной организации в выполнении намеченного; содействие осуществлению (в определенной мере и участие в решении) задач государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства компетентными государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениям, организациями; выполнение функций общественного контроля за работой соответствующих учреждений, организаций, должностных лиц; участие в воспитании граждан, особенно в формировании их сознания, привитии навыков общественной активности, понимания собственной роли в общих делах и другие.

  1. Судебная практика общественных объединений.

Одной из гарантий успешной реализации права граждан на объединение (как и любых других прав и свобод) является наличие действенной и  эффективной системы защиты. Ведущее  место в этой системе занимает суд, поскольку построение судебной власти, а также процедура рассмотрения дел обеспечивают наиболее объективное  и справедливое разрешение конфликта, восстановление нарушенных прав.

Судебная защита граждан  на объединение гарантируется действующим  законодательством. Так, в Законе об общественных объединениях указывается, что общественные объединения и  граждане, чьи права, предоставленные  настоящим Законом и другими  законами, нарушены, могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы. Закон об общественных объединениях предусматривает законность обжалования  отказа уполномоченных органов в  регистрации объединения или  уклонения от таковой, а также  возможность обжалования предупреждений, вынесенных в адрес объединения, решений о приостановлении и  ликвидации общественного объединения.

Законодательство о политических партиях также закрепляет право  партий на защиту, устанавливает возможность  обжалований действий уполномоченных органов, ограничивающих деятельность политических партий 7. Гарантии судебной защиты права на объединение содержатся и в специальных законах, регулирующих особенности создания и деятельности профессиональных союзов, благотворительных организаций .8

Необходимо отметить, что  пределы судебной защиты права на объединение ограничены. Практика Верховного Суда РФ указывает, что в силу принципов свободы деятельности общественных объединений и невмешательства со стороны государства, установленных Законом об общественных объединений и невмешательства со стороны государства, установленных Законом об общественных объединениях, суд не вправе  вмешательства во внутреннюю деятельность объединения и принимать решения по делам, касающимся таких вопросов.

Так по одному из дел, когда  гражданин обжаловал решение  областной организации КПРФ об исключении его из партии, принятое, по мнению заявителя, с нарушением Устава КПРФ, Верховный Суд РФ, отменяя постановление президиума областного суда, которым были отменены судебные постановления нижестоящих инстанций о прекращении производства по делу, указал следующее.

« В судебном порядке могут  рассматриваться вопросы отказа в государственной регистрации, приостановления деятельности и  ликвидации общественного объединения. Однако в рассматриваемом деле применительно  к этим обстоятельствам заявитель  не обращался его прав. Статья 39 Законом  об общественных объединениях предусматривает  возможность обращения в суд  общественных объединениях и граждан, если были нарушены их права, предоставленные  этим Законом и другими законами об отдельности видах общественных объединений. Но заявитель не указал на такие нарушения. Поскольку предметом  обжалования являлись обстоятельства, связанные с применением норм Устава КПРФ, нельзя признать, что были нарушены права заявителя и что он может обратиться в суд по вопросам, регулируемым Уставом КПРФ и определяющим деятельность объединения, в частности, по порядку проведения конференций партий и членства в ней».9

Эта позиция Верховного Суда представляется правильной. Ее правомерность объясняется самой природой общественного объединения, являющегося добровольным, самоуправляемым объединением граждан, созданным на основе общности их интересов. Предоставление государству и, в частности, суду возможности решать вопросы внутренней жизни общественного объединения, нарушило бы принцип свободы деятельности общественного объединения и превратило бы последнее в структуры, полностью контролируемых государством. Вмешательство государства возможно и должно иметь место только в том случае, когда деятельность общественных объединений подрывает общественный порядок, ведет к нарушению прав и свобод граждан, подрывает основы конституционного строя. Обращений граждан, общественных организаций в суд за защитой своего права на объединение немного. Из всех рассматриваемых судами дел, касающихся деятельностью общественных объединений, наибольшее количество составляют дела по заявлениям уполномоченных органов о ликвидации общественных объединений.

В рассмотрении дел о защите права граждан на объединение  о первой инстанции за исключением мировых судей участвуют все уровни судов общей юрисдикции. Следует сказать, что из дел связанных с защитой политических прав, это еще одна категория наряду с избирательными спорами, подсудность которых специально оговаривается ГПК РФ, однако не по всем возможным видам споров, а только по вопросам приостановлении деятельности общественных объединений и ликвидации. Так, согласно п. 3 ч.1 ст.26 ГПК РФ Верховному суду республики, краевому и иным приравненным к ним судам подсудны дела о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений и о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений. Верховный Суд РФ в силу ст. 27 ГПК РФ рассматривает дела о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений. Все остальные дела подлежат рассмотрению в районных судах. Однако, как практика судов, не все дела, связанные с ликвидацией региональных и межрегиональных, общероссийских общественных объединений, рассматриваются по указанным правилам подсудности. Верховный Суд РФ, Верховные Суды республик, краевые и иные приравненные к ним суды рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения лишь по основаниям, предусмотренным ст. 44 Закона об общественных объединениях: нарушение общественными объединениями прав и свобод человека и гражданина, неоднократные или грубые нарушения Конституции РФ, законодательства либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям. Требования о ликвидации общественного объединения в связи с прекращением своей деятельности в качестве юридического лица по основаниям, указанным в ст. 29, 52 Закона об общественных объединениях, ст. 5, 26  ФЗ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 10, подлежат рассмотрению в соответствующему районном суде11

Подход законодателя к  распределению подсудности дел  о защите права на объединение  не совсем понятен. Скажем, не оговаривается  подсудность иных дел, например, об обжаловании общественным объединением отказа в государственной регистрации  общественного объединения. Получается, что дела  о ликвидации и приостановлении  деятельности общероссийского общественного  объединения подлежат рассмотрению в Верховном Суде, а дела по жалобам  этих же общественных объединений на отказ в государственной регистрации  или на предупреждение, вынесенное в их адрес уполномоченным органом, будет рассматривать районный суд.

Информация о работе Общественные объединения как юридические лица