Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 21:12, курсовая работа
Современная общественная жизнь немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий капиталов коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкцией юридического лица.
Некоммерческие организации в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) могут создаваться в виде общественных организаций (объединений), религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений, потребительских кооперативов и других формах, предусмотренных законом.
Таким образом общественные объединения являются одной из разновидностей некоммерческих организаций.
Представляется, что ныне
установленные правила
ГПК РФ не устанавливает особых процедур рассмотрения дел о защите права на объединение. Дела по заявлениям уполномоченных органов рассматриваются в исковом порядке. Заявления же общественных объединений об оспаривании действий органов власти об отказе регистрации, приостановлении деятельности рассматриваются судом в порядке, установленном главой 23, 25 ГПК РФ, то есть по правилам производства по публично-правовым спорам, связанным с оспариванием действий и решений органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.
Наиболее количество дел, рассматриваемых судами, связано с ликвидацией общественных объединений, поскольку многие общественные объединения после вступления в силу Закона об общественных объединениях и до 1 июля 1999 г. не прошли обязательную перерегистрацию, предусмотренную ст. 52 данного Закона.
Еще один распространенным основанием для ликвидации общественного объединения является несоблюдение им требований ст. 29 Закона об общественных объединениях, согласно которой общественного объединение обязано ежегодно информировать орган, зарегистрировавший общественное объединение, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названиях и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
Включаются в практике судов и дела, когда общественное объединение было ликвидировано по ст. 44 Закона об общественных объединениях в связи с неоднократным и грубым нарушением действующего законодательства. Так, решением верховного Суда Республики Башкортостан от 9 февраля 2004 г. правомерность которого подтвердила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, по заявлению прокурора Республики подлежала ликвидация общественная организация Центр « Дианетика». Судом было установлено, что данная организация в нарушение ч.2 п.3 ст. 49 ГК РФ, требований Закона « Об образовании» и Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» без получения необходимых разрешений осуществляла образовательную и медицинскую деятельность. Судом это было расценено как неоднократное и грубое нарушение закона, являющееся достаточным основанием для принятия решения о ликвидации этой общественной организации.12
Кроме дел, связанных с ликвидацией общественных объединений, в судах рассматриваются и иные дела, например, касающиеся обжалования решений уполномоченных органов о приостановлении деятельности общественного объединения. Следует отметит, что вопрос о субъектах правомочных принимать решения о приостановлении деятельности общественных объединений, решаются неоднозначно. В настоящее время в законодательстве установлен разный порядок вынесения таких решений для общественных объединений и для политических партий. Согласно ст. 42 Закона об общественных объединениях приостановить деятельность общественного объединения вправе регистрирующие органы или прокурор. В силу же ст. 39 Закона о политических партиях решение о приостановлении деятельности политической партии принимается по заявлению уполномоченных органов исключительно судом. На наш взгляд, порядок приостановления деятельности, установленный для политических партий, более правильный и вполне целесообразно было бы распространить его и на общественные объединения, даже в силу того, что решение суда имеет большую юридическую силу и обязательно для исполнения всеми гражданами и организациями. В свою очередь, контроль за исполнением решений можно возложить на регистрирующие органы, правомочные инициировать вопрос о приостановлении деятельности общественного объединения. С формирование законодательства о политических партиях в судах стали появляться дела, связанные с их деятельностью. Чаще всего это также дела, касающиеся приостановления деятельности политической партии и ликвидации.
Основанием для обращения уполномоченных органов в суд с иском о приостановлении деятельности региональных отделений политических партий служит то, что последнее не исполняют требований данных органов. Руководствуясь п.2 ст.39 Закона о политических партиях уполномоченный орган выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца, и после двух предупреждений направляет исковые заявления в суд. После истечения срока приостановления, если нарушения, послужившие снованием для приостановления, не устранены, уполномоченные органы обращаются в суд уже с требованием о ликвидации регионального отделения политической партии.
Одним из распространенных оснований для ликвидации регионального отделения партии является отсутствие на момент регистрации необходимого числа членов регионального отделения. Например, Управление Министерства юстиции РФ обратилось в суд с иском о ликвидации регионального отделения партии « Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса» на том основании, что на момент его государственной регистрации 3 марта 2003 г. отделение партии не имело численности членов партии, необходимой для регистрации отделения, тогда как, согласно п.2 ст.3 закона о политических партиях, более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее сто членов партии, а в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее пятидесяти членов.
Информация, изложенная в
предоставленном для
Отметим, что с конца декабря 2004 г. законодательством установлены еще более жесткие требования к численному составу политической партии. В политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии.13
Решением верховного Суда
Чувашской Республики от 19 августа
2003 г. требования Управления Минюста
РФ были удовлетворены. Судом было установлено,
сто на момент государственной регистрации
регионального отделения
ФЗ « О государственно регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и подпункт «в» п.3 ст.42 Закона о политических партиях суд принял решение о ликвидации регионального отделения. Правомерность указанного решения суда подтвердила Судебная коллегия по гражданским делам верховного Суда РФ, рассматривавшая кассационную жалобу на состоявшееся решение 14
В практике вологодского областного суда также есть несколько примеров, когда региональное отделение политической партии ликвидировалось в связи с тем, что на момент государственной регистрации количество его членов не соответствовало требованиям закона. Так , по данному основанию было ликвидировано региональное отделение политической партии « Социалистическая единая партия России (Духовное наследие)»15 и региональное отделение политической партии « Российская партия самоуправления трудящихся»16
Указанные примеры свидетельствуют
о недоработках действующих правовых
актов о политических партиях. Законодательство,
направленное на формирование в государстве
стабильной партийной системы, создание
крупных политических партий, в то
же время не исключило возможность
создания в предвыборный период формальных
политических организаций. Закон о
политических партиях устанавливает
жесткие требования к численному
составу политических партий, их региональных
отделений. Однако при регистрации эти
данные отражаются лишь в протоколе учредительного
собрания , в котором цифрами указывается
количество членов регионального отделения
партии. Таким образом, в ходе регистрации
данные о количественном составе регионального
отделения не подвергаются надлежащей
проверке. Вместе с тем отмети, что в новых
образцах документов, утвержденных Приказом
Минюста РФ от 5 декабря 2003 г. № 310, предусмотрено,
что неотъемлемой частью протокола общего
собрания об образовании регионального
отделения политической партии является
список членов партии, содержащий сведения,
предусмотренные ст. 23 Закона о политических
партиях. 17
Заключение.
Рассмотрев теоретическую основу темы : «общественные объединения как юридические лица» следует выделить следующее - что на законодательном уровне данный вопрос рассмотрен довольно – таки полно: в ГК РФ выделены статьи, а также принят ряд законов, которые посвящены общественным объединениям, главным и определяющим из которых является ФЗ от 19 мая 1995 г. №82 – ФЗ «Об общественных объединениях». На основе этого можно сделать вывод, что российское законодательство регламентирует деятельность системы общественного объединения и закрепляет их статус.
Целью же объединения является удовлетворение нематериальных потребностей. Причем совершенно не обязательно, чтобы это были потребности какого-то узкого круга лиц ( например, учредителей или членов). Напротив, чаще всего речь идет об удовлетворении потребностей неопределенного круга лиц. Эти два системных признака дают право именовать все эти организации общественными объединениями и предопределяют следующие отличительные особенности некоммерческих организаций данного вида.
Основу общественных объединений составляет объединение граждан (физических лиц) на основе общности интересов.
Подводя итог, по судебной практике следует сделать вывод о том, что на данном этапе суд в отношении защиты прав граждан на объединение больше выступает не как защитник данного права, а как контролирующий орган, поскольку имеющиеся в судах общей юрисдикции дела в основном связаны с ликвидацией или приостановлением деятельности общественных объединений. А приведенные примеры показали, что правовое регулирование процедуры защиты и реализации права граждан на объединение имеет ряд недостатков, требующих внимательного изучения и выработки оптимального решения.
Список литературы.
1) Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993г. – М.: Эксмо, 2011. С. 32
2) Гражданский Кодекс РФ. Часть первая.– М.: Проспект, КноРус, 2012.- С. 512
3) Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138 – ФЗ // Российская газета, № 220, 20 ноября 2002.
4) ФЗ от 19 мая 1995 г № 82 - ФЗ «Об общественных объединениях» // Российская газета от 25 мая 1995 г. № 100
5) ФЗ от 11 июля 2001 г № 95 - ФЗ «О политических партиях» // Российская газета от 14 июля 2001 г. № 133
6) ФЗ от 12 января 1996 г. №10 – ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Российская газета от 20 января 1996 года № 12
7) ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125 - ФЗ « О свободе совести и о религиозных объединениях» // Российская газета от 1 октября 1997 г. N 190
8) ФЗ от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ « О негосударственных пенсионных фондах» // Российская газета от 13 мая 1998 г. N 90
9) Камышанский В.П., Коршунов Н.М. Гражданское право: учебник. Ч.1// М.: ЮНИТИ-ДАНА,2011. С. 163
10) Миляков Н.В. Финансы.., 2-ое изд.// М.: ИНФРА-М, 2004. —С. 343
11) Остапенко А.С. Общественные объединения в контексте "демократии участия": диалог гражданского общества и государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 8. С. 3 - 5.
12) Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: учебник., 4-ое изд. // М.: 2005, т 1., С. 365
13) Тихомирова М.Ю. Юридическая энциклопедия. 6-е изд., // М. 2009г., С.231
14) Чиркин В.Е. Современное государство.// М., 2001. С. 296;
15) Архив Вологодского областного суда - 2004 год. Дело № 3-34.
16) Архив Вологодского областного суда - 2004 год. Дело № 3-05.
17) Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. №9. С.6-7.
18) Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004.№ 11. С. 4- 6.
19) Бюллетень нормативных актов Российской Федерации. 2004. № 4. С. 101 – 112
1 Гражданское право: учебник. Сергеев А.П., Толстой Ю.К., 4-ое изд., перераб. и доп. М.: 2005, т 1 – 438 с.
2 Ст 6, ч.2 ст. 8 ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82 – ФЗ «Об общественных объединениях»
3 Остапенко А.С. Общественные объединения
в контексте "демократии участия":
диалог гражданского общества и государства
// Государственная власть и местное самоуправление.
2010. N 8. С. 3 - 5.
4 Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 296;
5 Юридическя энциклопедия. 6-е изд., перераб. и доп. под ред. Тихомирова М.Ю.,М. 2009 г.
6 Финансы. Миляков Н.В., 2-ое изд. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2004. — 343 с.
7 ФЗ от 11 июля 2001 г. № 95 – ФЗ « О политических партиях» ( ред. От 28 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 2001. №29 . Ст. 2950
8 ФЗ от 12 января 1996 г. № 10 – ФЗ « О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности и благотворительных организациях» (ред. от 29 июня 2004 г. ) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148; ФЗ от 11 августа
9 БВС РФ.1999. №9.С12 – 13
10 СЗ РФ. 2001.№33(ч.1). Ст.3431 (ред. от 2 ноября 2004 г.)
11 БВС РФ. 2004.№9. С.6-7.
12 БВС РФ. 2004. № 11. С. 4- 6.
13 ФЗ от 20 декабря 2004 г. № 168-ФЗ « О внесении изменений в ФЗ « О политических партиях» //СЗ РФ.2004. №52(ч.1). Ст.5272
14 Документ опубликован не был. Определение верховного Суда РФ от 7 октября 2003 г. № 31-Г03
15 Архив Вологодского областного суда за 2004 год. Дело № 3-34.
16 Архив Вологодского областного суда за 2004 год. Дело № 3-05.
17 БНА. 2004. № 4. С. 101 – 112
Информация о работе Общественные объединения как юридические лица